Преподобномученик Макарий Высокоезерский

День памяти: 16 октября, в день Карельских святых и в день Вологодских святых

Сей святой муж, своею богоугодною жизнью давший нам пример для подражания, подвизался в XVII веке.

Родиной доблестного воина Христова стала Тимофеевская весь, что в Чаронской округе.

В миру имя ему было Марк Сокирин.

Будучи 15-ти лет по Указу Великого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, юноша был взят в солдаты, в коих и послужил Государю и Отечеству верою и правдою 20 лет.

После того, как отпущен был, благоразумный Марк, памятуя слова Господа во святом Евангелии: «и всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит» (Мф. 19: 29), не пошел в дом свой, но направил стопы свои в монастырь Кирилла, игумена Белоезерского, где принял монашеский постриг с наречением имени Макарий.

Проводя дни в усердных трудах и молитвах, смирении и послушании, размышляя о вечной славе боголюбцев на небесах, подвижник стремился к неотлучному пребыванию мыслями и сердцем с Господом.

Подобно древним отцам возжелал он удалиться в места безлюдные и вселится в пустыню, дабы наедине с Богом быть; на месте же подвигов для совершения богослужений воздвигнуть святой храм.

С верою молился подвижник о том Богу. И вот, месяца июня в 9-й день, на память преподобного отца нашего Кирилла Белоезерского, чудотворца, по всенощном бдении, когда возвращался отец Макарий в келлию свою, осенил его свет великий. Со страхом Божиим пал монах на землю и внимал гласу свыше: «Макарий, услышана молитва твоя. Иди на запад, там тебе место уготовано. Желаю даровать тебе мученический венец». Подвижник поднявшись, огляделся, но никого не увидел. Только на западе столп огненный стоял от земли до неба. Уразумев в том повеление Божие, послушный Господу Макарий испросил благословения игумена и отправился на запад. Столп же огненный стоял перед ним днем и ночью.

Ревнуя об исполнении воли Божией, путник с молитвою без сна и отдыха шествовал по непроходимым лесам и болотам.

Придя в Заонежские страны Виницкого погоста Новгородской епархии, он увидел, что огненный столп остановился посреди Высокого озера.
Уразумев, что здесь Господь определил ему место для безмолвия, подвижник, приглядев себе ниже озера гору высокую, поставил на ней келлию с часовней и начал копать ров от подножия горы.

С молитвой и усердием трудился отшельник семь лет, не давая очам своим сна, памятуя, что тело человека есть земля и потому надлежит ему в землю возвратиться. Как старательно трудился он над копанием рва, удаляя из него землю, так же прилежно работал подвижник и над своим сердцем, устраняя из него страсти и греховные помыслы.

Очищая свой внутренний храм покаянием и молитвой, пустынник прокопал от озера до озера ров глубиною семь, длинною сто сажень и излил воду из того озера, где стоял прежде столп огненный, в другое.

Посреди иссякшего озера по благословению Преосвященнаго Корнилия, митрополита Великаго Новаграда и Великих Лук воздвиг он деревянную церковь во имя Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Прослышав о святом житии подвижника, к пустыннику собралась братия, желавшая спасать свои души под руководством сего богомудрого наставника. Так в 1670 году была создана Высокоезерская обитель.

Богоугодно подвизаясь в пустыни несколько лет, отец Макарий дожил до провозглашения в 1682 году Благоверными Государями, Царями и Великими Князьями, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцами Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и сподобился мученической кончины.

По навету злых человек 1 октября на обитель напали разбойники. Связав старца, они избили его и предали всяческим мучениям: огнем беспощадно жгли тело, под ногти в руки и ноги вонзали деревянные стружцы. Злодеи, слушая отца своего – диавола, долго мучали христолюбивого Макария, так что он еле жив остался. Братию же лиходеи разогнали, а обитель разграбили.

Случилось в ту пору проходить мимо священнику Иосифу Титову. Придя в келлию к старцу, он исповедовал и причастил Христовых Таин отца Макария, помазал святым елеем его измученное тело.

3 октября по старому стилю/16 октября по новому стилю подвижник мирно предал душу свою Господу, которому много лет с усердием и любовью служил.

Погребен угодник Божий был у церкви в созданной им обители.

Христианам преподобномученик Макарий являет образец крепости веры, послушания Творцу, ревностного стремления к богообщению, самоотверженности, мужества, терпения в скорбях и упования во всем на Господа.

Узнав, что Владыка всех уготовал ему мученический венец, боголюбивый Макарий со смирением принял волю Божию о себе. Кротко перенес он многочисленные страдания, памятуя о грядущем воздаянии и вечной радости с Господом в Его небесных обителях. Всегда было исполнено сердце его любовью к Богу: и в минуты отрады, и в минуты искушений.

Подражая великому столпу благочестия, станем и мы более о горнем помышлять и о спасении души своей радеть.

Молитвами преподобномученика Макария да исполнит Милосердный Господь сердца наши верою, любовью и терпением, дабы и нам, на земле богоугодно пожив, вечного блаженства сподобиться. Аминь.

Прп. Макарий Высокоезерский. Фрагмент иконы «Собор святых, в земле Карельской просиявших». 1876 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия)

Сразу после блаженной кончины подвижника ему были составлены тропарь и кондак (написаны гласом 8, приведены ниже).

Основанная в XVII в. преподобномучеником Макарием Высокоезерским  Макариевская Высокоезерская пустынь располагалась на территории Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. В 1700 году монахами была построена вторая церковь монастыря, освящена она была в честь  Николая Чудотворца. Между церквями над могилой старца стоял крест под крышей.

Преподобный Макарий Высокоезерский. Настенная роспись. Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких г. Череповца.

В XVIII веке Высокоезерская обитель являлась приписной пустынью Александро-Свирского монастыря. В 1764 г. она была упразднена. Николаевская и Воскресенская церкви превращены в приходские церкви. В 1852 году прихожане вместо ветхой Воскресенской церкви пристроили теплый придел к Николаевской церкви, который освятили в честь Обновления храма Воскресения Христова. В 1881 году вместо ветхой была построена новая Николаевская однопрестольная церковь с колокольней.

По рассказам старожилов братии в монастыре одно время было много. Ею велось всё монастырское хозяйство. Монахи занимались не только молитвой, но и землепашеством, скотоводством, рыбной ловлей в Высокоезерском озере.

В ходе секуляризационной реформы 1764 года Высокоезерская пустынь была упразднена, а имевшиеся на ее территории Воскресенская и Николаевская церкви стали приходскими.

Фото Николаевской церкви. Конец 20 века.

К церкви было приписано шесть деревянных часовен. В советское время церкви были закрыты.

До нашего времени от монастырских и приходских построек  сохранились  лишь остатки высокой каменной ограды и руины деревянного храма.

Ныне территория бывшей Макариевской Высокоезерской пустыни относится к Вытегорскому району Вологодской области Череповецкой епархии.

В 2016 году на месте  бывшей обители был установлен поклонный крест.

Ныне память угодника Божия по-прежнему почитается. В настенной росписи кафедрального собора города Череповца имеется иконописное изображение святого. В Череповецкой епархии планируется возведение храма, посвященного преподобномученику Макарию Высокоезерскому.

Сотрудником Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии были составлены тропарь, кондак, молитва и канон преподобномученику Макарию Высокоезерскому, а также написана статья, посвященная Макариевскому Высокоезерскому Воскресенскому монастырю.

Память преподобномученика Макария Высокоезерского совершается 16 октября,  в день Карельских святых и в день Вологодских святых.

При написании  использованы статьи:

1. Прп. Макарий Высокоезерский//http://kirillov-monastyr.ru/saints/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=175

2.Македонская Н.М. Макариевская Высокоезерская Воскресенская мужская пустынь//http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=311

3.Макариевская Высокоезерская пустынь//https://www.booksite.ru/civk/M-62.html

 Источники.

1. Архим. Никодим. Олонецкие святые, их жизнь и церковное чествование. Преподобный Макарий Высокоезерский//Олонецкие епархиальные ведомости № 12 от 15 июля 1903 г. Стр. 428, 431-432.

2.Житие и подвиги высокоезерския пустыни монаха Макария//ГКУ РК «Национальный архив Республики Карелия». Ф.25. Оп. 20. Д.39/443. Лл. 1,3-5об.

3.Ведомости о церквях Лодейнопольского уезда за 1869 год.// Национальный архив Карельской Республики. Ф. 25. Оп. 20. Д 24/233. Л. 76-79 об.

4. Рапорт за 1879 г. о представлении в консисторию книги, выданной крестьянину деревни Осиповской Высокозерского прихода Федору Мартимианову для сбора подаяний на строительство в их приходе новой церкви.//Национальный архив Республики Карелия. Ф. 25. Оп. 19. Д 22/315. Л. 18-18 об.

5. Ведомости о церквях Лодейнопольского уезда за 1869 год.// Национальный архив Карельской Республики. Ф. 25. Оп. 20. Д 24/233. Л. 76-79 об.

6. О Высокоезерской пустыни в Лодейнопольском уезде. Барсов Е. В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями : материалы для истории и статистики Обонежской церкви / Е. Барсов // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1868 год. – Петрозаводск, 1867. – С. 3-29.

7. Высокоезерская-Макариевская мужская пустынь, описание № 751. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем : в 3 т. Т. 2. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов / В. В. Зверинский. – СПб. : Тип. Безобразова и Комп., 1892. – 461 с.