26 декабря — день памяти благоверного князя Глеба Белозерского и Ростовского

В сонме святых Череповецкой епархии есть только один благоверный князь — это Глеб Белозерский и Ростовский.

В день памяти святого вспомним основные вехи его биографии.

Князь Глеб Белозерский — сын Ро­стов­ско­го кня­зя Ва­силь­ка Кон­стан­ти­но­ви­ча — ро­дил­ся в 1237 го­ду. Еще в младенчестве он потерял отца. В возрасте двадцати девяти лет тот попал в плен к татаро-монголам, которые настойчиво принуждали его перейти на их сторону, но пленник ответил решительным отказом, предпочитая принять смерть. Князь был убит мон­го­ло-та­та­ра­ми в 1938 году. Церковь причислила Василька Константиновича к лику святых. Дед князя Глеба князь Михаил Всеволодович Черниговский тоже был мученически убит в том же году за отказ принять татарскую веру и пройти очистительный огонь. Князь Михаил также был
канонизирован и ныне почитаем Православной Церковью как великомученик.

Таким образом, в лице своего отца и деда юный Глеб получил пример крепкой веры, мужества, сохранения верности Христу даже до смерти.

Пока Глеб не подрос, он жил в Ро­сто­ве вместе с ма­те­рью, кня­гиней Ма­рией Ми­хай­ловной. С младых лет отрок поучался в слове Божием. Духовным наставником юного князя был епископ Ростовский Кирилл.

В четырнадцать лет князь Глеб поселился в своем уделе — Белоозере. Он стал первым Белозерским князем.

Глебу довелось жить в неспокойное для Руси время монголо-татарского ига и на себе испытать все тяготы удельного князя, вынужденного подчиняться ордынцам-захватчикам.

В годину испытаний он стал для угнетенных людей добрым и заботливым отцом, неустанно пекущимся о вверенном ему Богом народе. Как сообщают летописи, «по пленении же татарском от юности своей многих христиан, обидимых от татар, избавил и печальных утешил».

В 1244 году боголюбивый князь со­про­вож­дал бра­та в Ор­ду для утвер­жде­ния за ни­ми ха­ном Ба­ты­ем их на­след­ствен­ных уде­лов. В результате поездки Бе­ло­озе­ро бы­ло закреп­ле­но за Гле­бом. В 1249 го­ду Глеб снова ез­дил в Ор­ду к сы­ну Ба­тыя — Сар­та­ку для пред­став­ле­ния и но­во­го утвер­жде­ния в пра­вах на удел.

Благодаря стараниям мудрого князя, Белоозеро, в отличие от городов Владимира, Переяславля Залесского, Суздаля, никогда не подвергалось нашествию татаро-монголов. Для поддержания мирных отношений с Ордой, он в 1257 го­ду же­нил­ся на та­тар­ской княжне, на­зван­ной в кре­ще­нии Фе­о­до­рой.

Ле­то­пи­си с по­хва­лой от­зы­ва­ют­ся о Гле­бе Белозерском, как кня­зе бо­го­бо­яз­нен­ном, крот­ком, щед­ром и милостивом, по­чи­тав­шем мо­на­ше­ский чин, рев­ни­вом к цер­ков­но­му бла­го­ле­пию: «Еду свою и питье, не скупясь, нуждающимся подавал, и многую милостыню убогим и нищим, и странникам, сиротам и вдовицам подавал, поминая слово Господне, глаголющее: «То, что сотворите единому из сих братий моих меньших, Мне сотвористе»».

«От юно­сти сво­ея, — го­во­рит Тро­иц­кая ле­то­пись, — по на­хож­де­нии по­га­ных та­тар, на­ча слу­жи­ти им и мно­гих хре­стья­ны оби­ди­мыя от них из­ба­ви и пе­чаль­ные уте­шая, и браш­на сво­е­го и пи­тия нещад­но тре­бу­ю­щим по­да­вая… и мно­гы церк­ви со­зда и укра­си ико­на­ми и кни­га­ми, и священнический и иноческий чин зело почиташе».

С име­нем Гле­ба свя­за­но воз­ник­но­ве­ние мо­на­сты­рей в Бе­ло­зер­ском крае. Князем были ос­но­ва­ны: в 1251 году — Усть­ше­хон­ский-Тро­иц­кий на Устье мо­на­стырь (в бла­го­дар­ность за чу­дес­ное ис­це­ле­ние сы­на его Ми­ха­и­ла от сле­по­ты); около 1260 года — Спа­со-Ка­мен­ный мо­на­стырь на ост­ров­ке Ку­бен­ско­го озе­ра (по слу­чаю чу­дес­но­го спа­се­ния от бу­ри на озе­ре).

Скорби и невзгоды были неизменными спутниками князя, очищая его, яко злато, в горниле искушений. В 1268 го­ду миролюбивому князю снова пришлось ехать в Орду. Вер­нул­ся от­ту­да он боль­ным. Во время следующей поездки к ордынцам в 1271 го­ду в от­сут­ствии князя умер­ла его любимая матушка, а спустя два года скон­ча­лась и супруга (по­гре­бе­на в Ро­стов­ской церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы).

Из-за болезни Белозерский князь не смог принять участие в очередном походе ханских войск, поэтому вынужден был отправить туда своего сына.

Кроме отягощающей его болезни, в том же году князю добавились новые заботы: по смер­ти бра­та сво­е­го Бо­ри­са Глебу перешло во владение Ро­стов­ское кня­же­ство, он со­еди­нил под сво­ей вла­стью Ро­стов и Бе­ло­озе­ро.

К тому времени его здоровье уже подорвали тяжёлые изнурительные походы, частые поездки в Орду, тревоги, зависимость от изменчивых ханских милостей и капризов.

13 де­каб­ря (по старому стилю) 1278 года в возрасте сорока одного года князь Глеб ти­хо и крот­ко ис­пу­стил свою ду­шу в Ро­сто­ве.

Народ скорбел о потере любимого кормителя и заступника, так как тот «ко всем любовен и милостив был, и смиренен, ибо ненавидел гордость и отвращался от нее как от змия… Немало жалости и плача оставил по себе всем знавшим его», — такими словами летопись запечатлела добродетельное житие великого светильника веры и благочестия, осиявшего земли Белозерские в годину лютую монголо-татарского ига.

Почитается благоверный князь в Череповецкой епархии и ныне, являясь для современников примером крепкой веры, кротости и милосердия, любви к Богу и ближним, самоотверженного служения Отечеству.

Приложение: миниатюра с изображением благоверного князя Глеба Белозерского из Лицевого летописного свода 70-х годов XVI века.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *