13 ноября — день празднования памяти преподобномученика Леонида (Молчанова), настоятеля Филиппо-Ирапской пустыни.

Лев Петрович Молчанов (будущий преподобномученик Леонид) родился в 1872 году в крестьянской семье в деревне Захарово Новгородской губернии. С детства отрок отличался добротой и сострадательностью, а также любовью к церковным службам. Мальчик с детских лет читал и пел на клиросе в сельском храме. Его глубокая религиозность побудила местного священника упросить отца отдать сына в земскую школу. Окончив ее, Лев продолжал трудиться при храме.

Когда Льву исполнилось 22 года, его призвали в армию. Он прослужил в ней 8 лет. Солдатская служба, как и послушание при церкви, стала для юноши школой таких христианских добродетелей, как смирение и послушание. Выйдя в запас, Лев Молчанов решил посвятить жизнь служению Богу и в 1901 году поступил послушником в Перекомский монастырь.

Путь Льва Молчанова к монашеству оказался долгим и трудным. В 1904 году началась русско-японская война, и его снова призвали в армию. Послушник Лев вернулся в Перекомский монастырь с боевой наградой, которой награждали храбрых и героических воинов, – с Георгиевским крестом.

В 1906 году Лев подал прошение о переводе в Юрьев монастырь, расположенный в окрестностях Новгорода. В этой обители в 1907 году тридцатипятилетний Лев Молчанов был пострижен в монахи с именем Леонид. Чуть позже, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он был рукоположен во иеродиакона, а в 1908 году, уже будучи насельником Кирилло-Белозерского монастыря, куда перешел по собственному желанию, он стал иеромонахом.

В 1911 году иеромонах Леонид получил ответственное послушание исполняющего обязанности настоятеля Филиппо-Ирапской пустыни. На этой должности он проявил себя как деятельный организатор и отличный хозяйственник. Боголюбивый настоятель был для братии во всём примером. Спустя три года, в 1914 году, отец Леонид был назначен настоятелем Ирапской пустыни, а в марте 1915 года возведен в сан игумена.

В 1917 году игумен Леонид был назначен настоятелем Сольвычегодского монастыря Вологодской епархии. Его перевод совпал с революционными событиями в России и приходом к власти богоборцев. Отныне, согласно Декрету об отделении Церкви от государства, все церковное имущество переходило в руки новой власти. В октябре 1918 года местные органы власти заявили о своих правах на имущество монастыря. От настоятеля потребовали представить список имущества Введенской обители. Игумен дважды отказывался от составления описи. Когда представители власти повторили свое требование в третий раз, он, как мужественный воин Христов, не побоялся их обличить и дал им такой ответ: «Богоотступникам и врагам Церкви Христовой. Опомнитесь, осатанелые – сами пишете, что Церковь отделена, так не дерзайте касаться священного. Вам мало того, осатанелые, что грабите и убиваете невинных людей, еще восстаете против Самого Бога, Закон Божий изгоняете, святые иконы из школы и дома, которые вы заняли, выносите. Вы забыли, проклятые, что вы дети христиан, вас малолетних по обряду христианскому крестили и приводили в Святую Церковь, приобщали Святых Христовых Таин. Я ожидал вашего покаяния и исправления, а вы восстаете на большее зло. Помните мои слова: аще не перестанете разорять Церковь Христову, то скоро вас Господь накажет. Я признаю над собой начальство духовное: Патриарха и епископов православных, а вам не подчиняюсь, богоотступникам, врагам Христа моего, и декрета вашего не признаю».

На другой же день, 28 октября, игумен Леонид был вызван на допрос в ЧК. Понимая, что его ждет смерть, он отправился туда после утреннего богослужения, простившись в братией монастыря. Иноки проводили настоятеля до монастырских ворот, где игумен, обернувшись, благословил их в последний раз.

Во время допроса отец Леонид был непреклонен и не скрывал своего отношения к действиям советской власти по отношению к Церкви. «Нахожу, что эта власть – насильственная. И я ее не признаю как власть богоотступников,  – заявил он следователю, – раз Церковь отделена от государства, то другим лицам вмешиваться в дела Церкви недопустимо. Я… стою за Святую Церковь».
На следующий день игумену Леониду был вынесен смертный приговор.
13 ноября 1918 года он был приведен в исполнение.

В 2007 году игумен Леонид (Молчанов) был причислен к лику святых.

В Череповецкой епархии память преподобномученика Леонида почитается особо. В Свято-Троицком Филиппо-Ирапском мужском монастыре, где он прежде служил настоятелем, имеется домовой храм, освященный в его честь.

Иконописное изображение святого содержится в настенной росписи в притворе кафедрального собора г.Череповца.

Тропарь преподобномученику Леониду (Молчанову), глас 1:
Верный ученик Христа даже до смерти быв,/ преподобномучениче Леониде приснопамятне,/ подвиги бо поста и кровию мучений/ землю Русскую освятил еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Прославльшему тя с новомученики Российскими.

Кондак преподобномученику Леониду (Молчанову), глас 3:
Мирскаго мятежа удалився,/ добре Богу послужил еси,/ во дни же гонений на Церковь Русскую,/ кровь твою за Христа пролиял еси/ и страданьми твоими землю нашу обагрил еси./ Темже молися, преподобномучениче Леониде,/ сохранитися ей в Православии и благочестии/ до скончания века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *