8 февраля — день кончины митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова)

8 февраля, в день блаженной кончины митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова), выдающегося подвижника благочестия, богослова и проповедника, вспомним о совместных трудах Преосвященного владыки и архимандрита Феофана (Соколова) на благо Церкви Христовой.

Отец Феофан прослужил у митрополита Гавриила келейником 10 лет и оставил о Преосвященнейшем владыке самые добрые воспоминания.
«Преосвященный Гавриил был премудрый и богослов и философ, а более всего то, что угоден Господу Богу. Я сподобился послужить ему, а недостоин, но Господь Бог привел послужить такому великому мужу».

Он сохранил навсегда к памяти владыки глубокое благоговение. В дальнейшем примером жизни боголюбивого архипастыря отец Феофан наставлял духовных чад в вере и благочестии.

По рассказам отца Феофана, митрополит Гавриил при своих ученых трудах и многочисленных служебных занятиях строго исполнял и обязанности инока. В образе жизни соблюдал умеренность. Большую часть доходов употреблял на помощь нуждающимся и раздачу нищим. Как вспоминал архимандрит Феофан, «у преосвященного Гавриила положено было раздавать нищим каждый день 50 руб., -это медных только, а ассигнациями и золотом сам раздавал, да по 300 руб. каждый месяц на тюрьмы. Медные деньги раздавал я, и по всем тюрьмам я же развозил».

Для отца Феофана это был назидательный пример того, как человек, занимавший высокое положение в обществе, сохранил простоту, скромность, открытость в общении.

Первоначально владыка вверил отцу Феофану наблюдение за домашним хозяйством и на первых порах требовал от него некоторой отчетности. «Случалось, что владыка в свободное время от дел захаживал в его келью для наблюдения под предлогом узнать, как у него тепло; а иногда оставлял в своей спальне (раскидывал) деньги, чтобы искусить», — вспоминал позже архимандрит Феофан.

Убедившись в неподкупной честности келейника, он предоставил ему полное и безотчетное распоряжение и хозяйством, и деньгами.
Никакие доносы и клевета недоброжелателей не смогли поколебать его доверия к отцу Феофану. «Уж и доказывали Преосвященному на меня, что у Феофана деньги мешками стоят, кто ни придет, своими руками берет, — он только смеется и говорит, «ему легче раздавать-то», — вспоминал потом архимандрит Феофан.

Однажды митрополиту донесли, что келейник ежедневно устраивает для кого-то обеды. Архимандрит Феофан вспоминал: «Преосвященный спрашивает меня: «Что это у тебя за столы? — «Да вот, для странных, — я отвечал, — которым не случится где пообедать, я готовлю щи, горох и кашу».

Чем ближе знакомился Преосвященный с характером и жизнью своего келейника, тем более приближал его к себе. Он с полным доверием обращался к нему за советами и содействием в разных служебных делах. Все секретные бумаги писал, как правило, отец Феофан.

Владыка ценил духовную опытность и знание иноческой жизни своего келейника. Когда он получил из Молдавии сделанный старцем Паисием перевод «Добротолюбия», то передав его для пересмотра и исправления ученым Александро-Невской семинарии, поручил им за советами обращаться к отцу Феофану, на опыте прошедшему истины, изложенные в сборнике.

Как человеку опытному в духовной жизни, ему же открывал он и свои духовные состояния.

Также владыка сделал его помощником своим в трудах по устроению и обновлению монастырей, большинство которых, после введения штатов, находилось в упадке.

По мнению отца Феофана одной из причин запустения монастырей являлось то, что архимандритами и настоятелями обителей назначали монахов из ученых, по преимуществу малороссов, которые занимались не столько устройством монастырей, сколько учеными должностями. Они не получили должного иноческого воспитания и поэтому не могли оказывать благотворное влияние на дух и образ жизни подчиненных.

Митрополит Гавриил, ища духовных старцев, которые могли бы посвятить себя самоотверженно делу внешнего и внутреннего обновления обителей, обращался за советами к своему келейнику и всегда пользовался его указаниями.

Старец Феофан, живший и подвизавшийся с мужами высокой духовной жизни в Саровской обители, Санаксарской пустыни, Введенском островном монастыре, Тисманской обители, указывал на них митрополиту. Таким образом были вызваны знаменитый Саровский старец Назарий (Кондратьев), обновивший Валаам; отец Игнатий (Ушаков), первый архимандрит из неученых, назначенный в знаменитый Тихвин и восстановивший его, а вслед за тем воссоздавший древнюю московскую Симонову обитель. В Пешношский монастырь был вызван отец Макарий.

Так отец Феофан в скромном звании келейника митрополита Гавриила содействовал восстановлению и внутреннему благоустройству запустевших монастырей.

В 1785 году отец Феофан был посвящен митрополитом Гавриилом в иеромонахи.

По благословению митрополита Гавриила довелось его келейнику лично потрудиться над восстановлением обителей. Так, владыка назначил опытного в иноческой жизни старца Феофана строителем Моденского монастыря, где тот привел в порядок монастырские здания, завел чинное богослужение и порядок в жизни братии, так что, по слухам о духоносном отце-настоятеле, стало приходить в монастырь много новых иноков.

В 1793 году владыка Гавриил назначил отца Феофана настоятелем в Кирилло-Новоезерский монастырь для восстановления находившейся в упадке древней обители. И архипастырь, хорошо знавший своего келейника, не ошибся — при архимандрите Феофане обитель расцвела.

С удалением от Невской лавры не прекратились близкие отношения отца Феофана с митрополитом Гавриилом. Последний обращался к нему в Новоезерский монастырь за советами, особенно в выборе лиц на разные должности. А сам отец Феофан нередко заезжал к Преосвященному из Моденского монастыря, а позднее — из Новоезерского. Во время этих приездов он по — прежнему исполнял при нем должность келейника, прислуживал владыке при столе, и сам митрополит сохранял в обращении с ним прежнюю простоту отношений: случалось, например, что отправляясь к утрени, заходил в его келью, чтобы разбудить его, если замечал, что он не встал еще.

В начале 1800 года архиерей жаловался отцу Феофану на нездоровье и предсказывал близость кончины. Спустя год архимандрит Феофан опять посетил святителя, уже в Новгороде, где он жил на покое. Приобщался пред смертью почти каждый день.

Скончался Преосвященный владыка Гавриил 28 января (по старому стилю) 1801 года.

Старец Феофан оплакивал кончину дорогого наставника и духовного сподвижника, лично присутствуя при его погребении.

В приложении: Записки архимандрита Феофана (Соколова) о митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Гаврииле (Петрове).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *