Святитель Игнатий (Брянчанинов) и архимандрит Феофан (Соколов). Воспоминания святителя Игнатия о старце Феофане.

18 февраля, в день рождение святителя Игнатия Брянчанинова, обратимся к воспоминаниям святителя Игнатия о своем пребывании в Кирилло-Новоезерском монастыре, к письмам святителя об архимандрите Феофане (Соколове). С отцом Феофаном посчастливилось общаться молодому святителю Игнатию (тогда еще послушнику Димитрию) во время пребывания в Кирилло-Новоезерском монастыре. В феврале 1830 года, в начале Великого поста, Дмитрий и его товарищ Чихачев поехали в Кирилло-Новоезерский монастырь. В этой обители жил на покое известный своею святою жизнью архимандрит Феофан. Строгий устав обители был по душе послушнику Димитрию.Игумен Аркадий, присный ученик старца Феофана, им самим избранный и поставленный правителем монастыря, во всем следовал указаниям старца и отличался сам простотой нрава, незлобием и вместе с тем довольной опытностью духовной, ибо проходил путь подвижнический под правильным руководством в послушании у духовноопытного старца. Всего четыре месяца пробыл Дмитрий Александрович в Новоезерском монастыре, но видно, что отец Феофан произвел на него глубокое впечатление: к воспоминаниям о нем не раз возвращался на протяжении всей своей жизни. Так, в 1838 г., разбираясь по поручению Святейшего Синода с обстоятельствами в Валаамском монастыре, он в рапорте на имя Митрополита Серафима приводил в пример «почтеннейшего старца о. Феофана Новоезерского», который «по подобию праведного Иова, предоставив занятие внешними предметами о. Вениамину, сам занимался непрестанно молитвами и словом Божиим». Об отце Феофане будущий святитель Игнатий (тогда послушник Димитрий) так писал матери: «Виделся с о. Феофаном несколько раз, и он рассказывал о себе, что служил в штатской службе в Москве, будучи осемнадцати лет оставил мир, жил несколько времени в Синаксарской пустыне при о. Феодоре Ушакове, потом в Молдавии при Феодосии, а Паисия Нямецкого и не видел, десять лет был келейником митрополита Гавриила и 30 с лишком здешним настоятелем. Из Молдавии в Россию приехал с племянником графа Потемкина, который ушел тайно из России в Молдавию и был лет около десяти конюхом в монастыре, коего настоятелем был вышеупомянутый Феодосий. Он из дворян и теперь семидесяти девяти лет от роду.» В письме иеромонаха Игнатия Павлу Петровичу Яковлеву о житии отца Феодора Ушакова, составленном архимандритом Феофаном, о.Игнатий отмечал: «Житие отца Феодора Ушакова и дополнение мною пересмотрено и токмо грамматические ошибки некоторые исправлены. Потому некоторые, что все оное сочинение не по правилам писано, с смешением наречий словенского и российского. Но оно имеет ясность рассказа достаточную и некоторую оригинальность занимательную; только надо надписать в заглавии, что составлено и написано самим отцом Феофаном. Тогда для всякого очень любопытно читать сочинение старца, и простой его рассказ гораздо приятнее покажется, нежели красноречие кого-либо другого.» Святитель Игнатий Брянчанинов писал об архимандрите Феофане как о муже праведном.
В письме к архиепископу Илиодору он сообщает: «Некоторые стращают меня теми неудобствами, с которыми бывает сопряжена жизнь на покое не только настоятелей, но и Архиереев. Отвечаю: нет рода жизни без своих скорбей; но я высмотрел жизнь монастырскую подробно, не только сверху, но и снизу, проводивши многие годы послушником. Точно, пришлось видеть некоторых настоятелей, живущих будто бы на покое, но на самой вещи на безпокойствии в полном смысле. Опять видел других настоятелей, для которых оставление должности и жительство на покое было средством к достижению сугубаго спокойствия и по душе и по телу. В пример последних могу представить почившаго в Бозе, известнаго по благочестию, отца Феофана, Архимандрита Новоезерскаго: я имел счастие его видеть, имел счастие с ним беседовать. По моему мнению, заимствованному из учения преподобных Наставников монашества, утвержденному собственными наблюдениями, настоятель, живущий на покое, если возлюбит поучаться в Законе Божием, если изберет в жребий свой часть Марии, остережется от всякаго участия в части Марфиной, то проведет тихо, безмятежно дни свои, особенно в монастыре пустынном и общежительном…. »

Презентация Святитель Игнатий Брянчанинов и архимандрит Феофан Соколов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *