5 июня — Собор Ростово-Ярославских святых

5 июня, в Собор Ростово-Ярославских святых, вспомним о тех из них, кто подвизался когда-либо на землях, входящих ныне в Череповецкую епархию. Это преподобный Севастиан Сохотский, преподобные Игнатий и Исаакий Ломские, благоверный князь Глеб Ростовский и Белозерский, священномученики Петр Богородский и Василий Преображенский.

Преподобный Севастиан Сохотский, Пошехонский жил в XV веке. Согласно преданию Севастиан еще в юношеском возрасте почувствовал расположение к подвижнической жизни и поступил в одну из многочисленных тогда иноческих обителей — Воскресенский Череповецкий монастырь. Здесь он проходил различные послушания, был пострижен в монашество, рукоположен в иеродиакона и в иеромонаха. Позже подвижник удалился в дремучие пошехонские леса, стоящие на реке Сохоти, построил здесь храм во имя Преображения Господня и основал обитель, став первым игуменом Преображенского монастыря. Собственным примером и наставлениями преподобный поучал иноческой жизни братию обители. Подвижник жил все время в тесной и ветхой хижине, построенной своими руками. В молитве, посте и трудах протекла жизнь его. Целые ночи он проводил без сна, в славословии Богу, коленопреклонении и молитве, а днем совершал богослужение в храме и изнурял тело, чтобы удалить от себя земные и чувственные помыслы. Смиренный основатель обители сам обрабатывал землю и питался трудами рук своих. Он носил воду, рубил дрова, молол жито, помогал пекущим хлебы, плел вервие. Обычно преподобный питался только хлебом и вареными плодами без масла; пил воду, за которой сам же ходил на реку Сохоть до самой глубокой старости. Его одежда, ветхая и убогая, едва покрывала тело. Подвизаясь с преданностью воле Божией, удаляясь от всего мирского, преподобный советовал ученикам своим: «Братия, терпите скорби и беды, да избудете вечныя муки». Кончина его последовала в 1492 году.

Преподобный Игнатий Ломский жил в XVI веке. Любя безмолвие, угодник Божий удалился из многолюдной обители преподобного Кирилла Белоезерского и стал спасаться в окрестности бывшего города Ломска (соврем. Череповецкий район). Желание пустынной отшельнической жизни заставило преподобного Игнатия оставить основанный им монастырь. Передавши управление обители одному из учеников, подвижник удалился в Вадожскую волость, на берега реки Даровицы, впадающей в реку Сару (соврем. село Спас-Лом Череповецкого района), и стал здесь жить отшельником. Место было глухое, лесистое, и поселения людские отстояли отсюда верст на пять-шесть. Сообщения с ними шли по едва заметной тропинке, вьющейся по берегу речки Даровицы. Подвижник плел лапти и оставлял их на этой лесной тропинке. Путники, нуждавшиеся в них, поднимали лапти, оставляя взамен их хлеб. Этим хлебом и питался преподобный Игнатий, уделяя часть подаяний другому иноку, по имени Исаакий, подвизавшемуся верстах в трех от преподобного. Слух о высокой подвижнической жизни отшельника мало-помалу распространился, и к нему стали приходить ревнители иночества. Для них преподобный поставил здесь храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Так постепенно устроился монастырь. Святой Игнатий почил от трудов своих 28 декабря 1591 года.

Благоверный князь Глеб Ростовский и Белозерский родился в 1236 году в семье великого князя Василька Константиновича. Познание жизни Глебом сопровождалось для него трагическими обстоятельствами. Глебу было меньше двух лет, когда погиб его отец в возрасте двадцати девяти лет. Он попал в плен к татаро-монголам, которые настойчиво принуждали его перейти на их сторону. Но пленник ответил на принуждения решительным отказом, предпочитая принять смерть. Церковь причислила Василька Константиновича к лику святых. В 1251 году Глеб стал правителем Белоозера. Воспитанный в культурной среде ростовских книжников, под влиянием матери и духовного отца, епископа-летописца, Глеб Василькович выработал в себе черты гибкого и мудрого политика, умевшего ладить с татарами и избавлять свой удел от крайних ханских тягот.
Глеб основал на Белоозере первые монастыри: в 1251 г. на истоке реки Шексны из Белого озера основывается Усть-Шехонский Троицкий монастырь (теперь это Крохинский посад); другой, Спасо-Преображенский монастырь, — на каменном острове Кубенского озера (позднее он переведен в Вологду). По преданию, Глеб нашел на этом острове часовню и старцев, скрывавшихся от язычников. Учреждая монастыри, Глеб упрочивал здесь христианство.
Белоозеро избежало нападений татаро-монголов не только из-за своего географического положения, но и благодаря правителю князю Глебу.
О заслугах князя Глеба Васильковича напоминает летопись: «Многих христиан, обиженных татарами, избавил от плена, печальных утешил, нищих и убогих подаянием не обносил, странникам, сиротам и вдовицам помогал…. Церкви многие создал и украсил иконами и книгами (в период его княжения на Белозерье появились две святыни – икона Богоматерь Умиление Белозерская) и икона Апостолы Петр и Павел, которые находятся в настоящее время в Санкт-Петербурге, в Русском музее), священников и монахов почитал, ко всем относился с любовью и милостиво. Смиренным был, ненавидел гордость и отвращался от нее, как от змея искусителя… Немало жалости и плача оставил по себе всем знавшим его», — такими словами в летописном некрологе запечатлен в народной памяти князь Глеб Белозерский. Скончался князь Глеб в 1278 году в возрасте сорока одного года. Его здоровье подорвали тяжелые изнурительные походы, частые поездки в Орду, жизнь, полная тревог, зависящая от изменчивых ханских милостей и капризов.

Священномученик Петр Богородский (Петр Николаевич Богородский) родился в 1878 году в селе Ильинское-на-Югу (соврем. село Ильинское Череповецкого района) в семье диакона. В 1985 году окончил Духовное училище и Ярославскую певческую школу. С 1896 года по 1903 год был псаломщиком в селе Старо-Петровское Пошехонского уезда Ярославской губернии. С 1906 года в течение 10 лет Петр Николаевич работал учителем в сельских школах. С 1916 года по 1918 год он трудился письмоводителем. В 1918 году возвратился к церковному служению в должности псаломщика Успенской кладбищенской церкви в городе Пошехонье, где служил до 1926 года. В том же году был рукоположен во священника к Сохотскому женскому монастырю, а после его закрытия переведен в село Федоринское. Отец Петр боролся с распространением обновленческой ереси, за что три года провел в северной ссылке — с 1931 года по 1933 год. В ссылке жилось очень тяжело, голодно, часто приходилось питаться одной травой. Отец Петр пережил ссылку, и, оказавшись на свободе, стал помогать оставшемуся на свободе духовенству. После ссылки в 1933 году поселился в городе Пошехонье-Володарске. Помогал верующим разобраться в обновленческом движении и освободить от обновленцев Успенскую кладбищенскую церковь. Отец Петр никому не отказывал в совершении необходимых треб. Несмотря на запрет властей, крестил детей, и это был поставлено ему в вину. 11 ноября 1936 года священник был арестован и обвинен в организации контрреволюционной группы церковников, распространении террористических настроений, проведении нелегальных сборищ, противодействии снятию колоколов, помощи ссыльному духовенству, антисоветских проповедях. Осужден 15 августа 1937 года на 8 лет Исправительно-трудовых лагерей. Заключен в Севвостклаг (Дальний Восток, Магадан, бухта Нагаева). Скончался священномученик Петр 6 ноября 1938 года в лагере.

Священномученик Василий Преображенский родился 23 января 1876 года в селе Крутец Дикушинской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Константина Преображенского. Образование Василий получил в духовном училище. В 1916 году он был призван в армию, где служил писарем до 1917 года. В годы гонений на Русскую Православную Церковь Василий изъявил желание стать священником, был рукоположен и служил в Николо-Рождественском храме в селе Верховье на Югу Ермаковского района Ярославской области (соврем. село Верховье Череповецкого района). В 1937 году храм был закрыт и священник переехал в село Покров-Рогули Приухринского сельсовета; поселившись в доме церковной старосты, он крестил, исповедовал и отпевал на дому. 28 декабря 1937 года отец Василий был арестован и обвинен в срыве собрания, посвященного выборам в Верховный Совет СССР, в клевете на политику советского правительства и антисоветской агитации. 16 июня 1938 года Специальная Коллегия Ярославского областного суда приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Священник Василий Преображенский скончался 14 июня 1940 года в Ярославской исправительно-трудовой колонии № 3 и был погребен в безвестной могиле.

Как видим, подвижники, входящие в Собор Ростово-Ярославских святых жили в разное время и в разных местах, но всех их объединяло одно — горячая любовь к Богу, желание быть с Ним и служить Ему. Крепкая вера и помощь Спасителя помогли им перенести тяготы и лишения отшельнического жития, изнурительные походы, суды и допросы представителей атеистической власти, суровые условия существования в исправительно-трудовых лагерях. По слову апостола Павла, угодники Божии все смогли во укрепляющем их Иисусе Христе (Флп. 4:13).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *