Ко дню памяти архимандрита Феофана (Соколова) на сайте опубликован сборник изречений подвижника

Ко дню памяти подвижника веры и благочестия архимандрита Феофана (Соколова), настоятеля Кирилло-Новоезерского монастыря, на основании  писем подвижника к многочисленным духовным чадам сотрудницей Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии Е.А. Силиной составлен  сборник статей «Душеполезное чтение на каждый день. Избранные советы и наставления архимандрита Феофана (Соколова)».

Как известно, отец Феофан являлся одним из продолжателей традиции внутреннего  делания, идущей от преподобного Паисия (Величковского).  Сам получив иноческое воспитание на началах старчества, он в этих же началах воспитал несколько поколений монахов обновленного им Кирилло-Новоезерского монастыря и других обителей, находившихся под его руководством. Угодник Божий с любовию и кротостию обходился с каждым, и делом, и словом являя миру подлинное смирение. Подвижник был наделен от Бога даром прозорливости.

Во время пребывания в Новоезерской обители отец Феофан прославился как опытный духовник. Многие (и монашествующие, и миряне) приезжали к духоносному старцу  за советом.  Он вел обширную переписку со своими духовными чадами, старался отвечать на каждое письмо, поступившее на его имя. Много наставлений сохранилось также из переписки архимандрита Феофана с сестрами Воскресенского Горицкого монастыря, благочинным которого он являлся.

По письмам старца рассыпаны крупицы духовной мудрости, которые  могут быть полезны многим. Данный письменный труд – попытка собрать их  воедино и осмыслить. Здесь вы найдете размышления и советы отца Феофана о богоугождении, молитве, смирении, кротости, любви и прочих добродетелях, о воле Божией и многое другое.

Сборник приурочен  к 190-летию со дня блаженной кончины старца. Надеемся, что он принесет пользу всем, ищущим спасения, а также познакомит широкую аудиторию с духовным наследием подвижника.

Приведем из сборника  статью «О борьбе со страстями».

«Против воюющих на наши души страстей подвижник советует вооружиться Словом Божиим, терпением и смирением. Он пишет: «В смущениях должно напоминать себе из словес Божиих, себя более укорять, что хуже всякого животного: я земля и пепел». «Потерпи со смирением, получишь, что Господь обещал».

Помощником человека в  борьбе со страстями является Бог: «Сколько бы мы ни старались сами собою приобрести в духовном деле успеха, без помощи Божией ничего успеть не можем».

Старец приводит в качестве назидательного примера такое обращение Господа к человеку: «вооружайся против плоти, мира и диавола: Я (Бог — коммент. автора) тебе помощник буду, и как Я смирил Себя, послушлив был и терпелив даже до смерти, последуй и ты стопам Моим, и так буря душевных страстей минует, и будет тишина…».

Размышляя о пользе чтения Священного Писания в деле духовного исправления человека, архимандрит Феофан напоминает слова апостола Павла к Тимофею: «Всяко Писание богодухновенно и полезно (есть) ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован» (2Тим.3:16). Он советует «подражать житию Христову и слушать учения Его».

Ведя борьбу против страстей, хорошо бы приводить себе на ум соответствующие тексты из Священного Писания: «Осуждать не велит Христос, Сын Божий: «не осуждайте, да не осуждены будете». Гордиться не должно: «гордым Бог противится, а смиренным дает благодать». Тщеславиться не надобно, а приписывать все, что имеем, славе Божией: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу». Не надобно сердиться: «да не зайдет солнце во гневе вашем!» Мстить не надобно: «Мне отмщение, Аз воздам», также  Христос, Сын Божий, говорит: «любите враги ваша… добро творите ненавидящим вас». Во время противоречия лучше ничего не отвечать: «Онемех и смирихся, и умолчах», – по слову святого Давида».

Одной из главных страстей, против которой чаще всего приходиться воевать человеку, является гордость. Основное оружие в борьбе с ней – смирение. Подвижник об этом пишет следующее: «Против гордости вспомнить должно слова Христа Спасителя: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем»; на что более врачевание, как сие спасительное слово Божие против гордости? А притом следуют к тому же и слова святого Апостола Петра: «Смиритеся убо под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время: всю печаль вашу возвергше нань, яко Той печется о вас».

В то же время подвижник отмечает, что смирение, как и другие добродетели, человек сам по себе, без помощи Божией, обрести не может, их нужно испрашивать у Бога: «Но как мы сами собою ни одной добродетели ни начать, ни продолжать, ни окончить не можем, то просить должно Его благость и милосердое о нашей жизни и спасении попечение: «Господи, даждь ми смирение, Господи, даждь ми терпение, Господи, даждь ми послушание, Господи, даждь ми кротость», и тогда Господь Бог, видя вашу искреннюю к Нему любовь, исполнит во благих желание ваше».

Другая страсть, которую приходится чаще всего бороть человеку – осуждение. Предостерегая от нее, подвижник пишет: «Зачем чужие недостатки выискивать и судить? Ты за них не отвечаешь, они сами за себя отвечают; лучше всего так думай: я грешна и хуже всех, я виновата, и проси Господа, чтоб дал тебе мысли такие».

Об укорении старец говорит: «Не надобно укорять друг друга. Ежели есть немощные, пусть те, кто посильнее, немощи немощных носят. Ведь не за тем пришли, чтобы указывать друг на друга кто больше трудится, кто меньше. Сколько потрудимся, столько и получим награды от Бога».

Против тщеславия можно привести на ум следующую мысль отца Феофана: «Нам тщеславиться и гордиться нечем: что имеем, то все Божие, а только одна наша собственность – грехи».

При случающихся скорбных обстоятельствах, приводящих душу в сильную печаль и отчаяние, подвижник советует запастить терпением и напоминать себе: «кто я? Земля, прах, пепел, пища червей». «Христос, Сын Божий, велит терпеть! «В терпении вашем стяжите души ваша», а ты терпеть в случающихся скорбных приключениях не хочешь. Христос, Сын Божий, Сам изволил терпеть нашего ради спасения, будучи безгрешен. Итак, скажите еще себе: «Опомнись! Ежели в здешней жизни неприятные случаи приводят тебя до такого нетерпения, что порываешься к отчаянию, то как будешь терпеть в будущей бесконечной жизни вечное мучение?».

Также в минуты скорби старец рекомендует молиться: «Во время скорби, вместо ропота и дерзкого обвинения других, молитесь и сознавайтесь, что за грехи ваши достойно страждете. Не говорите и не думайте, что в смущении не можете молиться, а лучше скажите сами себе: мне велено молиться, хотя и не хочется! Все силы употребляйте молиться насильно; не поддавайтесь врагу, потому что враг препятствует молитве; он ничего так не боится, как крестного знамения и молитвы. Если вы противитесь ему, – это значит борьба – и борьба, Богу приятная. Прослезитесь, покайтесь: Господи, прости, – согрешила; я всех хуже, я считаю себя лучше других! Ты меня, Господи, прости, высокомерную!»

Против недовольства  богомудрый наставник советует следующее: «Если чем ни есть недовольна, на сие сказать в себе должно: сыщется ли человек на земле, чтобы кто временным был доволен? Довольство бо наше от Бога, а не от временных благ или от человек».

О лжи отец Феофан пишет: «Лгать не должно, а если случится нечаянно что солгать, сейчас надобно сказать себе: Бог лгать запрещает и повелевает поучаться правде».

О зависти и борьбе с ней архимандрит говорит: «Не надобно завидовать добрым делам других, а только свои недостатки смотреть и о них думать; браните себя мысленно: горе мне, что я горда и не могу трудиться!»

Чтобы не зрела в сердце обида на обижающих, подвижник дает такое наставление: «Если кем будем обижены, должны сказать: согрешил, прости ради Бога; а в себе, представляя грехи свои, помыслить: я достоин наказания и больше сего». Также нужно помнить: «Обидели тебя или досадили, то должно так полагать, что это послано непременно от Бога для обличения наших недостатков, и должно смолчать: первое — для того, чтоб успокоить нас обидевшего, второе — успокоить себя, и третье — исполнить закон Божий».

Если в сердце поселится вражда против кого-то, то следует себя укорить и постараться почитать обидчика святым. «Ежели вы кого не любите, вспомните слова святого Иоанна Богослова в соборном послании: «ненавидяй брата своего или сестру, во тьме есть и во тьме ходит, и не весть, камо идет, и тьма ослепи очи ему»; или в себе сказать: «доколе тебе во тьме пребывать, не лучше ли обратиться к свету незлобия?».

Против ропота подвижник предлагает вооружиться следующим образом: «ежели ропот покажется в мыслях, скажите, что и Бог не мог нам угодить; мы никого не слушаем, ни Бога, ни пророков, ни Апостолов, а одного врага душ наших».

Вообще, архимандрит Феофан советует обращать пристальное внимание на свои мысли, отсеивать греховные, при этом прося помощи Божией на восстающие против, ибо «переменить мысль и лишних и негодных не принимать мы сами собою не в силах; надобно же просить Господа: «Господи, даждь ми мысль благу!».

Старец рекомендует: «Как только «ощутите какую небогоугодную мысль или воображение, тотчас возведите свои мысленные очи к Могущему спасти и мысленно вознесите свой глас: «Господи, спаси мя, погибаю»». Прося Бога о помощи, верьте, что Господь поддержит: «просите Его помощь противу всякой не угодной Ему мысли, и услышит».

Угодник Божий замечает, что нужно стараться не только избавиться от плохих мыслей, но и радеть о приобретении мыслей хороших: «Ежели будете примечать мысли свои в воображении и истреблять худые и стараться насаждать добрые духовные, то и можете мало-помалу исправить жизнь свою».

Подвижник говорит, что наблюдение за своими мыслями является серьезной наукой, которой надо обучаться: «надобно сей науке учиться и не оставлять мыслей своих, чтоб бродили без всякого ограждения, обзирая чужие дела и недостатки; иногда же себя и побранить, и поувещевать».

«Старайтесь, чтобы никаких мыслей посторонних, неполезных не принимать, кроме одной, чтобы припадать к ногам Спасителевым, яко же жена-грешница, и Бог поможет вам спастися; не отчаивайтеся Его милости, более молитву творите: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную! Господи, помилуй; не остави меня, Господи, ниже отступи от мене». Так Господь Бог вас наставит на путь Свой и спасет вас».

«И так должно все чувства склонять, чтоб угождать Господу, а не прогневлять Его противными Ему делами, словами и воображениями; по времени Бог вам поможет истребить из сердца вашего стремления страстей и соделать оное домом Духу Божественному».»

С полной онлайн-версией сборника «Душеполезное чтение на каждый день. Избранные советы и наставления архимандрита Феофана (Соколова)» можно ознакомиться на сайте Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии, а также на выставке книг, посвященной подвижнику, открывшейся сегодня в библиотеке кафедрального собора г.Череповца.  Информационные листы с наставлениями отца Феофана для массового ознакомления  ждут своих читателей в притворе кафедрального собора преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *