2 апреля – день празднования памяти преподобномученика Евфросина Синозерского.


Святой Евфросин, в миру Ефрем, был родом из Карельской области. В юные годы боголюбец подвизался при Валаамском монастыре, а затем в Новгороде Великом. Оставив многолюдный град, подвижник поселился в селе Долосском в 20-ти верстах от города Устюжны Железопольской, став здесь чтецом храма великомученика Георгия.

Угодник Божий уже достиг зрелого возраста, когда сердца его коснулась благодать Божия и зажгла в нем непреоборимое желание принять иноческий подвиг. В Успенском Тихвинском монастыре Ефрема облекли в иноческий образ, при пострижении дав имя Евфросина.

Просвещая свой ум словом Божиим, которое подвижник с любовью и вниманием читал, утверждая сердце на камне веры, Евфросин покорил плоть свою постом и воздержанием, смиренным послушанием игумену и братии, усердным трудом в заповеданных ему службах, работая ради Бога, в чистоте совести и нелицемерной любви. Среди трудов и подвигов мужественный воин Христов всегда памятовал о кончине жизни и будущем воздаянии от Нелицеприятного Судии.

Прожив некоторое время в Тихвинской обители, преподобный почувствовал великое, неудержимое желание уйти в пустыню, в уединение, и там потрудиться Богу суровой постнической жизнью и безмолвием. Испросив на задуманное дело благословения игумена, старец в 1600 году покинул обитель и отправился в путь. Его влекло в знакомые места, в Бежецкую пятину, где он и нашел себе пустыню, окруженную дебрями и лесами, среди зыбучих мхов и непроходимых болот. Реки и озера окружали ее, как оградой, и делали малодоступной для человека. Здесь, в диком бору близ реки Чагодощи, у берегов Синичьего озера, верстах в 15 от деревни Долоцкое и 50 верстах от Устюжны, преподобный выбрал место, удобное для уединения, достаточно обширное для основания обители, и остановился на нем. В горячей молитве он возблагодарил Бога, давшего ему новое жилище.

На выбранном месте святой поставил крест, выкопал себе пещеру и начал вести суровую подвижническую жизнь, проводя время в молитвах, бдении, песнопениях, часто всю ночь не смыкая глаз за молитвой. Подвиги поста и воздержания были для него непрерывны. Целых два года он не видел человеческого лица, скрытый дебрями лесов от окрестных жителей. Его пищей служили лесные растения – ягоды, грибы, белый боровой мох. Было у отшельника и рукоделье – плетение рыболовных сетей. Прожив год в пещере, святой Евфросин поставил малую келлию и продолжал уединенную жизнь среди молитвы, подвигов, труда и лишений.

Прошло немного времени, и слава о его подвижнической и добродетельной жизни пронеслась по окрестным селам. Люди стали приходить к пустыннику за назиданием, молитвой и советом. Некоторые, ревнуя его добродетельной жизни, хотели учиться у богомудрого старца подвигам благочестия, поэтому селились рядом с ним. Так, постепенно вокруг преподобного собралось духовное стадо. Понадобилось обширное помещение для совместных молитв братии. Было решено построить храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Святой Евфросин и его сподвижники принялись за работу, нарубили лес и поставили храм, который и был освящен священноиноком Гурием, игуменом Шалоцкого монастыря, на третьем году жизни Евфросина в пустыни. Всего преподобный прожил здесь в подвигах одиннадцать лет.

Господь удостоил угодника Своего дара прозорливости. Так, в Смутное время, старец прозрел надвигавшееся на обитель бедствие – её разорение от рук вооруженных супостатов — и в 19-й день марта (дата указана по старому стилю) 1612 года предупредил о нем насельников обители и всех, искавших в ней защиты, предложив позаботиться о своей безопасности.

Был среди насельников инок Иона. Устрашенный прозрением святого, он хотел бежать вместе с прочими, но старец удержал его с собою, воспламенив в нем ревность к дому Божию и готовность пребыть здесь до смерти. «Брат Иона, – говорил подвижник – зачем допускать в душу страх малодушия? Когда настает брань, тогда и нужно показать подвиг мужества. Если Бог за нас, кто против нас? Кто ны разлучит от любве Божия, скорбь ли, теснота, или гонение, или глад, беда или меч; ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая (Рим.8:35, 38-39) не могут сделать этого. Чего же испугался ты, брат? Нет ничего страшного в том, что угрожает. Смерть? Но она не страшна, так как мы отходим в пристанище. Ограбление? Но наг изшел, нагим отыду (Иов.1:21). Заточение? Но Господня земля и исполнение ея (Пс.23:1). Бояться ли оболгания? Но егда рекут всяк зол глагол на вы – мзда ваша многа на небесех (Мф.5:11-12). Я видел меч и небо в молниях, ждал смерти и думал о смертном, созерцал земные страдания и думал о вышних почестях и горнем венце как конце подвигов – и это было для меня достаточным утешением и умилением. Да будет же воля Божия! Но мы не устрашимся кратковременного страха ради любви Христовой. На то мы и званы, и обеты свои принесли Господу, чтобы умереть на месте сем ради имени Его святого».

Так поучал старец инока Иону. Ободрился инок, возгорелся духом и, возложив надежду на Бога, решил не уходить из обители, но умереть здесь в пустыне со старцем. Святой Евфросин, поведав о приближающемся бедствии, тотчас же облекся во всю иноческую одежду и схиму и начал молиться Богу и Пречистой Богородице, да сподобят его удела праведных. Весь день и всю ночь без сна провел он в молитве, поя и славя Бога со слезами.

Все случилось по слову святого. На следующий день, 20 марта (по старому стилю), явились кровожадные супостаты, окружили обитель и всех, кого нашли здесь, побили мечом. Укрепляемый молитвой, старец мужественно вышел навстречу полякам к тому месту, где стоял водруженный им на земле честный крест, и встал у него. Бросились к подвижнику ляхи, окружили его и сказали: «Старец, отдай нам имение монастыря». Преподобный, не имевший не только золота и серебра, но и никаких ценных вещей, кроме самых необходимых и бедных, ответил: «Все имение этого монастыря и мое – в церкви Пречистой Богородицы». И показал на храм, разумея то некрадомое богатство, которое для верующих скрыто в Боге. Но враги подумали, что он говорит о драгоценных вещах, и, обрадованные, бросились к храму. При этом один из них вынул меч и ударил подвижника в шею. Шея была перерублена до половины, и старец пал на землю мертвым. Ворвавшиеся в церковь поляки не нашли там ничего и были озлоблены. Лях, убийца преподобного, не довольствуясь тем, что старец был уже бездыханен, ударил его чеканом (т.е. киркой или топором) по голове и пробил ее до мозга. Такова была страдальческая кончина святого Евфросина. Вместе с ним погиб и инок Иона, которого старец удержал от бегства, а также другие мужи, оставшиеся в обители.

Тела преподобномученика Евфросина, инока Ионы и других страдальцев, погибших от меча, были с честью преданы земле в 28-й день марта (по старому стилю).

Так, явив мужество и послушание воле Божией, на небосклоне Православной Церкви зажглись новые светила веры и благочестия.

На сегодняшний день документальное подтверждение состоявшейся официальной канонизации удалось обнаружить только относительно преподобномученика Евфросина Синозерского.

Подготовкой документации для рассмотрения вопроса о причислении к лику святых остальных подвижников, вместе с преподобномучеником Евфросином в этот день пострадавших на Синичьем озере, в настоящее время занимается Комиссия по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *