8 марта — память священномученика Павла Кушникова

Священномученик Павел Александрович Кушников родился 16 декабря 1880 года в семье священника Спасо-Преображенской Моденской церкви Устюженского уезда Новгородской губернии Александра Михайловича Кушникова. Окончил духовное училище, затем Новгородскую духовную семинарию. Немало отцу Павлу довелось служить учителем церковно-приходских школ, неся свет Евангелия в народные массы. 31 июля 1913 года резолюцией архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадни́цкого) Павла Александровича Кушникова определили на священническую вакансию к Бельской церкви Устюженского уезда (ныне деревня Бельское Чагодощенского района Вологодской области). В нелегкое для всей страны время — революции, Первой Мировой войны — батюшка заботился не только о духовно-нравственном благополучии и здоровье своей паствы, но и о продовольствии для своих пасомых. С этой целью им была создана приходская общественная потребительская лавка, распределяющая продукты питания между жителями прихода.
Священнику жилось трудно в окружении недоброжелателей, агрессивно настроенных как против Церкви, так и против отца Павла лично. Но любовь пастыря к пасомым была поистине Христовой, самоотверженной. Несмотря на давление противников, ведение следственного дела по наговору, постоянно довлеющую над ним угрозу наказания, отец Павел не бежал, а остался до конца верен своему пастырскому долгу. Он не оставил вверенной ему Богом паствы. Жизнь отца Павла при его добрых делах являлась светом для мира и была примером для подражания. Конечно же, понимал отец Павел, к чему может привести путь следования истине и каким может быть исход сего пути. «Открывать дела Божии славно», но и предостережение Спасителя: « Если Меня гнали, будут гнать и вас…» — без сомнения, помнились отцом Павлом. И посему принятое им решение («если Богу угодно будет, чтобы отняли у меня жизнь…»), которое он высказал при личной встрече с Митрополитом Новгородским и Старорусским Арсением (Стадницким), было – по сути – осознанным выбором отца Павла. Несомненно, священник Павел Кушников предполагал свою скорую мученическую кончину и был готов принять смерть за Христа. Он мужественно совершал постепенное восхождение на свою Голгофу. Покорившись Промыслу Божию, отец Павел достойно принял мученическую смерть, пав жертвой Красного террора, но до конца оставшись верным своей священнической присяге.
22 февраля 1918 года он был неожиданно арестован двумя делегатами от Устюжского исполнительного комитета, обвинен в сокрытии оружия для «белогвардейцев», хотя при обыске ничего не было обнаружено. 23 февраля отца Павла вывели за село Бельское к болоту, застрелили и тут же зарыли. Несмотря на усиленные мольбы родственников, тело убитого так и не было им возвращено для погребения на кладбище.
Известие о Кровавом злодеянии  быстро распространилось по России. На заседаниях Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов в Москве о нем также вспоминалось неоднократно. 31 марта святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон с членами Собора совершили первое поминальное моление об усопших мучениках за веру и Церковь в храме Московской Духовной Семинарии. На заупокойных ектениях и за панихидой поминались убиенные поименно, согласно Синодику. Список был открыт именем митрополита Киевского сщмч. Владимира (Богоявленского), седьмым по списку (и первым из иереев) шло имя священника Павла Кушникова. 28 декабря 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил одобрить решение Синодальной комиссии по канонизации святых о включении имени священника Павла Кушникова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *