Силина Е.А. Макариевская Высокоезерская Воскресенская пустынь

Воскресенская Макариевская Высокоезерская мужская пустынь была основана преподобномучеником Макарием Высокоезерским в 1673 году на полуострове Кривозера (ранее называвшегося Высоким озером).

Обитель находилась в Олонецком, (а затем -Лодейнопольском) уезде, на расстоянии 60 верст к юго-западу от Вытегры (ныне — урочище Погост Вытегорского района Вологодской области).

Первоначально угодник Божий подвизался на восточном берегу этого озера в уединении. После того, как уровень в Высоком озере снизился, и остров посреди него  превратился в полуостров, монах Макарий переселился на него и  построил здесь деревянную церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова.

Вид на озеро с полуострова

6 лет Макарий пребывал в  безмолвии, молился и трудился в одиночестве. В 1670 году к подвижнику начали стекаться иноки,  ищущие спасения  души и желавшие подвизаться под руководством опытного, духоносного старца. Так постепенно в глухих местах, на озере образовался мужской монастырь.

Находилась обитель в труднодоступном месте.  С трех сторон монастырь был окружен озером, с одной стороны — болотами.

Несмотря на это, в 1673 году он подвергся нападению разбойников, которые напав на монастырь, ограбили его и избили братию. От полученных ранений основатель пустыни преподобномученик Макарий скончался. Подвижник был погребен в основанном им монастыре.

При строителе Савватии в 1700 году в монастыре была построена еще одна деревянная церковь, которую освятили в честь святителя Николая Чудотворца. Тогда же с западной стороны церкви братией были построены келлии, просуществовавшие до середины XIX века.

Могила преподобномученика Макария находилась между двумя церквями. На ней был установлен крест под крышей. Как отмечают Олонецкие епархиальные ведомости за 1914 год (№7), крест под крышей представлял собой подобие часовни, в которой братия читала Псалтирь и молилась о упокоении души подвижника. Данная постройка стояла до 1880 года.

Пустынь одно время находилась в ведении Архангельской, затем — Новгородской Консистории, позже была  приписана к Александро-Свирскому монастырю.

По рассказам старожилов братии в монастыре одно время было много. Ею велось всё монастырское хозяйство. Монахи занимались не только молитвой, но и землепашеством, скотоводством, рыбной ловлей в Высокоезерском озере.

В ходе секуляризационной реформы 1764 года Высокоезерская пустынь была упразднена, а имевшиеся на ее территории Воскресенская и Николаевская церкви стали приходскими.

Причта по штатам в 1844 году было положено: один священник и один дьячок.

Со временем деревянная Воскресенская церковь пришла в ветхость. Ее не стали восстанавливать, а вместо этого в 1852 году пристроили к Николаевской церкви теплый деревянный придел, который в память о существовавшей здесь ранее Воскресенской церкви также освятили в честь Обновления храма Воскресения Христова.

Николаевская церковь.

Николаевская церковь

Когда же спустя десятки лет обветшала Николаевская церковь, вместо нее  в 1881 году построили новую, деревянную, с колокольней в одной связи, которую также, как и существовавшую до нее здесь ранее, освятили в честь святителя Николая Чудотворца.

Приход был беден. В  церкви не хватало церковной утвари. В церковной ведомости за 1869 год значится, что церковь святителя и чудотворца Николая недостаточна снабжена утварью и ризницей, но прихожане этого исправить не могут по причине скудости своего положения.

Земли сенокосной и пашенной при церкви в 1869 году было 33 десятин.

В советское время обе церкви были закрыты.

До нашего времени  от бывших монастырских и приходских построек сохранились лишь  остатки высокой каменной ограды и деревянные руины на месте храма.

В 2016 г. на месте  бывшей пустыни был установлен поклонный крест.

Место подвигов преподобномученика Макария Высокоезерского и других монахов, трудившихся здесь для Господа, чьи имена не сохранила история, и ныне не забыты. Несмотря на труднодоступность места, сюда регулярно совершают поездки и экспедиции  почитатели памяти святого Макария, к коим относится и автор сей статьи.

В 2020 году состоялась поездка сотрудников Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии  иерея Сергия Бондаря и Силиной Е.А. в бывшую Высокоезерскую пустынь. На руинах Никольского храма ими был совершен молебен преподобномученику Макарию Высокоезерскому, а также заупокойная лития по всем, когда-либо служившим и подвизавшимся на месте обители.

В ходе поездки  был собран новый фото-материал, который и  послужил иллюстрациями к данной статье.

Также сотрудником Комиссии были составлены тропарь, кондак, молитва и канон преподобномученику Макарию Высокоезерскому,  благословленные правящим архиереем для богослужебного употребления в пределах Череповецкой епархии.

При написании статьи использованы источники:

1.Ведомости о церквях Лодейнопольского уезда за 1869 год.// Национальный архив Карельской Республики. Ф. 25. Оп. 20. Д 24/233. Л. 76-79 об.

2.Барсов Е. В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями : материалы для истории и статистики Обонежской церкви / Е. Барсов // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1868 год. – Петрозаводск, 1867. – С. 3-29.

3.Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем : в 3 т. Т. 2. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов / В. В. Зверинский. – СПб. : Тип. Безобразова и Комп., 1892. – 461 с.

4. Епископ Амвросий (Орнатский). История Российской иерархии. Часть 3. Высокоезерская пустынь.

5. Македонская Н.М. Макариевская Высокоезерская Воскресенская мужская пустынь.