В сонме святых Череповецкой епархии есть только один благоверный князь — это Глеб Белозерский и Ростовский. В этом году исполняется 745 лет со дня блаженной кончины святого. Обратимся к житию угодника Божия.
«Сей славный муж происходил из благородного рода Ростовских князей. Родился он в 1237 году в семье Ростовского князя Василька Константиновича.
Детство князя Глеба прошло среди тревог и бедствий. Еще в младенчестве он потерял отца. В возрасте двадцати девяти лет тот попал в плен к татаро-монголам, которые настойчиво принуждали русского князя перейти на их сторону, но пленник ответил решительным отказом, предпочитая принять смерть. Князь Василий был убит в плену в 1238 году. Церковь причислила страдальца к лику святых.
Дед князя Глеба князь Михаил Всеволодович Черниговский тоже был мученически убит в том же году за отказ принять веру татар и пройти очистительный огонь. Он также был канонизирован и ныне почитается Православной Церковью как великомученик.
В лице отца и деда юный Глеб получил пример крепкой веры, мужества, сохранения верности Христу даже до смерти.
Пока отрок не подрос, он жил в Ростове вместе со своей благочестивой матерью, княгиней Марией Михайловной, воспитавшей чадо в добрых нравах.
С младых лет возлюбив всем сердцем Христа и Его Пречистую Матерь, юный князь поучался в слове Божием под руководством своего духовного наставника епископа Ростовского Кирилла.
Благочестивый Глеб любил храмы Божии и службу церковную, благотворил нищим.
Боголюбцу довелось жить в неспокойное для Руси время монголо-татарского ига и на себе испытать все тяготы удельного князя, вынужденного подчиняться ордынцам-захватчикам.
В 7 лет, в 1244 году он сопровождал своего брата в Орду для утверждения за ними ханом Батыем их наследственных уделов. В результате поездки Белоозеро было закреплено за Глебом.
В 12 лет, в 1249 году Глеб снова ездил в Орду к сыну Батыя — Сартаку для представления и нового утверждения в правах на удел.
Будучи четырнадцати лет от роду, князь Глеб поселился в своем уделе – Белоозере, став первым Белозерским князем.
В годину испытаний он был для угнетенных людей добрым и заботливым отцом, неустанно пекущимся о вверенном ему Богом народе. Как сообщают летописи, «по пленении же татарском от юности своей многих христиан, обидимых от татар, избавил и печальных утешил, брашна своего и пития нещадно требующим подавая…».
Своим изволением покорности татарам богомудрый князь спасал Белозерские земли и их население от разорения. Благодаря его стараниям, Белоозеро, в отличие от городов Владимира, Переяславля Залесского, Суздаля, никогда не подвергалось нашествию татаро-монголов.
Для поддержания мирных отношений с Ордой, князь Глеб в 1257 году женился на татарской княжне, названной в крещении Феодорой.
Всеми силами стремился он сохранить на земле Белозерской мир.
Сердце блаженного князя не возгорделось среди окружавших богатств и почестей и слава мира сего не отвлекла его от любви Христовой. Благочестиво и богоугодно княжил он в Белозерске, стараясь ко всем, и богатым, и бедным, относиться с любовью.
Летописи с похвалой отзываются о Глебе, как князе богобоязненном, кротком, щедром и милостивом: «Еду свою и питье, не скупясь, нуждающимся подавал, и многую милостыню убогим и нищим, и странникам, сиротам и вдовицам подавал, поминая слово Господне, глаголющее: «То, что сотворите единому из сих братий моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25:40)».
Мудро защищая землю Русскую от врагов внешних, доблестный воин Христов мужественно сражался и с врагом невидимым, облекшись в броню веры и вооружившись духовным мечом — молитвой.
Полюбив кротость и смирение, он все более и более преуспевал в исполнении заповедей Божиих, во всем стремясь угодить своему Владыке.
Любовь к Богу и Церкви проявилась в многочисленных делах благотворения, ревновании о церковном благолепии и устроении обителей. «Многи церкви созда и украси иконами и книгами, и священнический и иноческий чин зело почиташе», — говорят о том летописи.
С именем князя Глеба связано возникновение в Белозерском крае монастырей. Им были основаны: в 1251 году Устьшехонский-Троицкий на Устье монастырь — в благодарность за чудесное исцеление сына его Михаила от слепоты; около 1260 года — Спасо-Каменный монастырь на островке Кубенского озера — по случаю чудесного спасения от бури на озере.
Скорби и невзгоды были неизменными спутниками блаженного князя, очищая его, яко злато, в горниле искушений.
В 1268 году миротворцу снова пришлось ехать в Орду. Вернулся оттуда он больным. Во время следующей поездки к ордынцам в 1271 году в отсутствии князя умерла его любимая матушка, а спустя два года скончалась и супруга.
Из-за болезни Белозерский князь не смог принять участие в очередном походе ханских войск, поэтому вынужден был отправить туда своего сына.
Кроме отягощающей его болезни, в том же году князю добавились новые заботы: по смерти брата своего Бориса Глебу перешло во владение Ростовское княжество, он соединил под своей властью Ростов и Белоозеро.
К тому времени его здоровье уже подорвали тяжёлые изнурительные походы, частые поездки в Орду, тревоги, зависимость от изменчивых ханских милостей и капризов.
13 декабря (по старому стилю) 1278 года в возрасте сорока одного года князь Глеб в Ростове тихо и кротко предал душу свою в руки Господа, Которому с верою и любовью служил всю свою жизнь.
Народ скорбел о потере любимого кормильца и заступника, так как тот «ко всем любовен и милостив был, и смиренен, ибо ненавидел гордость и отвращался от нее как от змия… Немало жалости и плача оставил по себе всем знавшим его», — такими словами летопись запечатлела добродетельное житие великого светильника веры и благочестия, осиявшего земли Белозерские в годину лютую монголо-татарского ига.
Как прежде, так и ныне благоверный князь Глеб Белозерский и Ростовский являет собой пример крепкой веры, кротости и смирения, милосердия и любви к Богу и ближним, самоотверженного служения Отечеству и Церкви».