Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь был образован учеником преподобного Корнилия Комельского святым Зосимой Ворбозомским в 15 в. на Красном острове Ворбозомского озера, в 20 верстах от города Белозерска.[1] Согласно устному преданию, когда-то на этом острове, еще до ухода в Комельские леса подвизался учитель преподобного Зосимы – святой Корнилий Комельский.[2]
Преподобный Зосима построил на Красном острове (соврем. остров Благовещенье) деревянную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Постепенно известие о святой жизни отшельника распространилось по округе и к нему стала стекаться братия, желая спасаться под его руководством. В устроенной обители преподобный Зосима по образцу Корнилиева монастыря ввел строгий общежительный устав.[3]
Единственный исторический источник о преподобном Зосиме, относящийся ко времени его жизни в Ворбозомской пустыни, — ободная грамота верейско-белозерского князя Михаила Андреевича (1432-1486), известная в составе грамоты царя Иоанна IV Васильевича от 12 февраля 1566 г.: «Велел князь Михаила Андреевич в Ворбозоме отвести лесу к деревне к Пидьбину Пречистой Благовещенью в пустыню старцу Изосиме, а и отвод земле: от Михайловы деревни на олховое болото да в Мурочинское болото».[4] Этот документ подтверждает, что к концу XV века на Ворбозомском острове уже была Благовещенская пустынь, в которой подвизался старец Зосима.
После многих иноческих подвигов преподобный Зосима мирно почил в конце XV- начале XVI вв. (точный год кончины неизвестен) и был погребен учениками в созданной им обители.
В XVII в. память преподобного Зосимы чтилась в обители 7 ноября (по старому стилю) панихидою и братским кормом.[5]
В 1501 г. Ворбозомской пустынью управлял уже строитель Иона.[6] Сохранилась тарханная грамота 1501 г., которую великий князь Василий пожаловал «на Беле-озере на Ворбозомском озере на острове Благовещенскаго игумену Ионе с братьею, или кто по нем иной игумен будет».[7] В тарханной грамоте 1501 г. говорится: «и на наместницы белозерские и их тиуны игумена и старцев не судят ни в чем, опричь душегубства и разбоя с поличным».[8]
Слава о подвигах преподобного Зосимы распространилась по округе, Ворбозомская обитель стала известной. Вскоре после кончины святого за монастырем была утверждена царскими грамотами вотчина, а позднее в других жалованных грамотах царей, митрополитов и патриархов и другие земельные угодья, руга и разные льготы. Жалованными грамотами 1566 г. и 1567 г. царь Иван IV Грозный утвердил за пустынею вотчину, состоящую из деревень Фетиньины и Анофриевы и несколько пустошей на берегах Ворбозомского озера. [9]
Указы царя были необходимы, чтобы защитить права монастыря и монастырских крестьян, притесняемых государевыми крестьянами. О нестроениях между ними свидетельствуют исторические документы. Так, когда царь Иван Грозный был на богомолье весной 1567 г. в Кирилло-Белозерском монастыре, к нему с челобитной обратились ворбозомские старцы Арсений и Антоний. В челобитной сообщалось, что государевы крестьяне не дают пустынским крестьянам деревень Фетиньины и Анофриевы ловить в Ворбозомском озере рыбу. Царь, вняв их просьбе, 19 мая 1567 г. написал в Кириллове указ, «чтоб ловити давали и оброк с них за рыбную ловлю имали по старине».[10]
Митрополит Московский Антоний (1572-1581 гг.) посыльною грамотою от 11 марта 1576 г. запретил десятильнику взимать пошлины с Благовещенской церкви. Митрополит Московский Дионисий (1581-1586 гг.) в грамоте от 27 января 1583 г. указал, что «дани и оброку и десятин церковных имати и судити ни в чем не велено».[11]
При царе Федоре Ивановиче (1584-1598 гг.) обитель купила из земли деревни Негодяевой место под мельницу на речке Ворбозомке. Это место царь Федор укрепил за монастырем грамотой от 20 июня 1584 г.[12] Также царь дал монастыре денежную и хлебную ругу: по жалованной грамоте 10 января 1585 г. было «велено на Белоозере давати из оброчных денег в Зосимину пустыню на церковный обиход на воск по три рубля на год, за пуд 26 алтын, да оброку по 36 четьи с осминою, а овса тожь, да по девяти пудов соли».[13] По царской грамоте от 20 июля 1589 г. рыбная ловля на Ворбозомском озере отошла монастырю.[14]
Во второй половине XVI в., когда средства пустыни увеличились и она обогатилась вотчинами и вкладами, в ней была поставлена новая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, более обширная, чем прежняя.[15] Церковь была двух-храмная: верхний – Благовещенский, нижний – Рождественский храм, каждый – с приделом.[16] Возле церкви стояли кельи для братии. В исходе XVIII в. деревянная церковь была уничтожена пожаром.
Во время Смутного времени, когда Белозерский край подвергся польско-литовскому нашествию, при строителе Евстафии (1598-1613 гг.) в 1612 г. пустынь была ограблена, с икон сняты серебряные оклады и другие драгоценные украшения.
Несмотря на выданные ранее монастырю грамоты и распоряжения властей, соседи, владеющие пограничными государевыми волостями, теснили пустынь, отнимали мельницу на Ворбозомке, не давали ловить рыбу в Ворбозомском озере. В 1614 г. строитель Феодосий с братией жаловался царю на чинимые притеснения и просил его наказать белозерским воеводам и властям Кирилло-Белозерского монастыря оберегать Ворбозомскую пустынь.[17]
19 февраля 1614 г. царь направил грамоту белозерскому воеводе Петру Ивановичу Чихаеву и дьяку Шестаку Копнину: «мы Зосимины пустыни строителя Феодосия з братьею пожаловали – велели их оберегати нашим белозерским воеводам и приказным людем и тое пустыню строити и ими промышляти Кирилова монастыря игумену Матфею з братьею; а деревень и мельницы, что им к пустыни дано при прежних царех, отнимати не велели…И вы б от дворян и детей боярских и от наших гонцов и посланников и ото всяких сторонних людей оберегали, чтоб им нихто ни в чем насильства и обиды не чинили и в их монастырскую мельницу и в деревни и в пустоши и в рыбные ловли не вступались и на рч.Ворбозовке язов не забивали и дороги к мельнице не отнимали. А хто учнет тое пустыни во что вступатися или строителю з братию и их служкам и крестьяном насильства и обиды чинити, и вы б им на тех людей управы давали и чинили обороню».[18]
После польско-литовского разорения строителем в пустынь в 1620 г. был послан черный священник (т.е. иеромонах) Даниил. Он с ревностью взялся за возрождение монастыря. Позднее, испрашивая у царя почисления по старости на покой, Даниил так описывал свою деятельность по восстановлению обители: «В теплой церкве у Рождества Христова, а вверху большой церкви у Благовещения Пречистыя Богородицы и в пределех Божия милосердия образы местные и пядницы и царские двери и сене и деисусы и праздники и все образы устроил; да в той жь теплой церкве у Рождества Христова и в пределе у Ивана Богослова вновь в церкве и в олтарех и в трапезе подволоки устроил да перед трапезою паперть да у паперти ж крыльцо с кровлею зделал, а на другой стороне рундук без кровли; у зимние хлебни два угла вново поставил, потолок вново по переделал, покрыл тесом; перед хлебнею всю жь службу вново переделал; колокольницу покрыл, на колокольнице часом боевым чюлан зделал с подволокою, посередки колокольницы чюлан зделал с подволокою ризам и книгохранению; да летнюю нижнюю хлебню покрыл, да сушило покрыл скалами и тесом, да черную келью покрыл, да на монастыре келью поставил четырех сажен с чюланом и сенми да собою поставил кельи с сенми: а у монастыря святыя ворота поставил без кровли, да около монастыря ограду забором устроил», исправил службы вне монастыря и монастырскую мельницу.[19]
В отписных книгах, составленных между 1630 г. и 1654 г., содержится следующее описание Благовещенской церкви: «Церковь Благовещение Пречистые Богородицы древяная, верх шатров да придел Никола чюдотворец. В церкве Благовещения Пречистые Богородицы и в пределе и в олтарех подволоки. Перед церковью и постороне церкви паперть дощаная. Ис паперти переход к колоколнице; колоколница рубленая на четрые угла. Церковь и паперть и переход и колоколица крыты тесом. Под тою же церковью – трапеза – теплый храм Рождества Христова да предел Иван Богослов. В церкве и в пределе и в олтарех и в трапезе подволоки. Да у тое же трапезы прируб с подволокою жь, именуетца келарская, да хлебня внизу. Перед трапезою паперть дощаная, а перед хлебнею сени, забраны стомиками. В трапезе, отделенной от Рождественскаго храма дверьми, «все образы ветхи, закоптели», там же «стол большой, доска дубовая» (между 1649-54 гг.). На колокольне висело пять колоколов и боевые часы; под колокольнею помещались ризница и книгохранительна».[20]
Размещение местных образов в храме в середине XVII в. имело особенность: храмовый образ стоял первым направо от царских дверей, не было направо от Царских врат иконы Спасителя, а налево от них иконы Божией Матери (Спасов образ в Благовещенском и Рождественском храмах появился на иконостасе на своем месте только в конце XVII в.).[21] Так, в первой половине XVII в. в холодном верхнем Благовещенском храме было 4 местных иконы – 2 на правой стороне Царских врат: Благовещение Пресвятой Богородицы с пророками (на золоте) и Благовещение Пресвятой Богородицы (на золоте и на красках). В стороне от Царских врат располагались 2 местные иконы: образ Живоначальной Троицы, в молении апостолы Петр и Павел и образ Пречистой Богородицы «Одигитрия». Местные иконы помещались в киотах, стоявших на некотором расстоянии от пола, пространство между ними и полом было завешано пеленами. На самих иконах было много разного «прикладу» — крестов, полотенец. В нижнем теплом Рождественском храме в 1630 г. на правой стороне от Царских врат был местный образ «Рождество Христово на красках». В 1648 г. на эту же сторону поставили образ Благовещения Пречистой Богородицы на красках. По левую сторону от Царских врат сначала (в 1630 г.) не было местной иконы, а стояли 3 образа меньших размеров. В 1642 г. туда поставили образ местной Пречистой Богородицы Одигитрия «на празелене с подписью». В приделах стояло по одному местному образу. В Николаевском приделе (вверху) – образ святителя Николая Чудотворца на золоте, в облаке Спасов образ и Богородица. В приделе апостола Иоанна Богослова (внизу) – образ апостола Иоанна Богослова на золоте и на красках, на полях – преподобные Сергий и Сысой. При всех местных образах висели пелены. Перед каждой местной иконой стоял подсвечник со свечами. [22] В 1695 г. в Благовещенском храме возле Царских врат у правого клироса был поставлен Спасов образ с небесными сиалми и стоящими у ног апостолами Петром и Павлом, и апостолами в молении – Андреем Первозванным и Иоанном Богословом. В храме Рождества Христова возле резных золоченых Царских врат в то же время была также поставлена икона Спаса, «именуема царь-царем, окрест него трепещут небесные силы, а в подножие евангелисты». (ризы и венец на злате, поля – на красках).[23] В иконостасах было по 2 двери: царские и северные. В большом изобилии были иконы, называемые «пядницами». Это были вкладные иконы и келейные образа, которые оставались после кончины старцев.[24]
Пустынь была малолюдна и небогата. В описи 1686 г. указано только 2 братские кельи. Возле келий на подклетях находилась казна, в которой хранилось разное имущество пустыни, хозяйственные принадлежности. Тут же было 2 погреба, а над ними сушило. По правую руку от святых ворот стояла хлебня, перед ней –сени, перед сенями — поварня. Также в монастыре имелись две житницы, да за монастырем две. На берегу озера за монастырем находились квасная поварня да конюшенный двор. Монастырь был обнесен деревянным тыном. Входные ворота (святые) были покрыты тесом с зубцами. Над воротами располагался образ деисус, а со стороны монастыря на воротами находился образ Пречистой Богородицы Одигитрия.
Священные сосуды в XVII в. в церкви были оловянные, а в теплой Рождественской церкви – деревянные. Воздвизальные кресты медные или деревянные. Серебряных и золотых вещей совсем не было. Покров на престоле Благовещенской церкви был атласный, в Рождественской – полотняной. Число книг со временем увеличивалось: в 1630 г. их было 78, в 1654 г. – 88, а к началу XVIII в. более 100.[25]
Имея вотчину, Зосимо-Ворбозомский монастырь наравне с другими владельцами должен был исполнять государственные повинности. С 1635 г. монастырь обладал грамотою царя Михаила Феодоровича, которой «не велено с Ворбозомскаго монастыря с вотчины никаких расходов имать, окроме ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городоваго острожнаго дела».[26]
Во второй половине XVII в. подати с Ворбозомского монастыря в казну поступали через Кирилло-Белозерский монастырь. Иногда приходилось платить подать хлебом, иногда – деньгами. [27] Подати были значительны, но пустыни, несмотря на царскую грамоту, приходилось платить и на достаточных людей, и именные деньги, и другие расходы, например, на воеводу, на приказных, а также доставлять лошадей в Москву для военных нужд. Когда на Белоозеро был сослан патриарх Никон, то тяжесть его содержания, вместе с другими монастырями Белозерскаго края, пала также и на Ворбозомскую пустынь. За XVII век бремя налогов еще более увеличилось, особенно тяжела была рекрутская повинность и обязанность содержать отставных воинов.[28] Кроме постоянных податей, нужно было платить оброк за рыбную ловлю и дань архиепископу.[29]
Проживающие в пустыни люди делились на 2 разряда: 1 – братия (лица, постриженные или готовящиеся к постригу), 2 – служебники, к которым относились церковные дьячки, разные работники при монастыре (мельник, коровник, служившие по найму казаки). Многие служебники трудились не за деньги, а за вклад, который необходимо было внести, чтобы постричься.[30]
Между старцами редко были грамотные; иногда сам строитель не знал грамоты.[31] Поэтому для совершения богослужения, чтения и пения при богослужении приходилось нанимать со стороны священников и псаломщиков. Священники чаще всего присылались из Кирилло-Белозерского монастыря, часто эта должность соединялась со строительством. Редко монастырь держал дьякона.[32]
Для чтения и пения обычно за определенную плату нанимали детей соседних приходских священников. Пустынское письмоводство исполняли церковные дьячки, иногда держали мирского дьячка.[33]
В 1642 г. в пустыни жило 7 иноков: келарь старец Иоаким, казначей старец Ефрем, старец Авраамий, старец Антоний, старец Нифонт, старец Иоасаф, старец Пафнутий (шесть из семи старцев были неграмотны, также как и настоятель – старец Кирилло-Белозерского монастыря Нафанаил).[34]
Главным источником содержания монастыря служила вотчина. От вотчины в пустынь шли пошлины с населения, получка за оброчные статьи и доходы от занятий сельским хозяйством.[35] Обработка земли была почти даровая и совершалась при участии самих старцев. Также материально поддерживали монастырь вклады, которые поступали в обитель как от старцев при их пострижении, так и от посторонних лиц, имевших любовь к Богу и почитавших преподобного Зосиму. В XVII в. большая часть вкладчиков — местные крестьяне, которые чаще всего вносили вклад не деньгами, а хлебом, скотом и разными ценными предметами.[36]
Общежительный устав сохранялся в пустыни и в XVII в., но только не в полной своей силе, не в том виде, как требовал устав преподобного Кирилла Белозерского, исключавший право приобретения чего-либо в „собину». Общежитие Ворбозомскаго монастыря XVII века проявляло себя тем, что иноки имели общее богослужение, общую трапезу и пользовались из пустынной казны одеждою и обувью.[37]
Власти Зосимо-Ворбозомскаго Благовещенскаго монастыря, как монастыря общежительного, состояли из настоятеля, келаря и казначея; иногда упоминается житник и посельский старец.
Настоятельство Зосиминой пустыня сначала было игуменское, затем строительское. Пока монастырь был самостоятелен, им управляли игумены; а когда он в середине ХѴІ в. стал в зависимое положение от Кирилло-Белозерского монастыря, им стали управлять строители. После пребывания игумена Кириллова монастыря Варлаама на Ворбозоме в 1664 — 1 667 гг., там уже до самого упразднения монастыря настоятелями были строители, власть которых определялась так: «и тое пустыни старцом и служебником, монастырским людем и крестьяном ево строителя слушати и повиноватися во всемъ».[38]
Вотчина пустыни была невелика, поэтому две последние службы соединялись в одном лице, носившем то первое, то второе наименование без различия в обязанностях. В XVII веке первенствовал между старцами, келарь, а в ХѴIII в. на первом месте после игумена был казначей. Власти пустыни сносились с крестьянами непосредственно сами или через старосту, который назначался от пустыни.[39]
К концу XVII века в Ворбозомской обители имелся 2-х этажный деревянный храм: верхняя холодная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и нижняя теплая церковь в честь Рождества Христова с приделом апостола Иоанна Богослова. Церковь была «ветха»[40].
Царским Указом от 18 июля 1686 г. Благовещенский монастырь с вотчинными деревнями и пустошами и со всеми угодьями был приписан к Кирилло-Белозерскому монастырю. [41] С этого времени Зосимова пустынь не только стала подчинена Кириллову монастырю, но стала как-бы его частью. Кирилловские власти обычно назначали строителей в Ворбозомскую обитель. Кириллов монастырь имел обязанность обороны и права суда и расправы в пустыни не только между братией и строителями, но и между крестьянами приписной пустыни.[42] Кирилло-Белозерский монастырь охранял пустынь как от внешних неприятностей и обид, так и внутреннего расстройства духовной жизни. Постепенно оберегание перешло в полное подчинение.
В 1689 г. при настоятеле Феофиле Покровском в пустыни было 5 человек братии: иеромонах Александр Киснемский, казначей Игнатий Пиндинский, старцы Вассьян Лозский, посельский Антоний Суцкий, Герасим Никольский.[43]
1 марта 1694 г. настоятелем обители был назначен иеромонах Александр Киснемский – один из деятельнейших строителей пустыни. Он восстановил погнившие и обветшавшие постройки, украсил пустынские церкви и своей ревностью привлек в пустынь множество пожертвований.[44]
В XVIII в. при Петре I сборы с монастыря и крестьян увеличились, появилась новая повинность – обязанность содержать в монастыре инвалидов.[45]
Несмотря на строгие указы императора Петра Великого, повелевавшие самим монахам читать и петь в церкви, а не нанимать для этого посторонних, дьячков в Ворбозомской пустыни держали в ХVIII веке до закрытия монастыря.[46]
В 1764 году малочисленный и бедный Ворбозомский монастырь был упразднен, храм обители обращен в приходской. Имущество, архив и братия были переведены в Кирилло-Белозерский монастырь. В состав нового прихода вошли деревни упраздненного монастыря: Анофриево, Кузминская, Пиндина, Мыс и владения соседов-помещиков: Губа, Гора, Волчок, Ершово, Шамозеро.[47]
2 апреля 1796 г. священник Благовещенской церкви Гавриил Иванов с причтом получил разрешение от епархиального начальства (новгородской кафедры, к которой тогда принадлежала епархия с Белозерским уездом) на постройку новой каменной церкви.[48]
В устройстве церкви и образовании прихода активное участие принимал местный помещик Борис Гаврилович Чапыжников.
В 1809 г. на месте деревянной Благовещенской церкви была построена каменная церковь с приделами апостола Иоанна Богослова и преподобного Зосимы Ворбозомского.[49]
Работы по строительству Благовещенской церкви окончательно завершились в 1829 г. Теперь она имела пять престолов: в холодной церкви главный – Благовещения Пресвятой Богородицы, в правом приделе – апостола Иоанна Богослова, в левом приделе – преподобного Зосимы Ворбозомского, в теплой церкви: в честь Рождества Христова и во имя святителя Николая Чудотворца. Гробница преподобного Зосимы располагалась в холодной церкви перед иконостасом, на границе придела его имени с главным храмом.[50]
В 1894 г. над гробом преподобного Зосимы, находящемся в холодном храме Благовещенской церкви, находилась деревянная рака с образом преподобного величиною в рост.[51]
В 40-х гг. XIX века Благовещенская церковь стала приписной к ближайшей Воздвиженской церкви (располагалась на восточном берегу Ворбозомского озера), а вскоре и вовсе пришла в запустение.
По штатам 1876 г. церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была соединена в один приход с церквами Кресто-Воздвиженской Ворбозомской и Рождественской Люпинской. При церкви был назначен помощник настоятеля. При церкви особого священника не было. В 1876-1890-х гг. она состояла приписной к Воздвиженской церкви.[52]
Указом митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора от 29 июня 1890 г. островная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Ворбозомском озере была приписана к Горицкому Воскресенскому женскому монастырю, при церкви учрежден причт (священник и псаломщик[53]. Указом Св. Синода от 9 декабря 1890 г. на жалованье священнику и псаломщику было положено 240 рублей из специальных сумм Св. Синода, указом от 1 января 1894 г. – 400 рублей в год.[54] Причт Ворбозомской Благовещенской церкви жил в Фетиньинском скиту Горицкого монастыря, расположенном в версте по озеру от Благовещенской церкви.[55]
На Ворбозомском острове был образован скит Горицкого женского монастыря. Здесь проживало несколько сестер, которые занимались небольшим хозяйством и содержали скот. Церковную службу справлял причт Фетиньинской пустыни. Согласно Летописи Горицкого монастыря, составленной в 1896 – 1913 гг., церковная служба в это время в Ворбозомском скиту совершалась фетиньинским причтом через воскресенье. У гробницы преподобного Зосимы служили молебны.[56]
В 30-х гг. XX в. скит был разорен. По воспоминаниям местных жителей окрестных деревень во время разграбления храма иконы снимались со стен и бросались прямо в озеро. Сам остров был превращен в пастбище для выпаса коней.
В настоящее время Благовещенский собор находится в руинированном состоянии.
Список настоятелей Зосимо-Ворбозомского Благовещенского монастыря (с указанием, под каким годом имя встречается в документах).[57]
1.Преподобный Зосима Ворбозомский, XV в.- нач. XVI в.
2.Иона, игумен. 1501 г.
- Варлаам, игумен, настоятель Ворбозомской пустыни в 1564-1581 гг.
- Макарий, первый известный строитель, 1582-1586 гг.
5.Еустафий, 13 ноября 1598 г.
6.Паисий, 31 августа 1602 г.
7.Еустафий, 1 января 1606 г.
8.Феодосий, 1614 г.,
9.Андрей, 1618 г.
- Даниил, черный священник, 1620 г.-31 августа 1624 г.
11.Пимен, 1625-1627 гг.
12.Нил, черный священник, 1627-1630 гг.
13.Пафнутий Годунов, старец Кирилло-Белозерского монастыря, 1630 г.
14.Лазарь, старец Кирилло-Белозерского монастыря, 16 мая 1630 г. – 1635 г.
- Герасим, черный священник, 27 сентября 1638 г. – 1639 г.
16.Лазарь, вторично, 31 января 1639 г. – 1642 г.
17.Нафанаил, старец Кирилло-Белозерского монастыря, 30 апреля 1642 г. – 1646 г.
- Филарет, черный священник, 20 октября 1646 г.
- Феодосий Еланин, бывший строитель, старец Кирилло-Белозерского монастыря, до 30 марта 1648 г.
- Исидор, черный священник, 15 июня 1648 г.
- Гурий Валутин, 1649 г.
- Авраамий, черный священник, 1 марта 1651 г.-20 августа 1651 г.
- Иосиф, черный священник, 20 августа 1651 г. – 1652 г.
- Иона, черный священник, 22 декабря 1652 г. – 25 сентября 1653 г.
- Иосиф, вторично, 25 сентября 1653 г. – 26 июня 1654 г. (тайно бежал из монастыря).
- Иона, вторично, после 15 сентября 1654 г. до 1656 г.
- Иосиф Безрукий, 1660-1673 гг.
- Феодосий Куташев, 25 августа 1673 г. -1674 г.
- Виталий, 14 апреля 1676 г.
- Иосиф Горицкий, иеромонах, упоминается строителем в 1677 г., 1680 г., 1683 г., 1684 г.
- Макарий, 1684-1686 гг.
32.Никита Лозский, старец, сентябрь 1686 г. – 1687 г.
- Афанасий, 28 сентября 1687 г.
- Феофил Покровский, иеромонах, 1689 г. – август 1691 г.
- Филарет Левшин, 1692 г.
- Варлаам Волоцкой, 1 апреля 1693 г. – 18 сентября 1695 г.
- Александр Киснемский, иеромонах из Кирилло-Белозерского монастыря, 1 марта 1694 г. – 24 марта 1704 г.
- Иосиф Скицкий, иеромонах, 1708 – 1711 гг.
- Иоасаф Тихановский, декабрь 1712 г.
- Дионисий Скицкий, 1714 г. – 1715 г.
- Иринарх Пиндинский, бывший казначей Ворбозомской пустыни, 1716 г. -20 октября 1720 г.
- Иоасаф Воздвиженский, иеромонах из белых священников; 27 марта 1721 г. – 29 июня 1722 г.
- Филипп, 1723-1724 гг.
- Феодорит, иеромонах, 1726 г.
- Иоанникий Кивуйский, иеромонах, 1732 г. – 8 мая 1734 г.
- Кирилл, иеромонах, 22 января 1735 г. 19 февраля 1736 г. управляющим пустынею назначен казначей монах Авраамий Шаймозерский.
- Никодим, иеромонах, 1745 г.
- Иоанн Иосифов, белый вдовой священник, по 21 октября 1748 г.
- Евфимий, иеромонах, 25 октября 1748 г.
- Василий Иванов, белый вдовый священник, 1749 г.
- Феодорит, иеромонах, 1755 г.
- Гавриил Чуровский, 1756 г.
- Павел Ергольский, иеромонах, 15 января 1763 г.
- Дионисий Суцкий, иеромонах, 19 сентября.
Автор статьи: сотрудник Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии, историк Силина Е.А.
Примечания:
[1] Ворбозомский-Благовещенский монастырь//Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., Университетская типография, 1852. С.402.
[2] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. С.709-710.
[3] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. С.710.
[4] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь // Новгородские Епархиальные ведомости № 23 от 1 декабря 1895 г. С. 1402.
[5] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. С.711.
[6] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. С.709.
[7]Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь. Список настоятелей Зосимо-Ворбозомского Благовещенского монастыря//Новгородские епархиальные ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 405.
[8] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости № 3 от 1 февраля 1896 г. С. 177.
[9] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. Стр.712.
[10] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 406.
[11] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. Стр.713.
[12] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. Стр.713.
[13] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. Стр.713-714.
[14] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. Стр.714.
[15] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.996.
[16] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.996. Примеч.13.
[17] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 407.
[18] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 407.
[19] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 408.
[20] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.997.
[21] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.999.
[22] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.998-999.
[23] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.999.
[24] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.1000-1001.
[25] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.1002-1004.
[26] Летопись Горицкого монастыря. Зосимо-Ворбозомский скит и его прошлое//Кириллов: Ист.-краевед. альм. Вып. 1. Вологда, 1994.
[27] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.248.
[28] Летопись Горицкого монастыря. Зосимо-Ворбозомский скит и его прошлое//Кириллов: Ист.-краевед. альм. Вып. 1. Вологда, 1994.
[29] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.249.
[30] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.254-255.
[31] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.254.
[32] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.257.
[33] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.254.
[34] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 409.
[35] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.250.
[36] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.252.
[37] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.257.
[38] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.259.
[39] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.258-259.
[40] Васильев Ю. С. Две переписные («записные») книги: а) монастырей и пустыней; б) церквей и причта Белозерского у. и Чарондской округи кон. XVII в. // Белозерье: Краеведческий альманах. Вологда, 2007. Вып. 3. С. 116.
[41]Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.991.
[42] Там же. С.991, 994.
[43] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 411.
[44] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 411.
[45] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.249.
[46] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.255.
[47] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 414.
[48] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 414-415.
[49] Ворбозомский-Благовещенский монастырь//Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., Университетская типография, 1852. С.402.
[50] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 415.
[51] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные ведомости № 15 от 1 августа 1894. С. 711.
[52] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 415.
[53] Там же.
[54] Там же.
[55] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 415. Примеч. 27.
[56] Летопись Горицкого монастыря. Зосимо-Ворбозомский скит и его прошлое//Кириллов: Ист.-краевед. альм. Вып. 1. Вологда, 1994.
[57] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 405-414.