26 декабря — память святого благоверного князя Глеба Белозерского и Ростовского.

Святой благоверный князь Глеб Белозерский — сын Ро­стов­ско­го кня­зя Ва­силь­ка Кон­стан­ти­но­ви­ча -ро­дил­ся в 1237 го­ду. Еще в младенчестве он потерял отца. В возрасте двадцати девяти лет тот  попал в плен к татаро-монголам, которые настойчиво принуждали его перейти на их сторону, но пленник ответил на принуждения решительным отказом, предпочитая принять смерть. Князь  был убит мон­го­ло-та­та­ра­ми в 1938 году. Церковь причислила Василька Константиновича к лику святых и отмечает его память 17 марта. Дед князя Глеба князь Михаил Всеволодович Черниговский тоже был мученически убит в том же году  за отказ принять
татарскую веру и пройти очистительный огонь. Князь Михаил также был
канонизирован и ныне почитаем православной церковью как великомученик. Таким образом, у Глеба Васильковича оказались почитаемыми церковью отец и дед, оба преданные ордынцами мучительной смерти.

Пока Глеб  не подрос, он жил при ма­те­ри, кня­гине Ма­рии Ми­хай­ловне в Ро­сто­ве.  Духовным наставником юного князя был епископ Ростовский Кирилл. В четырнадцать лет князь Глеб в пер­вый раз посетил свой удел — Бе­ло­озе­ро. Осмотрев  владения, он  по­се­лил­ся на Белозерской земле.  Глеб стал первым Белозерским князем. Жи­вя в Белозерском крае, Глеб не по­ры­вал свя­зи с Ро­сто­вом, ча­сто при­ез­жая в родной город. Так, например, в 1253 го­ду он был в Ро­сто­ве на освя­ще­нии Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви.

Князю Глебу довелось жить в неспокойное для Руси время монголо-татарского ига и на себе испытать все тяготы удельного князя, вынужденного подчиняться ордынцам-захватчикам. В 1244 году он со­про­вож­дал бра­та в Ор­ду для утвер­жде­ния за ни­ми ха­ном Ба­ты­ем их на­след­ствен­ных уде­лов, и Бе­ло­озе­ро бы­ло укреп­ле­но за Гле­бом. В 1249 го­ду Глеб снова ез­дил в Ор­ду к сы­ну Ба­тыя — Сар­та­ку для пред­став­ле­ния и для но­во­го утвер­жде­ния в пра­вах на удел.

Белозерский князь, несмотря на свою политическую занятость, уделял немало внимания Белоозеру. Край не был пустынным и до Глеба, но при нем он еще более оживился. Сюда стекалось население. Белоозеро, если и не процветало в полном смысле этого слова, то было благополучным краем в сравнении с верхней Волгой и другими районами Волгоокского междуречья. Благодаря стараниям Глеба, Белоозеро, в отличие от городов Владимира, Переяславля Залесского, Суздаля никогда не подвергалось нашествию татаро-монголов. Для поддержания мирных отношений с Ордой, князь Глеб в 1257 го­ду  же­нил­ся на та­тар­ской княжне, на­зван­ной в кре­ще­нии Фе­о­до­рой.

Ле­то­пи­си с по­хва­лой от­зы­ва­ют­ся о Гле­бе Белозерском, как кня­зе бо­го­бо­яз­нен­ном, крот­ком, щед­ром и милостивом, по­чи­тав­шем мо­на­ше­ский чин, рев­ни­вом к цер­ков­но­му бла­го­ле­пию. «От юно­сти сво­ея, — го­во­рит Тро­иц­кая ле­то­пись, — по на­хож­де­нии по­га­ных та­тар, на­ча слу­жи­ти им и мно­гих хре­стья­ны оби­ди­мыя от них из­ба­ви и пе­чаль­ные уте­шая, и браш­на сво­е­го и пи­тия нещад­но тре­бу­ю­щим по­да­вая… и мно­гы церк­ви со­зда и укра­си ико­на­ми и кни­га­ми,  и священнический и иноческий чин зело почиташе».

С име­нем Гле­ба свя­за­но воз­ник­но­ве­ние мо­на­сты­рей в Бе­ло­зер­ском крае. Князем были ос­но­ва­ны:  в 1251 году — Усть­ше­хон­ский-Тро­иц­кий на Устье мо­на­стырь (в бла­го­дар­ность за чу­дес­ное ис­це­ле­ние сы­на его Ми­ха­и­ла от сле­по­ты); около 1260 года — Спа­со-Ка­мен­ный мо­на­стырь на ост­ров­ке Ку­бен­ско­го озе­ра (по слу­чаю чу­дес­но­го спа­се­ния от бу­ри на озе­ре).

В период его княжения на Белоозере появились две святыни – икона Пресвятой Богородицы  «Умиление»  Белозерская  и икона Апостолов Петра и Павла, которые находятся в настоящее время в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Глебу  Белозерскому довелось общаться с благоверным князем Александром Невским. Так, в 1259 го­ду он вме­сте с бра­том и ма­те­рью при­ни­мал и че­ство­вал в Ро­сто­ве кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го, про­ез­жав­ше­го из Нов­го­ро­да во Вла­ди­мир. В 1261 го­ду он вме­сте с Алек­сан­дром Нев­ским и бра­том  на­зна­чил по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Бо­го­яв­лен­ско­го ар­хи­манд­ри­та Иг­на­тия в по­мощ­ни­ки Ро­стов­ско­му епи­ско­пу Ки­рил­лу.

В 1268 го­ду князь Глеб сно­ва ез­дил в Ор­ду и вер­нул­ся от­ту­да боль­ным. Во время следующей поездки в Орду в 1271 го­ду в  от­сут­ствии князя умер­ла его мать, а спустя два года  скон­ча­лась и его же­на (по­гре­бе­на в Ро­стов­ской церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы).

Вскоре после свадьбы сына Глеб Василькович был вынужден отправить сына Михаила для участия в очередном походе ханских войск.  Сам князь Глеб, по-видимому, уже не мог отправиться в поход из-за болезни.

В этом же го­ду, по смер­ти бра­та сво­е­го Бо­ри­са, Глеб за­нял Ро­стов­ское кня­же­ство, со­еди­нив под сво­ей вла­стью Ро­стов и Бе­ло­озе­ро. Но недолго довелось ему править. 13 де­каб­ря 1278 года, по­сле семиднев­ной бо­лез­ни,  в возрасте сорока одного года князь Глеб ти­хо и крот­ко ис­пу­стил свою ду­шу в Ро­сто­ве.  Его здоровье подорвали тяжелые изнурительные походы, частые поездки в Орду, жизнь, полная тревог, зависящая от изменчивых ханских милостей и капризов.

«Смиренным был, ненавидел гордость и отвращался от нее, как от змея искусителя… Немало жалости и плача оставил по себе всем знавшим его», — такими словами в летописном некрологе запечатлен в народной памяти князь Глеб Белозерский.

В настоящее время место погребения благоверного князя Глеба неизвестно. До наших дней сохранилось предание, записанное не позднее конца XVI века, что останки князя покоятся в покинутом жителями в конце XIV веке городе Белоозеро, в часовне, построенной на месте городского собора во имя святителя Василия Великого (часовня и курган, на котором она стояла, были разрушены в 50-х годах XX века).

В сонме святых Череповецкой епархии есть только один благоверный князь -это Глеб Белозерский и Ростовский. Память его почитается в землях нашего края и ныне. Для современников князь Глеб является примером крепкой веры и благочестия, кротости и милосердия, любви к Богу, ближним и Отечеству.

В 2019 году почитателями благоверного князя Глеба, сотрудниками Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии была составлена служба святому князю, благословленная в том же году правящим архиереем для богослужебного употребления в пределах Череповецкой епархии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *