Жизнеописание игумении Таисии (Солоповой)

         «Верх святости и совершенство состоят не в совершении чудес, но в чистоте любви. И это справедливо: чудеса должны прекратиться и уничтожиться, а любовь всегда останется (1Кор. 13: 8)».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Нестерой)

 

 Любовь ко Христу и ближним стала путеводной нитью в жизни игумении Таисии (Солоповой), великой подвижницы России конца 19 века – начала 20 века. Самозабвенно любя Спасителя нашего Иисуса Христа, матушка Таисия с самого детства предала себя на служение Господу. Ни уговоры матери, ни предстоящие радости  блистательной дворянской жизни, не смогли отлучить её от любви Божией. Терпеливо снося скорби и поношения, болезни и преграды, она сподобилась от Господа тернистого монашеского игуменского креста, став поистине любящей, заботливой матерью не только для вверенных ей Господом сестер Леушинской обители, но и для каждого человека, входящего в её жизнь, обращающегося к ней за помощью. Познав любовь в том, что Христос положил за нас душу Свою (1Ин.3:16), матушка, следуя примеру  Господню, полагала душу свою за всякого человека.

Господь говорит: «по плодам их узнаете их» (Мф. 7: 20). Апостол Павел раскрывает, что есть плод духовный: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22).  Как современники, так и потомки отмечали в матушке   плоды духовные, которых удостаиваются от Бога лишь верные рабы Христовы, отвергшиеся из любви ко Спасителю себя, своих желаний.

Милостивая к страждущим и обездоленным, она примером своей жизни  учила тому современников, преподает в том урок и нам. Так, подвизаясь в Тихвинском Введенском монастыре, матушка Таисия тайно устраивала обеды для нищих на Пасху, на которых сама прислуживала «дорогим гостям, в лице  которых видела Господа»[1]. В 1886 году, из своей поездки в Киев, матушка, несмотря на то, что она уезжала без копейки денег, вернулась  с двумя маленькими сиротками. Поскольку денег на отдельный билет для сироток не было, она уступила им свою койку[2].

Игумения Таисия всеми силами старалась укоренить в Леушинском монастыре традиции благотворительности. Несмотря на то, что Леушинская община была крайне бедна и сестры терпели нужду, даже в таком положении настоятельница находила возможность помогать нищим.

Характерной чертой матушки являлась ее сострадательность. Игумения Таисия всегда воспринимала чужую боль как свою и стремилась, по мере своих сил, облегчить ее. В послужных списках насельниц Леушинского монастыря неоднократно встречаются упоминания, что они приняты в монастырь как сироты или из сострадания к физическим и умственным недостаткам. При обители имелось несколько гостиниц, значительная часть помещений в которых была отведена для нищих и убогих, которые жили бесплатно и питались от монастырского стола. Кроме того, матушка устроила при монастыре женское училище, в котором обучались и содержались за монастырские средства дети-сироты, при этом обитель брала на себя обязанности по дальнейшему их трудоустройству.

Протоиерей Николай Шиловский в слове, сказанном во время литургии 6 января 1915 года, в день отпевания настоятельницы Леушинского монастыря игумении Таисии, отмечая любовь к ближнему, милосердие и сострадательность матушки произнес такие слова: «…оставив нас телом своим, ты, дорогая матушка, не оставила нас душою своею в дивных уроках, какие мы черпали из личного примера твоей многотрудной земной жизни. Ты при жизни всех учила, как нужно жить в Боге и для Бога, как нужно самоотверженно служить ближнему своему; ты часто, забывая нищету и бедноту свою, делилась последним, что имела с бедняком и неимущим. Ты не могла равнодушно посмотреть на слезы ближних своих; ты не однажды протягивала руку помощи и врагам своим»[3].

Святой праведный Иоанн Кронштадский, духовный отец, друг и сомолитвенник игумении Таисии, с радостью и благодарностью отмечал в своих письмах к ней действующую в матушке по благодати Божией любовь Христову, веру, её долготерпение, благость: «Не нарадуюсь я твоей любви о Христе и твоему усердию, выражающемуся столь разнообразно и так постоянно. По плодам их познаете их, говорит Сердцеведец Господь о людях, с коими мы живем и действуем в мире. По сладким плодам любви твоей и я знаю тебя вот уже около 35-ти лет. За все это время любовь твоя о Христе изливалась постоянно чистою струей – неоскудно везде и во всяких видах: то в приготовлении прекрасных риз, то – митр, то – тонкого белья, то – разных книг душеполезных, а главное – помогала мне в устроении всех моих обителей; да и не перечислишь всего. Но особенно ты утешала меня своею беззаветною преданностью Христу Спасителю, словесное стадо Которого ты собрала и пасла и пасешь доселе на пажити спасительной; – за что дай Бог тебе и им всем – добрым послушницам – Царство Небесное»[4].

«Поучительно твое письмо, потому что все проникнуто святою любовью. Не даром ты горячо любишь и особенно проповедника и осуществителя Христовой заповеди – «любите друг друга»»[5].

«Истинно, не иссякаем источник твоей ко мне о Господе любви, которая сходит к моим немощам и опущениям»[6].

«Ты, по слову Господню, из глубины благого сердца своего износишь благое слово, потому что душа твоя полна благими чувствами. Это – твое духовное богатство, которым были богаты все нетленные подвижницы»[7].

Священнослужители Леушинского монастыря, хорошо знавшие матушку, также отмечали её неоскудевающую материнскую во Христе любовь. Священник Клавдий Екатерининский 23 марта 1901 года в слове, обращенном к матушке по случаю 20-летия её настоятельской деятельности, отметил: «Своим бдением, молитвами и своею жизнию Вы воспитали многих и славных инокинь. … Своею материнскою любовию к своим чадам – сестрам обители Вы заслужили такую любовь их, что каждая из них готова за Вас свой живот положить и каждая старается жить как можно лучше, чтобы не огорчить свою Матушку»[8]. Как видим, духовное руководство матушки сестрами, её наставление:  «Начни с любви, — наставляла она своих сестер, — она выше всех всесожжений и жертв»[9] принесло свои плоды.

Протоиерей Леушинского монастыря Александр Светловский, отмечая глубокую веру и любовь матушки Таисии,  в 1915 году в надгробной проповеди произнес: «Только особым действием благодати Божией и можно объяснить такой необыкновенно быстрый рост нашей обители. Такие молитвенники, как отец Иоанн Кронштадтский, и низвели эту благодать. Но эти сильные своею молитвою по чьим просьбам оказывались здесь? Что поднимало их руки к небу и исторгало слезы за обитель сию? По чьему ходатайству все это было? Да по ходатайству все той же, незабвенной, ныне преставльшейся Игумении Таисии. Вот, что значит вера и глубокая любовь к своему делу. Иисус Христос говорил:   аще  имате веру яко зерно горушно и речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет, и ничтоже невозможно будет вам. И мы видели осуществление этих слов на покойной дорогой нашей матушке Игумении. Слава Богу, воздвигающему таких деятелей в Церкви Христовой; и глубокая благодарность и земной поклон почившей за все ее хлопоты, за ласки, за любовь!»[10]

Любовью служа другим при жизни, матушка Таисия с материнской заботой  думала о спасении ближних и об их дальнейшей участи, которая ждет их после её смерти, поэтому в своем духовном завещании, составленном 27 апреля 1907 года, она оставила наказ, главным содержанием которого являлась основа всей её жизни —  хранение веры и любви ко Христу: «… будьте тверды в вере и любви ко Господу нашему Сладчайшему Иисусу, коего вы носите в сердцах своих. Если пребудет в вере и любви к Господу,  то Господь пребудет с вами… »[11].

Духовные плоды матушки нашли свое выражение в её широкой и продуктивной деятельности по строительству храмов, устройству монастырей, созданию церковных школ, воспитанию монахинь, из которых потом вышла целая плеяда  настоятельниц — игумений и пр. Отмечая активную храмостроительную деятельность игумении Таисии, священник Александр Светловский  называет и её причину: желание матушки «не только среди сестер утвердить благочестие, но и народ сблизить с церковью, … ей хотелось, и она домогалась, чтобы церковность насажденная в монастыре, шла и далее за ограду его, входила бы во все стороны, проникала-бы, так сказать, во все поры бытовой крестьянской жизни»[12].

Как пишет евангелист Матфей: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5: 14-15).Так и жизнь матушки Таисии, принесшей   в мир  своими трудами, слезами, делами милосердия и непрестанными молитвами свет любви Христовой, подобна жертвенно горящей пред лицом Божиим свече, пламенем которой она  зажигала и продолжает зажигать в людских сердцах огоньки веры и любви к Богу. И сейчас, уже предстоя Престолу Божию на небесах, она, как и при жизни своей на земле, утешает, поддерживает как мать, согревает души, всех прибегающих к её  помощи и заступлению.

Бесценен  вклад игумении Таисии в дело становления и развития монастырей, распространения христианства. Миссионерская деятельность матушки распространилась далеко за пределы Леушинского монастыря и его окрестностей. Открыв  подворья в г. Санкт-Петербурге, Череповце, Рыбинске,  устроив не одну обитель, она излила из них на окружающий мир свет любви Христовой, согрев его светом сердце не  одного человека, приведя к вере многих. Благоустраивая пристани полноводных рек, создавая на них пристанище для сестер, она стремилась к тому, чтобы везде звучала молитва и славословие Богу,  спасая кораблики (души человеческие), терпящие бедствия в море житейском, помогая им найти прибежище и приют в тихой и мирной гавани Церкви Христовой.

Роль игумении Таисии в истории женского монашества велика.  Матушка Таисия духовно вырастила и воспитала целую плеяду будущих подвижниц благочестия:  схиигумению Ангелину, настоятельнцу Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге, схиигумению Надежду, настоятельницу Сурского монастыря, 10 игумений: преподобномученицу Серафиму и Мартиниану (настоятельниц Ферапонтова монастыря), Иларию (настоятельницу Успенского Полновского монастыря), Таисию и Веронику (настоятельниц Воронцовского монастыря), Руфину (настоятельницу Парфеновского монастыря), Антонину и Маргариту (настоятельниц Черноезерской пустыни), Филарету (настоятельницу Филаретовой и Рдейской пустыней), Агнию (настоятельницу Леушинского монастыря).

На освящении храма последнего монастыря Иоанн Кронштадтский сказал леушинской настоятельнице замечательные слова: «Поздравляю тебя, матушка, с радостию и с новым великим делом возникновения новой обители. Ты подобна преподобному Сергию Радонежскому, изводишь из сестер своей обители настоятельниц и учредительниц других обителей, искусных инокинь, которые по слову апостола «довольны будут и других научити» – великая тебе за это награда от Господа»[13].

В одном из писем, обращаясь к деятельности матушки по устроению новых монастырей, святой праведный Иоанн Кронштадтский  очень лаконично и точно охарактеризовал ее: «Ты Царство Божие водворяешь, а врага бесплотного гонишь»[14]. Действительно, во всех новых обителях матушка стремилась привить дух любви и милосердия, каждый раз посрамляя бесплотного врага.

Матушка Таисия оказала влияние на устройство монастырей не только в России, но и в Америке.   Архимандрит Герман (Подмошенский) рассказывал о том, как иеромонах Серафим Роуз работал над переводом «Келейных записок» матушки «…Пришло время и нужно было показать… американцам, а особенно американкам, что есть тип преподобных русских женщин, подвижниц, и вот доказательство. Для этого нужно было выпустить эту книгу. … Когда мы издали «Келейные записки» Игумении Таисии, то большой интерес поднялся среди женщин-американок. Так что сейчас у нас уже пять женских маленьких монастырей. А началось все с Таисии… [Она] можно сказать единственная святая, настоящая святая, [которая] говорит о своей жизни»[15].

Приобретенный лично опыт духовной жизни матушка для назидания сестер изложила в «Письмах игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни». Эта книга стала настольной не только у монашествующих, но и у мирян.  И поныне опыт жизни досточтимой игумении Таисии служит назиданием нашим современникам.

Игумения Георгия, настоятельница Горненского монастыря в Иерусалиме писала: «духовное наследие этой великой подвижницы и избранницы Божией поучительно и полезно не только для тех, кто избрал для себя монашеский путь, но и для каждого человека, стремящегося к Богопознанию самосовершенствованию. …«Письма» Матушки игумении Таисии характеризуются лаконичностью, простотой и точностью языка, доступного восприятию людей разного духовного развития, взглядов, образования. Обращает внимание на себя не только глубокое знание ею Священного Писания, святоотеческой и аскетической литературы, но также опора на собственный духовный и религиозный опыт. Стержнем и основой этого опыта становится главное, с нашей точки зрения, качество души Матушки Таисии — жертвенная любовь к Богу и ближним, любовь, прошедшая через испытания скорбями, страданиями и искушениями…. «Письма к новоначальной инокине» при всей сжатости и лаконичности формы необычайно богаты по своему внутреннему наполнению и содержат фактически обобщение всего первоначального опыта иноческой жизни. Они дают ответы на вопросы, которые неизбежно возникают перед каждым человеком, вступающим на путь духовной жизни, предупреждают о тяжести иноческого креста, о возможных ошибках и падениях и, главное, указывают способы их преодоления» [16].

Игумения Елисавета, настоятельница Свято-Троицкого Стефана-Махрищского ставропигиального женского монастыря, также отмечает необходимость передачи приобретенного матушкой Таисией опыта духовной жизни современникам: «Все сестры Стефана-Махрищского монастыря прочли книгу «Записки игумении Таисии», которую я рекомендую читать каждой новоначальной сестре, считаю, что эта книга весьма полезна для духовного становления монашествующих».

Историк В.О. Ключевский писал: «Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного». Такой великой личностью, несущей сквозь века в мир свет любви Христовой,  является игумения Таисия (Солопова).

Игумения Таисия (в миру – Мария Васильевна Солопова) родилась 4 октября (ст.ст.) 1842 года[17] в г. Санкт-Петербурге в семье морского офицера Василия Васильевича Солопова и дворянки из рода Пушкина, Виктории Дмитриевны.

Долгое время супруги не имели утешения в детях, которые умирали во младенчестве. Как вспоминала мать будущей Леушинской настоятельницы: «Я уже отчаялась иметь утешение в детях, утешение единственное, по мнению моему, доступное мне. Много и горячо молилась я о том, чтобы Господь не лишал меня этого утешения, дал бы мне хотя одно дитя, оставив его в живых; особенно же молилась я об этом Матери Божией… И не посрамила меня Владычица, Надежда ненадежных. Она даровала мне дитя – дочь, которую я из чувства благодарности к Ней назвала Ее именем – Марии»[18].

Таким образом, игумения Таисия была в самом буквальном смысле вымолена у Господа и Богородицы, что во многом предопределило ее дальнейший жизненный путь. Примечательно, что свое мирское имя она получила в честь Пресвятой Владычицы. Крещена же будущая настоятельница была в честь преподобной Марии Константинопольской (память 26 января по старому стилю), поскольку в православии из чувства благоговения не принято давать детям имена Господа и его Пречистой Матери.

Во исполнение обещания, данного Пресвятой Богородице, Виктория Дмитриевна с младенчества воспитывала дочь в страхе Божием, любви к Господу и ближним, благодаря чему Мария с детских лет всем сердцем полюбила Бога.

Очищая свое сердце покаянием, непрестанной молитвой, Причащением Святых Христовых Таин, Мария ещё в детстве сподобилась от Бога видений Господа,  святых, ангелов, поскольку «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). Эти видения предопределили выбор ею жизненного пути.

Когда она была еще во втором классе и лежала в госпитале института больная корью, ей в ночь под Светлую Пасху явился ангел: «существо солнцеобразно-светлое, крылатое, летающее под потолком и повторяющее человеческим голосом слова: «Христос Воскресе! Христос Воскресе!» О, какую неземную радость почувствовала и моя детская душа»[19].

В том же году в ночь на 16 августа после Причащения Святых Тайн Мария удостоилась видения сонма святых, беседы с апостолом Матфеем и встречи с Самим Господом нашим Иисусом Христом[20].

О своем видении она рассказала институтскому духовнику, который посоветовал сохранить ведение в тайне и во всем уповать на Господа[21].

В годы учебы в институте Марию за ее глубокую религиозность нередко называли «монахиней», «игуменией», а если кому-то не угодит, то и «святошей»[22]. Из беллетризованных воспоминаний одноклассницы Н.А. Лухмановой, видно, что главным в жизни Марии была молитва. Вот характерный пример: «в дортуаре скоро настала полная тишина. Только Салопова била поклоны, стоя у кровати на голом полу босиком, в одной рубашке»[23].

Во время своего обучения в институте Маша Солопова очень часто болела, но переносила свои болезни стойко, не ропща, в чем являлась примером для своих одноклассниц. Девочки в сложных ситуациях обращались к Марии за советом. Часто она мирила их в  ссорах, за что снискала любовь у ровесниц[24].

В 1861 году Мария сдала выпускные экзамены и вышла из института с аттестатом,[25] в котором стояли почти одни пятерки. На экзамене по Закону Божию ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Преосвященный епископ Иоанникий (будущий митрополит Московский и Киевский) был весьма удивлен тем, что выпускница Института знала наизусть все Евангелие на церковно-славянском языке. На его изумленный вопрос Мария Солопова ответила: «Каждое слово Евангелия так приятно и отрадно для души, что мне хотелось его всегда иметь при себе, а так как с книгой не всегда удобно быть, то я вздумала заучить все, тогда всегда оно будет при мне в моей памяти»[26].

По завершении своего обучения Мария сделала свой жизненный выбор — решила уйти в монастырь, но столкнулась с неожиданным препятствием в лице горячо любимой матери. Виктория Дмитриевна воспротивилась её заветному желанию.

Около 6 месяцев по окончании института Мария прожила в Боровичах, в доме, оставленном ей дедом. Жила она уединенно, каждый день посещая Свято-Духов мужской монастырь. В этот период Мария познакомилась с замечательными подвижниками благочестия XIX века архимандритами Вениамином (Поздняковым) и Лаврентием (Макаровым), которые взяли будущую игумению под свое духовное окормление и стали ее наставниками и руководителями в иноческой жизни.

Мать, вразумленная Богородицей,  дала благословение на её монашескую жизнь.

В 1860-х годах Мария поступила в Тихвинский Введенский монастырь, где провела 9 лет.

Здесь она удостоилась многих благодатных видений: Господа, Божией Матери и даже Пресвятой Троицы (уникальный случай в истории женской святости). Вот как матушка вспоминала об этом:

«Видится мне, что я вхожу с южной стороны в какую-то небольшую церковь или часовню (не знаю). Посреди, как бы обратясь к иконостасу, или чему-то вроде того, стоят трое, равные и ростом, и одеждой, и по всему одинаковые (не знаю, как их назвать); имеют они подобие людей, только головы их как бы в тумане, я их почти не вижу. Кроме меня и их, никого нет, – церковь пуста. Меня заинтересовали эти существа, и я довольно смело стала подходить к ним то с той, то с другой стороны, стараясь рассмотреть, кто они. Когда подошла справа, то стоявший с этой стороны обратился ко мне с вопросом: «Какой это монастырь?» Я отвечала: «Введенский». Он снова спросил: «А сколько лет ты здесь живешь?» Я ответила: «Три года». На это Он говорит мне: «Три года ты живешь в монастыре, а не знаешь, какое имя твоему монастырю». Я стала оправдываться и утверждать, что хорошо знаю, что имя моему монастырю «Введенский». Тогда Он подозвал меня поближе к себе и продолжал: «Если ты не знаешь, какое имя этому монастырю, то я скажу тебе: он – Крестокрещенский».

Я и тут противоречила Ему, продолжая спорить, и даже возразила, что «и слова-то такого (крестокрещенский) нет». В это время я увидела главу Его, как главу Спасителя, как она пишется на иконах; в левой руке Своей Он держал огромный деревянный крест, на который Он как бы опирался, а правой рукой Он слегка касался моего плеча и, ударяя ей по плечу, продолжал: «Говорю тебе, – Крестокрещенский; не понимаешь, – так слушай, Я объясню тебе: как христианский младенец крещается водой и Духом, иначе не может быть христианином, так и младенец-монах крещается крестом, – иначе не может быть монахом. – Разумеешь ли теперь?» – прибавил Он. Я (уже и во время речи Его) познала в Нем Господа и в умилении и радости воскликнула: «Так, Господи, разумею, что надо все терпеть ради Твоего Креста». Я проснулась в величайшей радости и умилении; плечо мое еще как бы ощущало на себе прикосновение ударявшей его слегка руки»[27].

Во Введенском монастыре в полной мере проявились лучшие христианские качества Марии: смирение, беспрекословное послушание, любовь к ближним, милосердие. Даже находясь безвыходно в стенах обители, матушка не переставала помогать нищим, приглашая их ежегодно на Пасху.

13 мая 1870 г. Мария была пострижена в рясофор с именем Аркадия. В 1872 г., по благословению своего духовника старца Лаврентия, она перешла в Покровский Зверин монастырь в Новгороде, где подвизалась 6 лет, исполняя послушание регента. Здесь матушка написала акафист святому праведному Симеону Богоприимцу.  В 1878 году инокиня Аркадия была переведена в Знаменский Званский монастырь, располагавшийся на Волхове в 70 верстах от Новгорода, на должность казначеи. В этой обители по указу Новгородской духовной консистории от 16 ноября 1879 г. она была пострижена в монашество с наречением имени Таисия в честь блаженной Таисии Египетской.

А в марте 1881 году ее назначили начальницей неустроенной и даже предназначенной к упразднению Леушинской женской общины Череповецкого уезда, о чем матушка была предуведомлена очередным благодатным видением. Ей приснился сон, в котором она увидела себя идущей по ржаному полю, которое ей предстоит выжать. Далее ей пришлось преодолеть огромное пространство налитой воды, постепенно скрывшее её по шею. Она испугалась, что утонет, т.к. не умела плавать, и в этот момент прямо ей в руку с неба упал настоятельский посох, опираясь на который, она благополучно миновала препятствие и оказалась у монастырской ограды[28].

В годы настоятельства обителью игумении Таисии пришлось преодолеть немало искушений и скорбей, клеветы. Чувствуя себя не в силах противостоять им, матушка даже решила оставить управление общиной. И в этот момент увидела необычный сон, в котором  в Божия Матерь разговаривала с Иоанном Предтечей. Пресвятая Богородица ободрила матушку и укрепила её веру, сказав, что они с Иоанном Крестителем всегда хранят Свою обитель. После этого игумения Таисия твердо решила терпеть и трудиться на благо обители[29].

Скорби не оставляли матушку. В 1883 году с ней случился инсульт, следствием которого стал двусторонний паралич, осложненный воспалением легких. От этой болезни матушку излечил архангел Михаил[30].

Подвиг терпеливого, смиренного несения скорбей не остался без награды. В Леушино игумения Таисия удостоилась видения Божией Матери, которая благословила место для устройства храма и дальнейшие труды настоятельницы[31].

Собор Похвалы Пресвятой Богородицы был построен по проекту Санкт-Петербургского архитектора, академика М.А. Щурупова в короткое время, несмотря на то, что матушке так и не удалось найти ни одного крупного благотворителя. Игумения Таисия сама занялась сбором средств, для чего совершала поездки и днем, и ночью. В своих записках она писала позднее, что каждый кирпич этого храма «обильно пропитан слезами моими»[32]. Для современников появление прекрасного величественного собора в Леушинском монастыре, не имеющем ни денег на его строительство, ни крупных благотворителей, было явным чудом, благословением Божиим.

По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского Господь благословил  труды матушки: «Как не благословит, уже благословил. Такой храм построила в такое короткое время при полном отсутствии средств»[33].

После строительства Похвальского собора с помощью Божией  матушка продолжала деятельно творить дивные для современников дела: на скудные доходы игуменией Таисией было устроено несколько десятков храмов, часовен, подворий и келейных корпусов. В этой связи интересен отзыв о деятельности матушки череповецкого городского головы И.А. Милютина, сделанный в самом начале ее храмостроительской деятельности – 28 марта 1891 года: «Мать Таисия обладает большими созидательными способностями. Она создала в какие-нибудь 10 лет религиозно-просветительский муравейник с просветительно-культурным направлением в таких размерах, в каких земства целой губернии ничего подобного в гражданско-экономическом направлении не создали, несмотря на то располагали всеми платежными силами населения самодержавно. В монастыре теперь: и школа начальная, и школа профессиональная, приближающаяся теоретическим курсом к прогимназии, всевозможные виды рукоделия, художественная живопись»[34].

По  глубокому смирению, которое являлось характерной чертой игумении Таисии, она никогда не приписывала себе  успехи родного монастыря. В ответ на слова похвалы в ее адрес, сказанные на 20-летнем юбилее игуменства, она коротко ответила: «Все сделанное в Леушине, не я сделала, а совершил Господь через мою немощь»[35].

С 1891 года игумения Таисия становится одним из самых близких духовных чад святого праведного Иоанна Кронштадтского, по благословению которого она устроила и возобновила около десятка монастырей и скитов: 11 монастырей, 3 скита, 15 подворий были обязаны настоятельнице своим существованием и процветанием. Многие из них сейчас возрождены. Традиции Леушинского монастыря продолжает Новолеушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь с.Мякса Череповецкой епархии. Возобновляется монашеская жизнь  на  Санкт-Петербургском Леушинском подворье при храме Иоанна Богослова. Во всех перечисленных обителях совершаются монашеские постриги, и сестры на своем иноческом пути стараются подражать игумении Таисии.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский очень высоко отзывался о духовных дарованиях игумении Таисии, открыто называя ее «святой», «подвижницей», «угодницей Божией», «богопризванной», «боголюбезной», «избранницей Царицы Небесной», а себя подчас именуя ее «духовным сыном» и «послушником». Даже общепринятое обращение к игумениям «Ваше Высокопреподобие» он переиначил, называя свою духовную дочь не «высокопреподобием», а «высокопреподобной», то есть святой. Вот одно из характерных обращений к матушке: «Кланяюсь тебе, святой старице, и целую твою священную главу, мыслящую непрестанно, яже суть Божия»[36]. Сознавая, что её молитва имеет дерзновение перед Господом святой просил матушку молиться за него[37].

Духовную чистоту матушки высоко ценили будущие святые страстотерпцы император Николай II и императрица Александра Федоровна. В 1904 году игумения Таисия была впервые представлена Государыне Императрице Александре Феодоровне, и с этого времени их связывали глубокие духовные отношения. 7 мая 1908 года ей был пожалован императрицей портрет наследника престола цесаревича Алексея Николаевича. 12 марта  1910 года императрица Александра Федоровна пожаловала матушке свой портрет с собственноручной надписью.  В 1911 году Игумения Таисия имела честь представляться Государю Императору Николаю II и всей Августейшей Семье. В том же году ей были подарены портреты Царственной Четы с собственноручными подписями, позднее – аметистовые четки. Всего она представлялась императорской семье 7 раз, случай исключительный для игумении удаленного от крупных городов монастыря.

Священноначалие также высоко ценило труды матушки во славу Церкви Христовой.  В 1885 году она получила благословение Священного Синода с грамотой. В 1889 году была награждена золотым наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым. 15 мая 1892 года митрополит Исидор возложил на игумению Таисию золотой наперсный крест с украшениями из кабинета Его Императорского Величества (высшая церковная награда, доступная настоятельнице). Кроме того, игумения Таисия  получила благословение Священного Синода с грамотой «за благочестную иноческую жизнь и особые труды по управлению монастырем» 6 мая  1897 года  и 6 мая 1902 года.

Матушка Таисия написала значительное число замечательных духовных книг, в том числе «Письма к новоначальной инокине», «Духовные стихотворения», «Беседы с о. Иоанном Кронштадтским», «Келейные записки». Прочитав последние о. Иоанн Кронштадтский написал: «Дивно, прекрасно, божественно! Печатайте в общее назидание»[38]. В них она учит молитве, непрестанному общению с Богом, возношению к Нему мыслей и чувств,  терпеливому и благодарному перенесению скорбей, добровольному их избранию, воздержанию, послушанию, стяжанию любви Христовой, избеганию суетных попечений, празднословия, осуждения и др.

Например, делая сестрам наставления о молитве, матушка пишет: «Внутреннюю же, тайную молитву может и должен держать каждый, по слову Апостола: «Потаенный сердца человек в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Пет. 3, 4), предстоя пред Господом. … Долговременный, неослабный труд, постоянное самопринуждение, как я сказала, потребны для стяжания внутренней непрестанной молитвы. … она (молитва — коммент. авт.) доступна и удобна при всяком физическом труде, при всяком житейском занятии, при вкушении пищи и пития, при прогулке, при исполнении общественных послушаний, и всегда и во всякое время дня и ночи, лишь бы ум и сердце внимали своему «внутреннему деланию»[39].

На  счет стяжания любви Христовой матушка дает такую рекомендацию: «Если будешь смотреть на ближнего, как на близкого (не чуждо­го) тебе человека, как на собрата твоего, искупленного бесценною кровию Богочеловека и усыновленного Им Отцу Небесному, то, если в сердце твоем теплится хотя малая искра любви к Господу, ты непре­менно возлюбишь и ближнего твоего, ибо «любяй Бога, любит и брата своего» (1 Ин. 4, 21). Если ты будешь чаще припоминать любвеобильнейшие слова Господа: «Еже сотвористе единому сих братии Моих меньших,— Мне сотвористе» (Мф. 25,40), то никогда ничего не пожале­ешь для них — ни вещественного подаяния, ни нравственных для них трудов. Если будешь почаще вглядываться в свои собственные недос­татки и проступки, то ни о ком не будешь не только говорить, но и ду­мать дурно, ибо не увидишь чужих погрешностей, когда внимание твое будет сосредоточено на твоих собственных грехах. Да если бы даже и пришлось тебе видеть сестру твою согрешающею, то помысли, что она тотчас же может покаяться, исправиться и загладить свой грех, «силен бо есть Бог возставити ю» (Рим. 14, 4), а ты, осуждающая, можешь еже­минутно согрешить гораздо горше ее и не знаешь, будет ли тебе дано время на исправление и заглаждение греха. Итак, берегись осуждения, угождай всем, считай себя худшею всех, храни любовь ко всем в сердце твоем и проявляй ее на деле; тогда бу­дешь мирствовать и спасешься»[40].

Читая автобиографические «Записки игумении Таисии, настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря», невольно замечаешь  смирение матушки, осознание ею своей ничтожности, никчемности пред Богом и людьми. Вспомним, как начинает матушка свои  «Записки»: «Не по своей воле или желанию начинаю я эту запись, и не только не по желанию, но даже и против него; единственно, из послушания людям, гораздо более меня опытным, без сравнения умнейшим меня и более духовным, людям известным не только мне, убогой, но и всем ревнующим о жизни богоугодной и о спасении своих душ»[41]. О чем говорит это введение? О том, что матушка жила не  по своей воле, а по воле Божией, явленной ей в сей раз через окружающих её людей. Как она относится к окружающим? Как к людям более совершенным, чем она. Не раз наставляет она такому смиренному мышлению, упованию во всем и всегда не на себя или другого человека, а на помощь Божию и  новоначальных инокинь в своих письмах к ним: «Не на свои немощные и убогие силы полагаясь, а на всемощную благодать и помощь Божию надеясь, начнем понемногу приучать свое мятущееся сердце к божественной тишине сладчайшего Иисуса, ибо Он есть «eдин Царь мира».»[42]. «Видишь,— и оправданиям Господним, то есть благоугождению Господу, не научиться без смирения и самоуничижения. Десять дев в полуночи ожидали пришествия небесного Жениха; но только половина их была принята в чертоги Его, а остальные, как не имевшие елея во светильниках своих, к стыду своему и прискорбию, не только не были допущены в чертог, но и услышали грозные слова Жениха: «аминь глаголю вам: не вем вас» (Мф. 25, 12). Смотри, чтобы этот недостаток елея не оказался и в тебе недостатком смирения и послушания, без коих угаснет твой светильник веры и мнимого усердия»[43].

Особый вклад внесла матушка и в дело сохранения и преумножения духовного и культурного наследия России.  Игумения Таисия добилась организации всероссийского сбора на восстановление архитектурного  ансамбля Ферапонтова монастыря, благодаря чему была проведена его научная реставрация.

Ровно за три года до кончины во время тяжелой болезни матушка  удостоилась видения Иоанна Кронштадтского, показавшего особое попечение о ней святого и ставшего своеобразным предсказанием ее посмертной участи (быть рядом с ним)[44].

Игумения Таисия преставилась 2 января 1915 года в Леушинском монастыре и была погребена в специально устроенном склепе в правом приделе собора в честь Похвалы Божией Матери.

Почитание игумении Таисии как святой старицы началось еще при ее жизни, свидетельством чему служат высказывания о ней духовного отца – святого праведного Иоанна Кронштадтского. Продолжилось оно и после блаженной кончины матушки, причем не только в России, но и за рубежом, где издаются ее сочинения. В частности, в США изданы на английском языке «Келейные записки» и «Письма к новоначальной инокине». Последнее произведение вышло также в Греции в греческом переводе.

Митрополит Вениамин (Федченков; † 04.10.1961 г.) в своем фундаментальном труде «Отец Иоанн Кронштадтский» отдельную главу посвятил леушинской настоятельнице, отметив: «Отец Иоанн чтил ее как угодницу Божию. Довольно послушать лишь, какими именами он титуловал ее в письмах своих… Из одних этих приветствий можно видеть, как высоко смотрел о. Иоанн на эту его сотрудницу в монастырских делах и вообще его духовную знакомую-дочь, сестру и мать. Если сказать кратко, то он почитал ее как благодатную, богоугодную монахиню, святую, говоря словами апостола Павла, христианку (см.: 2 Кор. 13, 12; Флп.4, 21 и др.); или, как говорят наши православные, «угодницу Божию». Следовательно, она и была таковой действительно, если Батюшка почитал ее «благодатною»»[45].

Это авторитетное высказывание  является лучшим свидетельством почитания матушки как святой и в среде русской эмиграции, и в советской России, куда митрополит Вениамин вернулся в 1945 г.

Но особенно широкое почитание игумении Таисии началось в конце 1990-х годов после возвращения к русскому читателю ее сочинений. С 1999 года установилась традиция проведения близ села Мякса Череповецкого района на берегу Рыбинского водохранилища молебнов и чтений акафистов в память о затопленном Леушинском монастыре и его настоятельнице. В селе Мякса устроен храм, освященный в честь Рождества Иоанна Предтечи (также в память о Леушинском монастыре). О игумении Таисии и дорогом ее сердцу Леушине снято несколько фильмов, написано несколько сотен статей, регулярно проводятся чтения и конференции её имени, лекции, концерты, паломнические поездки. Продолжают переиздаваться её книги, которые являются настольными для многих  верующих людей.

К матушке обращаются за молитвенной помощью и получают просимое. Известны случаи исцелений от  болезней и помощи в житейских проблемах, спасения на водах по молитвенному предстательству игумении Таисии[46].

Матушка Таисия, как своим современникам, так и потомкам являет образец высокой христианской жизни, православия безукоризненного, человека, всецело, без остатка посвятившего себя  на служение Богу, Святой Церкви и Отечеству. В жизненном пути игумении Таисии исполнились апостольские слова святого Павла: «будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести. … Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1Кор.9: 19-22).

Научившись под руководством Святого Духа жить по Евангелию, стяжав благодать, достигнув единения с Богом, высокой, созерцательной молитвы, собрав богатство добродетели, матушка Таисия учила (и продолжает учить) тому и других личным примером, словом, делом, молитвою.  Сама став святой, подвижницей из любви ко Христу, она делится своим опытом с окружающими: «мы, читая и слушая повествования о великих подвигах святых, часто говорим в свое оправдание: «То были святые!.. То было в те прежние времена! А теперь и люди слабые, и время не то!» Так вот, уразумей из опыта, что и теперь есть истинные подвижницы. Не время, не место делают человека святым, а доброе его произволение и твердая воля. Молись неослабно, и Господь не лишит тебя Своей благодати»[47].

Именно о таких угодниках Божиих  писал святитель Иоанн Златоуст: «Для того благодать Духа и описала для нас жизнь и деятельность всех святых… чтобы мы узнали, как они, будучи одного с нами естества, совершили всякую добродетель, чтобы и мы не ленились подвизаться в ней».

 

Жизнеописание составлено сотрудниками комиссии по канонизации Череповецкой епархии 

 

 

[1] Записки игумении Таисии, настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря: (Автобиография). Пг.: Леушинский монастырь, 1916.  С. 63-64.

[2] Там же. С. 100.

[3] Памяти игумении Таисии. Слово, сказанное 6 января, в день отпевания настоятельницы  Леушинского монастыря игумении Таисии, во время литургии, протоиереем Николаем Шиловским, бывшим о.заведующим Леушинской учительской школы//Новгородские епархиальные ведомости. – 1915 г. — №7. С. 258-259

[4] Письма о. протоиерея Иоанна к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумении Таисии. Письмо 140. Ваулово.  9 июля 1907 г.  СПб.; Синодальная типография, 1909.  С. 93.

[5]Там же. Письмо 147. Ваулово. 27 мая 1908 г. СПб.; Синодальная типография, 1909. С. 97.

[6]Там же. Письмо 149. 20 августа 1908 г. СПб.; Синодальная типография, 1909.  С.99.

[7]Там же. Письмо 137. 16 января 1907 г. СПб.; Синодальная типография, 1909. С. 90.

[8] «Скромное торжество в обители».// Новгородские епархиальные ведомости № 13 от 1 июля 1901 г. С. 868-871.

[9] Письма  игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой  жизни//Сочинения игумении Таисии (Солоповой). М., Вентана-Граф, 2006. С.189.

[10] Памяти игумении Таисии. Слово, сказанное 6 января 1915 года пред отпеванием настоятельницы Леушинского первоклассного женского монастыря игумении Таисии священником того же монастыря Александром Светловским// Новгородские епархиальные ведомости. – 1915. – №8. С.288.

[11] Духовное завещание игумении Таисии // Кронштадтский пастырь. 1915. № 4. С. 64-67.

[12] Памяти игумении Таисии. Слово, сказанное 6 января 1915 года пред отпеванием настоятельницы Леушинского первоклассного женского монастыря игумении Таисии священником того же монастыря Александром Светловским// Новгородские епархиальные ведомости. – 1915. – №8. С.286-287.

[13] Путешествие о. протоиерея Иоанна Кронштадтского // Вестник Санкт-Петербургского градоначальства и полиции. 1902. № 156.

[14] Письма о. протоиерея Иоанна к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумении Таисии. Письмо 75.  4 декабря 1901 г.  СПб.; Синодальная типография, 1909.  С. 46.

[15] Леушино. 2005. № 2.

[16] Из предисловия к четвертому изданию «Писем к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни», СПб., Леушинское издательство, 2003 г. С.5-6.

 [17] ЦГИА Санкт-Петербурга. Ф.7. Оп. 2. Д.113. Л.44об-45.

 [18] Записки игумении Таисии, настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря: (Автобиография). Пг.: Леушинский монастырь, 1916.  С. 4.

[19] Там же. С. 8.

[20] Там же. С. 9-12.

[21] Там же. С. 13.

[22] Там же. С. 8.

[23] Лухманова Н.А. Девочки. Воспоминания из институтской жизни. Санкт-Петербург, Издание Павловской гимназии и Леушинского подворья, 2015. С.46.

[24] Там же.

[25] ЦГИА Санкт-Петербурга. Ф.7. Оп.2. Д.126. Л.30.

[26] Записки игумении Таисии, настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря: (Автобиография). Пг.: Леушинский монастырь, 1916.  . С.17.

[27] Записки игумении Таисии… С. 53-54.

[28] Там же. С. 86-88.

[29] Там же. С. 89-90.

[30] Там же. С. 99-100.

[31] Там же. С. 101-102.

[32] Записки игумении Таисии//Сочинения игумении Таисии (Солоповой). М., Вентана-Граф, 2006. С.115.

[33] Беседы о. протоиерея Иоанна с настоятельницей Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игуменией Таисией: С присовокуплением описания некоторых особ. событий из жизни игумении Таисии. СПб.: Синодальная тип., 1909. С. 4.

[34] ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 75. Д. 90. Л. 3-4.

[35] Скромное торжество в обители // Новгородские епархиальные ведомости. 1901. № 13. С. 870.

[36] Письма о. протоиерея Иоанна к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумении Таисии. СПб.: Синодальная тип., 1909. С. 89-90.

[37] Беседы о. протоиерея Иоанна с настоятельницей Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игуменией Таисией: С присовокуплением описания некоторых особ. событий из жизни игумении Таисии. СПб.: Синодальная тип., 1909. С. 4.

[38] Записки игумении Таисии… С. I.

[39] Письма  игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой  жизни//Сочинения игумении Таисии (Солоповой). Письмо тринадцатое. М., Вентана-Граф, 2006. С. 229.

[40]Там же. Письмо первое. М., Вентана-Граф, 2006. С. 189.

[41] Записки игумении Таисии, настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря: (Автобиография). Пг.: Леушинский монастырь, 1916.  С. 4.

[42] Письма  игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой  жизни//Сочинения игумении Таисии (Солоповой). Письмо тринадцатое. М., Вентана-Граф, 2006. С. 228.

[43] Там же. Письмо третье. М., Вентана-Граф, 2006. С. 196.

[44] Светлой памяти доброго Кронштадтского пастыря // Кронштадтский пастырь. 1912. № 18. С. 316-318.

[45] Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский. М., 2000. С. 126-158.

[46] См., например:  Кирилла (Червова), монахиня. По молитвам к матушке Таисии : современные случаи чудесной помощи по обращениям к Леушинской игумении // Благовестник. – 2015. – № 1-2. – С. 33-36; Киприан, иеромон. «Дивно, прекрасно, божественно…»: рассуждения о факте явления Святой Троицы игумении Таисии (Солоповой) // Благовестник. – 2015. – № 1-2. – С. 37-38.

[47] Письма  игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой  жизни//Сочинения игумении Таисии (Солоповой). Письмо двенадцатое. М., Вентана-Граф, 2006. С. 226.