В XVII веке на берегу Синичьего озера силою Божией и стараниями богомудрого старца Евфросина расцвел дивный подвижнический цветник – обитель Синозерская.
Здесь жили в единении во Христе одной дружной семьей, подвизаясь добрым подвигом во спасении своих душ, и схимники, и монахи, и простые послушники. Всех их привели сюда любовь к Богу и неудержимое желание самоотверженно служить Ему.
Дни и ночи насельников обители проходили в постах, трудах и молитвах.
Духовный наставник братии старец Евфросин вел суровую подвижническую жизнь. Он во всем являлся образцом для братии. Наделенный от Бога даром прозорливости, угодник Божий видел душевные потребности каждого, и, умудряемый Господом, словно опытный кормчий, вел ко спасению по кипевшему волнами страстей житейскому морю ладьи вверившихся его попечению душ.
Этот славный подвигами Христа ради и благоухающий молитвами цветник Господь благоволил украсить и мученичеством.
В годы Смутного времени шайки литовцев, поляков и русских лихих людей безнаказанно опустошали пределы Отечества. В поисках наживы они грабили и сжигали монастыри и храмы, убивали священников, монахов и мирских людей. Не избежала этой горькой участи и славная обитель на Синичьем озере.
Господь открыл Своему угоднику Евфросину, что монастырю предстоит разорение.
19 марта 1612 года старец, собрав всех бывших у него в обители иноков и мирских людей, спасающихся от поляков, рассказал о бывшем ему Божественном откровении и убеждал желающих спасти свою жизнь бежать из монастыря: «Возлюбленные мои братия и чада о Христе. Если кто желает избежать напрасной смерти, покиньте обитель сию Пречистой Богородицы, и спасетесь от великой напасти: ибо так угодно праведному суду Божию, ибо вскоре придут жестокие враги к этому святому месту».
Богомольцы спросили: «Почему ты не уходишь из этого святого места?» Старец же отвечает им: «Ради Христа пришел я умереть на это святое место».
Вняв словам боголюбивого Евфросина, вместе с другими скрыться от гибели желал и один из монастырской братии, иеромонах Иона.
Однако старец молвил ему: «Брат Иона, когда предстоит брань, тогда, согласно апостолу, надлежит показать подвиг; ныне время благоприятное, ныне день спасения. Ты же, брат Иона, почему страшные мысли имеешь? Ведь ничто из грядущего не есть страшно. Что есть страшно? Смерть ли? Нет, она не страшна, потому, что вскоре в пристанище отходим. Ограбления ли? Наг изыдох, наг и отыду. Или заточение? Господня земля и исполнение ее. Оболгания ли страшат? «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5: 11-12).
Видя меч, небо принимай, в ожидании смерти о смерти помышляй. В нынешних страданиях знай о небесных почестях; сохраняй и помышляй о горнем венце, чтобы предложенные подвиги были тебе во умиление и утешение».
Обратя ум своего ученика к Богу, он напомнил ему слова Спасителя: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28), «претерпевший до конца, тот спасен будет» (Мф. 24: 13).
Так старец укреплял на предлежащий подвиг иеромонаха Иону, и тот, вняв поучениям, остался в обители.
Также богомудрого наставника и пустынь не покинули и братия монастыря: схимонах Ефрем, иеромонах Сергий, иеромонах Авраамий и послушник Василий.
Умерев для мира, они хотя, как все люди, и страшились смерти, но во всем полагались на Бога. Приняв предстоящий набег разбойников как испытание от Владыки всех, они покорились деснице Божией и, явив образ кротости и смирения, подобно преподобномученикам в обители Саввы Освященного убиенных, отринув малодушие и победив страх, засвидетельствовали Господу свою преданность и любовь.
20 марта 1612 года разбойники напали на обитель.
Укрепляемый молитвой, старец Евфросин мужественно вышел им навстречу.
В иноческом одеянии и схиме прошел он из своей келлии к месту, где стоял водруженный им крест, и встал у него. Бросились к подвижнику ляхи, окружили его и сказали: «Старец, отдай нам имение монастыря». Подвижник, не имевший никаких ценных вещей, ответил: «Все имение этого монастыря и мое в церкви Пречистой Богородицы». И показал на храм, разумея то богатство, которое для верующих скрыто в Боге. Враги же подумали, что он говорит о драгоценных вещах, и, обрадованные, бросились к храму. При этом один из них мечом ударил подвижника в шею, и старец пал на землю мертвым.
Между тем ворвавшиеся в церковь грабители не нашли там ничего и были озлоблены. Один из них, не довольствуясь тем, что страдалец был уже бездыханен, ударил его чеканом (чекан – кирка или топор) по голове и пробил ее.
Вместе со старцем Евфросином погибли от рук разбойников иеромонах Иона, иеромонах Сергий, иеромонах Авраамий, схимонах Ефрем и послушник Василий.
Оправившись от нападения разбойников, только 28 марта смогли собраться люди и священники и с псалмопением предать земле тела преподобномучеников.
Память преподобномучеников Синозерских совершается 2 апреля (по новому стилю).
Убиенная братия Синозерской обители являет христианам пример мужества, послушания, доверия и любви к Богу, надежды на вечную жизнь со Христом.
Молитвами преподобномучеников Синозерских да укрепит нас Господь в вере и благочестии, направит на путь спасения.
Житие составили сотрудники Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии иерей Сергий Бондарь и Е.А. Силина