Преподобный отец наш Досифей жил в XVI веке.
Подобно древним пустынножителям, сей угодник Божий, возлюбив Господа всем сердцем, оставил суетный мир и поселился в безлюдном месте на берегу реки Шексны. Здесь, в густом лесу, терпя холод, голод и нападки диких зверей, изведал он немощь свою и потребность во всем помощи Божией.
Видя как Отец Небесный непрестанно являет любовь Божию к Своему творению, он с радостью благодарил Владыку всех за оказываемые бесконечные благодеяния и умилялся, как Царь нисходит милостью и заботой к Своему рабу.
Память смертная и размышления о грядущем Страшном суде стали двумя крылами, на которых мысли его возносились к Небу. Надежда на милость Божию и вера, что не оставит любящий Отец Свое чадо, укрепляли пустынника и, подобно теплому сильному ветру, разгоняли дождевые тучи сомнений, пытавшиеся заслонить на небосклоне ума Солнце Правды-Христа.
Отец Досифей непрестанно молился Царю Небесному, да очистит его от всякия скверны плоти и духа, и сподобит вожделенного милостивого посещения. Ибо, здесь, в глуши, всего себя вверив в руки Господа, познал он светлую радость и покой неизреченный от пребывания в сердце Христа. Посему ничего более не жаждала душа его, как общения с Богом. С каждым вдохом призывал отшельник имя Иисуса Сладчайшего. С каждым вдохом ум и сердце затворника говорили с возлюбленным Христом.
Пустынник очень любил совершать бдение, ибо ночью уму было легче возноситься горе. Молитвенные труды с поклонами и коленопреклонениями, мужественная борьба со страстями, покаяние усердно, пядь за пядью, возделывали пажить сердца подвижника, взращивая в нем благоухающие цветы смирения, любви и послушания Богу.
Когда то было угодно Богу, сад сердца пустынника озарял неизреченный свет отрады и утешения от Божественного посещения. При этом, словно обильная роса, слезы преподобного Досифея орошали все вокруг от любви к Своему Творцу, сподобившему его — прах, брение — Своего участия и внимания.
Подвижник не имел иных попечений, кроме угождения Богу. Он был настолько нестяжателен, что все его имущество составляли только Псалтирь и лампада, которой пустынник пользовался для чтения в темное время суток.
Господом данный[1] земле Череповецкой молитвенник так бы и остался не ведом людям, если бы Промыслом Божиим келья затворника не была обнаружена в 1582 году спутниками царя Иоанна Грозного.
Во время поездки в Кирилло-Белозерский монастырь по реке Шексне они высадились на берег, где увидели тропинку, которая вела от реки в густой лес. Пройдя по ней, путники вышли к келье и стали стучать в ее дверь, прося отворить им. Но безмолвник не откликнулся на их просьбы.
Попутчики царя вернулись к Иоанну Васильевичу и сообщили ему о обнаруженном ими убежище. Удивленный царь сам пошел к келье. Придя к ней, он увидел, что дверь уже отворена, а внутри никого нет. Подвижник скрылся от людских глаз. В келье оказались только лампада, Псалтирь и камень для молитвенных подвигов затворника.
Тогда царь приказал построить здесь монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи, потому что именно в день праздника Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна была найдена келья подвижника.
Устроенный на берегу реки Шексны монастырь был назван Досифеевским в честь пустынножителя Досифея.
Народное предание сохранило не только имя подвижника, но и день его памяти, отмечаемый до революции местными жителями 4 февраля по старому стилю/17 февраля по новому стилю.
Как прежде, так и ныне, преподобный Досифей Череповецкий являет христианам пример пламенной любви к Богу и самоотверженного труда для единения с Ним.
Молитвами преподобного отца нашего Досифея, Господи Иисусе Христе, помилуй и спаси нас.
Житие составлено сотрудником Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии Е.А. Силиной
[1] Имя «Досифей» переводится с греческого – Богом данный.