Высказывания современников о матушке Таисии (Солоповой)

Высказывания о матушке Таисии (Солоповой) святого праведного Иоанна Кронштадтского из его писем к ней:

1 января 1907 г.: «Кланяюсь тебе, святой старице, и целую твою священную главу, мыслящую непрестанно, яже суть Божия».

9 июля 1907 г.: «Родная по духу, неоцененная Матушка Игумения Таисия! С благодарною любовью получил чрез верную рабу Божию Серафиму и твою усердную послушницу – печатную брошюру о непротивности злу, платочек шелковый, дар твоего усердия, и любвеобильное письмо. Не нарадуюсь я твоей любви о Христе и твоему усердию, выражающемуся столь разнообразно и так постоянно. По плодам их познаете их, говорит Сердцеведец Господь о людях, с кои-ми мы живем и действуем в мире. По сладким плодам любви твоей и я знаю тебя вот уже около 35-ти лет. За все это время любовь твоя о Христе изливалась постоянно чистою струей – неоскудно везде и во всяких видах: то в приготовлении прекрасных риз, то – митр, то – тон-кого белья, то – разных книг душеполезных, а главное – помогала мне в устроении всех моих обителей; да и не перечислишь всего. Но особенно ты утешала меня своею беззаветною преданностью Христу Спасителю, словесное стадо Которого ты собрала и пасла и пасешь доселе на пажити спасительной; – за что дай Бог тебе и им всем – добрым послушницам – Царство Небесное».

16 января 1907 г.: «Ты, по слову Господню, из глубины благого сердца своего износишь благое слово, потому что душа твоя полна благими чувствами. Это – твое духовное богатство, которым были богаты все нетленные подвижницы».

1 июля 1907 г.: «Сейчас передал мне твое золотое письмо Я[ков] Мих[айлович Поздеев], – и сейчас же я прочел. Выражаю тебе, мое сокровище, чувства благодарности, наполнившие мое сердце за всю горячую любовь о Господе, которую ты всегда оказывала мне и в личном присутствии и в письмах твоих, всегда искренних и безыскусственных, идущих прямо от сердца доброго, простого и боголюбивого».

19 августа 1899 года: «Теперь – ждем тебя, подвижницу Божию и Царицы Небесной; ждут особенно твои сестры-монахини тебя, их мать и наставницу и кормилицу».

Весна 1901 г.: «Особый мой привет тебе, Таисия, избранница Царицы Небесной, многострадальная и многотрудная, неоцененная».

30 июня 1902 года после освящения церкви в Парфеновском монастыре святой праведный Иоанн Кронштадтский обратился к игумении Таисии со словами:

«Ты подобна преподобному Сергию Радонежскому, изводишь из сестер своей обители настоятельниц и учредительниц других обителей, искусных инокинь, которые по слову апостола «довольны будут и других научити» – великая тебе за это награда от Господа».

Отзыв Иоанна Кронштадтского о стихотворении «О Дева чистая, святая»:

«Возлюбленная о Христе Сестра моя Таисия! Дорогое письмо твое я получил и вместе с ним – прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, Матушка! Пять талантов дал тебе Господь, и сторицею ты их возвращаешь».

Отзыв Иоанна Кронштадтского о «Келейных записках» матушки: «Дивно, прекрасно, божественно, печатайте в общее назидание. Прот. И. Сергиев, авг. 21, 1892 г.»

Речь священника Леушинского монастыря Клавдия Екатеринского, обращенная к матушке Таисии по случаю её 20-летней настоятельской деятельности 23 марта 1901 года:  «Ваше Высокопреподобие, достоуважаемая  Матушка Игумения! Сегодня  минуло двадцать лет с тех пор, как по желанию богомудрого Святителя, блаж. памяти Высокопреосвященнейшаго Митрополита Исидора, Вы приняли на себя труды организации и управления здешней обители. Что  представляла из себя двадцать лет тому назад Леушинская обитель? Две – небольшие, деревянные церкви, две, три убогия хижины, где ютились 20-30 сестер. Бедность при этом была крайняя. Вот в такой то обители и суждено было промыслом Божиим жить и работать Вам. Прошло двадцать лет Вашей неусыпной, напряженной деятельности. В это время много слез пролито Вами, много трудов положено, все силы убиты, все здоровье истрачено … Господу Богу угодно было благословить труды  Ваши. На Ваших слезах устроилась обитель, о которой, как об обители Пр. Антония Печерскаго, можно сказать словами летописца, Пр. Нестора: «много на Руси поставлено монастырей от князей и бояр, но не таковы они, как поставленные слезами, постом и бдением». Конечно, не нам – ценить Ваши труды и заслуги пред иночеством и епархией. Укажем на главнейшие из них, которые более или менее всем известны. Своим бдением, молитвами и своею жизнию Вы воспитали многих и славных инокинь. Прекрасно обстроенная обитель сделалась многолюдною (около 400 сестер) и в ней, под Вашим руководством, выросло не мало руководительниц сестер. На наших глазах три из них были назначены высшим Начальством настоятельницами монастырей.  Одна из них – в нашей, родной Епархии, ныне в Бозе почила. Другия две, благодарение Создателю, здравствуют и ведут вверенных им сестер ко спасению, одна – в Псковской Епархии, другая – в Архангельской. Окинув взором окружающую монастырь среду и видя безграмотность крестьян, Вы в первый же год жизни в Леушине открыли церковно-приходскую школу (1 окт. 1881 года), которая и приносит плоды – развивает и облагораживает их. От Вашего внимания не ускользнуло, что дети – девочки духовенства Череповскаго и смежных с ним Кирилловскаго, Белозерскаго и отчасти Устюжнского уездов тщетно стремятся к просвещению по причине отдаленности от епархиального училища. Вы, заручившись благословением того же приснопамятнаго  Владыки, Митрополита Исидора, открыли школу для воспитания учительниц в духе религии. Школа эта под Вашим ближайшим руководством выросла и стала на высоту своего призвания. Своею материнскою любовию к своим чадам – сестрам обители Вы заслужили такую любовь их, что каждая из них готова за Вас свой живот положить и каждая старается жить как можно лучше, чтобы не огорчить свою Матушку. «Как знак нашей любви к Вам», просят Вас сестры моими устами, «благоволите, мудрейшая руководительница и Мать наша, принять сию св. Икону Богоматери. Когда Вы будете молиться пред этим св. изображением Заступницы рода христианского, вспомните и нас, да заступит Она и спасет нас! Мы же с своей стороны ежечасно молим Её о Вашем спасении и продлении, неоцененной для нас жизни Вашей на многая лета»! Мы, духовенство монастыря, счастливы, что Господь сподобил нас служить Ему под Вашим мудрым управлением и всегда благодарны за доброе отношение Ваше ко всем нам. Молитвы наши о Вас прекратятся с прекращением нашей жизни». (Источник: Статья «Скромное торжество в обители».// Новгородские епархиальные ведомости № 13 от 1 июля 1901 г. С. 868-871).

Протопресвитер Александр Дернов, духовник Царской семьи, отмечая крестный путь матушки произнес: «Но этот крест и привел ее на высоту христианского подвига, соделал ее истинной исполнительницей заповеди Спасителя: Кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет».

Архиепископ (впоследствии митрополит) Арсений (Стадницкий) 5 октября 1914 годана освящении храма Николая Чудотворца в Череповце, устроенного леушинской настоятельницей, сказал:

«Возрадуйся и ты, старица, мать игумения Таисия, что Господь сподобил тебя до конца совершить это святое дело, что ты еще и еще раз послужила орудием спасения верующих».

Отрывок из слова, сказанного 6 января 1915 года, в день отпевания настоятельницы Леушинскаго монастыря игумении Таисии, во время литургии протоиереем Николаем Шиловским, бывшим о. заведующим Леушинской учительской школой: «…оставив нас телом своим, ты, дорогая матушка, не оставила нас душою своею в дивных уроках, какие мы черпали из личного примера твоей многотрудной земной жизни. Ты при жизни всех учила, как нужно жить в Боге и для Бога, как нужно самоотверженно служить ближнему своему; ты часто, забывая нищету и бедноту свою, делилась последним, что имела с бедняком и неимущим. Ты не могла равнодушно посмотреть на слезы ближних своих; ты не однажды протягивала руку помощи и врагам своим.» (Источник: Новгородские епархиальные ведомости. – 1915 г. — №7. С. 258-259).

 Протоиерей Леушинского монастыря Александр Светловский в 1915 году в надгробной проповеди произнес:

«В одно из своих посещений здешнего монастыря наш ныне здравствующий Архипастырь выразился так: «Ваш монастырь находится под особым осенением благодати Божией». Да, бесспорно: это истина! Только особым действием благодати Божией и можно объяснить такой необыкновенно быстрый рост нашей обители. Такие молитвенники, как отец Иоанн Кронштадтский, и низвели эту благодать. Но эти сильные своею молитвою по чьим просьбам оказывались здесь? Что поднимало их руки к небу и исторгало слезы за обитель сию? По чьему ходатайству все это было? Да по ходатайству все той же, незабвенной, ныне преставльшейся Игумении Таисии. Вот, что значит вера и глубокая любовь к своему делу. Иисус Христос говорил:   аще  имате веру яко зерно горушно и речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет, и ничтоже невозможно будет вам. И мы видели осуществление этих слов на покойной дорогой нашей матушке Игумении. Слава Богу, воздвигающему таких деятелей в Церкви Христовой; и глубокая благодарность и земной поклон почившей за все ее хлопоты, за ласки, за любовь!»  (Источник: Памяти игумении Таисии. Слово, сказанное 6 января 1915 года пред отпеванием настоятельницы Леушинского первоклассного женского монастыря игумении Таисии священником того же монастыря Александром Светловским// Новгородские епархиальные ведомости. – 1915. – №8. С. 286-288).

Александра Федоровна Платонова (будущая игумения Анастасия) в 1915 году так отзывалась о книге игумении Таисии «Письма к новоначальной инокине»:

«Одухотворенная книжка, всякой своей страницей держащая душу в каком-то повышенном настроении, в каком-то радостном трепете от прикосновения к мирам иным. «Вспомни, сестра, – пишет в этой книжке м. Таисия, – первые дни твоего вступления в обитель, когда сердце твое горело любовью ко Христу и готово было не только на всякое лишение, но и на самую нищету ради Его. Ты хотела быть «Марией, приседящей у ног Иисусовых и слышащей слово Его», слово «о едином на потребу», слово сладчайшее «паче меда и млека»… Вернись же, сестра, к ногам Иисусовым! О, как хорошо возле них!» – Так писать могла только та, которая сама сидела всю жизнь у ног Христовых, которая никого не любила так горячо, беззаветно, полно, как Иисуса Сладчайшего, и Ему, своему Небесному Жениху, с молодых лет уневестила себя».

 Отзывы священнослужителей ХХ-ХХI веков:

Середина ХХ века г.: Митрополит Вениамин (Федченков) в книге «Отец Иоанн Кронштадтский» отметил: «Можно видеть, как высоко смотрел о. Иоанн [Кронштадтский] на [игумению Таисию], эту его сотрудницу в монастырских делах и вообще его духовную знакомую-дочь, сестру и мать. Если сказать кратко, то он почитал ее как благодатную, богоугодную монахиню, святую, говоря словами апостола Павла, христианку (см.: 2 Кор. 13, 12; Флп.4, 21 и др.); или, как говорят наши православные, «угодницу Божию». Следовательно, она и была таковой действительно, если Батюшка почитал ее «благодатною»… Мы должны почитать ее такою, какою считал ее сам о. Иоанн, то есть праведною инокинею, или «святою» христианкою. И не даром мне пришлось слышать одно мудрое предложение: игумению Таисию следует внести в поминание, в числе его родных и духовно-близких сотрудников и сотрудниц. Истинно! Царство Небесное избраннице Божией и строительнице 9-10 монастырей!»

Игумения Георгия, настоятельница Горненского монастыря в Иерусалиме, о матушке Таисии и о пользе чтения её «Писем к новоначальной инокине» как для монашествующих, так и мирян (2003 г.): «Духовное наследие этой великой подвижницы и избранницы Божией поучительно и полезно не только для тех, кто избрал для себя монашеский путь, но и для каждого человека, стремящегося к Богопознанию и самосовершенствованию. … «Письма» Матушки игумении Таисии характеризуются лаконичностью, простотой и точностью языка, доступного восприятию людей разного духовного развития, взглядов, образования. Обращает внимание на себя не только глубокое знание ею Священного Писания, святоотеческой и аскетической литературы, но также опора на собственный духовный и религиозный опыт. Стержнем и основой этого опыта становится главное, с нашей точки зрения, качество души Матушки Таисии — жертвенная любовь к Богу и ближним, любовь, прошедшая через испытания скорбями, страданиями и искушениями….Матушка Таисия доказала свою причастность этому бесценному  духовному дару и величайшей из добродетелей всей своей жизни. Любовь к Спасителю и вверенным ей человеческим душам читается в каждой строке её «Писем» и служит путеводной звездой всем, идущим трудным и тернистым путем исполнения Христовых заповедей и ищущим спасения.

«Письма к новоначальной инокине» при всей сжатости и лаконичности формы необычайно богаты по своему внутреннему наполнению и содержат фактически обобщение всего первоначального опыта иноческой жизни. Они дают ответы на вопросы, которые неизбежно возникают перед каждым человеком, вступающим на путь духовной жизни, предупреждают о тяжести иноческого креста, о возможных ошибках и падениях и, главное, указывают способы их преодоления» (из предисловия к четвертому изданию «Писем к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни», СПб., Леушинское издательство, 2003 г. С.5-6).

2005 год: Рассказ архимандрита Германа (Подмошенского) о работе его и известного духовного писателя Серафима (Роуза) над переводом на английский язык «Келейных записок» игумении Таисии:

«Я познакомился с отцом Серафимом Роузом…, [под моим влиянием] он стал православным. И мы решили жить в лесу…, как преподобные. Но был вопрос: почему одни преподобные, а женщин нет?.. И вот мы с о. Серафимом стали изучать эту тему – в результате вышла книга, которая называлась «Северная Фиваида». Мы собрали 12 житий и перевели на английский язык. Но там не было ни одной женщины… И потом я узнаю, что была такая Таисия. И стал искать… [Одна] старушка нашла книжку. Эта книга была издана в 1916 г. А потом переиздана… о. Александром Киселевым в Эстонии, впрочем в очень маленьком количестве… Когда в Эстонию пришли коммунисты…, весь тираж сожгли – осталось буквально несколько экземпляров.

И вот каким-то чудом через эту старушку я достал эту книжку. Я смотрю – автобиография. Вообще в русской агиографии почти не существует автобиографий святых. Есть такой Феодосий в Оптиной пустыни, который упоминается в книге С.Н. Нилуса «Сила Божия и немощь человеческая», но там только фрагменты, вот, пожалуй, и все. А тут – целая автобиография. И мы с отцом Серафимом, затаив дыхание, сидели переводили… Мы трудились, нашли старые фотографии, картинки – в основном в старых номерах «Русского паломника», и издали эту книгу. Когда мы издали «Келейные записки» Игумении Таисии, то большой интерес поднялся среди женщин-американок. Так что сейчас у нас уже пять женских маленьких монастырей. А началось все с Таисии… [Она] можно сказать единственная святая, настоящая святая, [которая] говорит о своей жизни».

Игумения Иоанна, настоятельница Иверского монастыря в Самаре:  8 марта 2005 года Леушинское подворье посетила игумения Иоанна, настоятельница Иверского монастыря в Самаре. Матушка Иоанна является глубокой почитательницей памяти игумении Таисии, что и привело ее в храм Леушинского подворья. В беседе она рассказала, как доставала сочинения игумении Таисии в годы гонений.

«Это было в конце 70-х годов, в бытность мою в Почаеве. Архимандрит Алипий принес как-то целый ворох стихов игумении Таисии, напечатанных на машинке и машинопись ее «Келейных записок» и дал их мне. Батюшка дал мне эту книгу, чтобы я прочитала ее, а я просто не могла с ней расстаться. Это описание всей ее жизни и всех ее трудов. Книгу надо было отдавать. И вот я решила переписать «Записки игумении Таисии». Переписывала их в монастыре в Кременце. Там у нас не было света, а огород – 40 соток. Так что переписывание книги заняло у меня целый год. Я писала в специальную толстую тетрадь, вышло несколько тетрадей. Потом я оставила их в Золотоноше, подарила сестрам, чтобы читали стихи матушки Таисии. …. Матушка Таисия – всем нам мать, это точно. Игумения Таисия, игумения Арсения – ближайшие к нам матери. Ближе нет, не могу яснее сказать. И по времени, и по духу. В их трудах ценнейшие советы для сестер. Это на опыте познается. …Прославление во святых игумении Арсении уже готовится. И для матушки Таисии обязательно придет время.(Статья приводится в сокращении). (Газета Леушино, № 6/107 от 19 марта 2005 г.)

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) в 2006 году во введении к книге «Сочинения игумении Таисии (Солоповой)»  написал: «В сочинениях игумении Таисии главное — это прикровенно описанный путь духовного возрастания через скорби и искушения, через терпение и смирение. Такой образ жизни очищал душу подвижницы. Следуя таким же путем, очищали души и другие подвижники. Игумения Таисия подавала добрый пример окружающим, возрождая  монастыри. На ней исполнились слова святого апостола Павла: «Малая закваска заквашивает все тесто» (1 Кор.5: 6).

Игумения Елисавета, настоятельница  Свято-Троицкого Стефано-Махрищского  ставропигиального монастыря в 2017 г.:  «в Свято-Троицком Стефано-Махрищском  ставропигиальном женском монастыре  почитают игумению Таисию (Солопову), настоятельницу Леушинского  Иоанно-Предтеченского  монастыря. Все сестры Стефано-Махрищского  монастыря прочли книгу «Записки игумении Таисии», которую я рекомендую читать каждой новоначальной сестре, считаю,  что эта книга весьма полезна для духовного становления монашествующих. Полагаем, что жизненный подвиг матушки Таисии и её благочестие достойны прославления в лике святых преподобных жен» (отрывок из письма игумении Елисаветы, направленного 4 мая 2017 г. в комиссию по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии).

Игумения Елисавета (Кольцова), настоятельница Свято-Елисаветинского женского монастыря: «Игумения Таисия Леушинская — истинная подвижница храмоздания и духовного делания, достойная духовная мать своих, данных ей Богом, многочисленных сестер. Считаем важным ее причисление к лику святых, это достойно ее духовного состояния. Она истинная святая.» (отрывок из письма игумении Елисаветы, направленного 11сентября 2018 г. в комиссию по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии).