Февраля 3 (16) 1919 г. вышло Постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей [28]. Всего до осени 1920 г. совершено 63 вскрытия мощей . 4 (17) апреля Святейший Патриарх Тихон издал указ епархиальным архиереям об устранении поводов ко глумлению над святыми мощами и обратился к председателю Совнаркома Ленину по этому поводу. Однако вскрытия продолжались; более того, циркуляром Наркомюста от 12 (25) августа предписывалось губисполкомам приступить вообще к ликвидации мощей, «опираясь на революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий» . Мощи передавались в музеи для демонстрации «деяний, направленных к эксплуатации темноты». Прокуратура должна была возбуждать судебные преследования всех лиц, «виновных в фальсификации», т. е. тех, кто убеждал о чудотворности мощей, причём ведение следствия поручалось следователям по важнейшим делам.
Мощи белозерских святых находились преимущественно под спудом: преподобных Кирилла Белозерского, Нила Сорского, Мартиниана. Они не подвергались глумлению, хотя ходили слухи о том, что их вскрывали. Скорее всего, могло быть показательное вскрытие рак преподобных, в которые обычно перекладывались мощи после их обретения. Но поскольку мощи преподобных Кирилла Белозерского и Нила Сорского не обретались, то раки не содержали их мощей. Они были надгробиями, украшенными иконами и покровами, полагающимися святым, стояли на возвышениях под сенью. Хотя мощи преподобного Мартиниана в Ферапонтовом монастыре обретались в 1513 г., но были тогда оставлены под спудом. Относительно их в 1937 г. было принято следующее решение. Ленинградский облисполком по поводу закрытия Ферапонтовского прихода утвердил предложение областной комиссии по вопросам культов: «Мощи, находящиеся в бывшем Ферапонтовском монастыре церкви под спудом, РИКу с заинтересованными органами ликвидировать совершенно, без оставления даже следов на данном месте». Однако ни в одном из документов, ни в устных преданиях в Ферапонтове нет упоминания о том, чтобы кощунство было совершено.
В числе первых подверглись вскрытию мощи преподобного Кирилла Новоезерского. Кирилло-Новоезерский монастырь, лежащий на Красном острове Нового озера, в 40 километрах от Белозерска, хотя и не входил в Кирилловский уезд, но исторически относился к Белозерью, где ведущим в духовной жизни оставался Кирилло-Белозерский монастырь. События революционной смуты их ещё более объединили.
В августе—сентябре 1919 г. для обследования архива и библиотеки Кирилло-Новоезерского монастыря был командирован академиком С.Ф. Платоновым научный сотрудник М.Г. Курдюмов, который представил рукописный отчёт о проделанной работе, скопировал приходо-расходные памятные книги и книги XVI — XVII вв. В отчёт попало описание событий, свидетелем которых явился учёный. Первым совершённым кощунством в монастыре было вскрытие мощей преподобного Кирилла Новоезерского. Михаил Григорьевич Курдюмов пишет: «В январе этого (1919) года (по иным сведениям — З апреля), по словам архимандрита Иоанна, в монастырь явилась из Белозерска особая комиссия из представителей уездной советской власти и предложила избрать в неё представителей и от монастырской братии для освидетельствования мощей преподобного Кирилла. В состав комиссии вошли: архимандрит, три иеромонаха и один иеродиакон. По мысли председателя комиссии, было предложено архимандриту и присутствующим из братии приступить к вскрытию мощей, но монашествующие все категорически отказались от этого, указывая на то, что они не достойны производить освидетельствование мощей и не уполномочены на то Новгородским епархиальным советом, и демонстративно вошли в алтарь. После этого по предложению того же председателя к вскрытию раки приступил местный фельдшер, который ножом распорол мантии и обнаружил останки преподобного, причём тут же был составлен и протокол вскрытия мощей. Этот протокол не лишён интереса в смысле показателя того невежества, какое проявил фельдшер, дававший в качестве эксперта своё заключение. <…>
Ключ от церкви, где находятся мощи, был передан красноармейцу, и последний по просьбе желающих осмотреть останки открывал храм, но служба в нём и по настоящее время не производится.
Тогда же представителями местной волостной власти была запечатана ризница и у каждого из братии ночью реквизированы одежда, бельё и другое имущество» .
Несмотря на решительность действий исполкома Белозерска со вскрытием мощей преподобного Кирилла Новоезерского, не было определённого понимания того, как с ними поступить в дальнейшем. На заседании Белозерского УИКа 11 июня 1919 г. обсуждался вопрос «о постановлении на место раки, вскрытых мощей и передаче всего монастырского имущества, земли бывшей братии в монастыре». Постановили: «…Кости вскрытых мощей поручить врачу таковые обезвредить, положить в деревянный гроб и поставить на прежнее место».
Не раз вопрос о мощах поднимался верующими и впоследствии. Так, в 1925 г. в письме в Череповецкий губисполком Белозерский УИК пишет, что монастырскую церковь желают взять в своё ведение 9 селений, т. е. 340 домохозяев, «просят мощи. Я им объяснил, что изъять мощи с того места, на котором открыты, нельзя по разным причинам… Из постановления видно, что им не так нужна церковь, как мощи…». Е. Стрельникова
Петров В. Д.
Кирилло-Новоезерский монастырь. Фото раки с мощами по вскрытии комиссией Белозерского уезда 1900-е гг.
МБУК «Череповецкое музейное объединение»