Епископ Валериан (Рудич Василий Несторович) родился 12 (25) апреля 1889 г. в крестьянской семье в селе Мизяковские Хутора Винницкого уезда Подольской губернии (соврем. Мизяковско-Хуторский сельсовет Винницкого района Винницкой области Украины) [1]. После окончания духовного училища в Тыврове Василий Рудич поступил в Каменец-Подольскую духовную семинарию, которую окончил с отличием в 1910 г. В 1916 году он окончил со степенью кандидата богословия Московскую духовную академию. Впоследствии был удостоен степени магистра богословия. До весны 1918 г. являлся доцентом Московской духовной академии. В Учетно-статистической карточке личного дела №38446 от 2 апреля 1934 г. говорится, что епископ Валериан кроме родного языка знал французский, немецкий, латинский языки,[2] частично — английский[3].
Зимой 1917 г. был пострижен в монашество с именем Валериан. 1 марта 1917 года был рукоположен во иеромонаха. Участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. С 15 августа 1918 г. служил в Рашкове. В мае 1918 года назначен настоятелем Троицкого монастыря в Каменце-Подольском, возведён в сан архимандрита. В конце 1918 г., когда власть в городе неоднократно менялась, Валериан шесть раз подвергался кратковременному тюремному заключению. 7 июня 1921 г. был хиротонисан во епископа Проскуровского и Летичевского, викария Подольской епархии. Как отмечают В. В. Марковчин, М. В. Шкаровский: «Его особым попечением пользовался Головчинский в честь Преображения Господня женский монастырь неподалёку от Летичева, в котором Валериан нередко совершал монашеские постриги. Большое внимание он уделял окормлению молодёжи, в проповедях не касался политики, старался в доступной форме раскрыть суть богослужения применительно к духовной жизни простого христианина.Валериан регулярно посещал дома прихожан, интересовался жизнью духовенства и клириков, помогал обездоленным и сиротам, активно боролся с украинскими автокефалистами»[4], в связи с чем в 1920 г. подвергся аресту.
15 февраля 1922 г. автокефалисты при поддержке местных властей захватили церковь в селе Гавриловцы Каменецкого уезда и совершили в ней богослужение на украинском языке. Возмущённые прихожане обратились к Валериану с просьбой о переосвящении храма, осквернённого раскольниками. Архиерей приехал в село 26 февраля 1922 г., освятил церковь и произнес проповедь о каноническом устройстве церковной жизни на Украине. В тот же день он и сопровождавшее его духовенство были арестованы за антисоветскую пропаганду. Освобождены 28 февраля 1922 г[5].
Президиум обновленческого Всеукраинского высшего церковного управления (ВУВЦУ) 11 июня 1923 г. постановил осуществить «очищение всего состава своего духовенства от контрреволюционного и вредного для спокойствия общества элемента», в связи чем «уволить с прежних должностей с назначением им местопребывания вне пределов Украины» епископа Амвросия и Валериана. Заместитель председателя ВУВЦУ Валериан Белоликов и Пимен (Пегов) направили в Подольский губисполком записку с требованием удаления вышеназванных архиереев с Украины как непримиримых врагов советской власти. В конце июня Валериан был арестован в Проскурове, обвинён в контрреволюционной деятельности, заключён в следственный изолятор. Однако воспользоваться заточением епископов в тюрьму представители ВУВЦУ не смогли. Намеченный на август 1923 г. обновленческий съезд благочинных Проскуровского и других уездов не состоялся из-за неприятия духовенством программы, выдвигавшейся Пименом (Пеговым). Патриарх Тихон оставил такую запись на прошениях, информирующих его о состоянии дел в Проскуровском викариатстве: «5 сентября 1923. Проскуров, как и Летичев, по-прежнему остаётся в церковном отношении с Преосвященным Валерианом. Утешительно, что духовная связь его с паствою не порывается и при вынужденном отделении его оттуда. Бог да укрепит и благословит союз взаимной любви их. Патриарх Тихон»[6]. После многочисленных обращений паствы Подольской епархии в органы центральной власти УССР, РСФСР и СССР с требованием освободить епископа Амвросия и Валериана Верховный суд СССР признал приговор в отношении этих епископов неправомочным, и архиереи вышли на свободу[7]. Но они не смогли вернуться на прежнее место служения: епископ Амвросий возглавил Орловскую епархию, епископ Валериан с 9 августа 1923 г. жил в московском Даниловом монастыре[8].
16 сентября 1923 г. он был назначен епископом Ржевским, викарием Тверской епархии, но к месту назначения выехать не смог, и временно управлял Смоленской епархией. 17 марта 1924 г. он был утверждён епископом Смоленским. Епископ Валериан активно боролся с обновленцами и по их доносам был арестован 16 апреля 1924 г. (ордер №3295 от 16 апреля 1924 г.)[9], обвинён в антисоветской деятельности, перевезён в Москву и заключён в Бутырскую тюрьму. Согласно удостоверению из Дела №161 Бутырской тюрьмы гражданин Рудич Василий Нестерович содержался в ней с 19 по 26 апреля 1924 г., а 27 апреля он был освобождён[10].
9 декабря 1924 года на основании ордера ОГПУ № 7634[11] епископ Валериан был вновь арестован по подозрению в антисоветской контрреволюционной деятельности. В Постановлении об избрании меры пресечения говорится, что им «распространялись разные ложные слухи и сведения по адресу Советской Власти, что им производилось как среди монашества Даниловского монастыря, так и среди лиц, имевших к нему какое-либо отношение, а потому, принимая во внимание что таковые действия РУДИЧА предусмотрены ст. 73 Уг. К., а так же и то, что наличие их следствием доказано в достаточной степени, постановил привлечь гражданина РУДИЧА Василия/Валериана/Нестеровича в качестве обвиняемого, пред’явив ему обвинение по СЕМЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕЙ/73/ ст.ст. Угол. Кодекса и избрать меру пресечения уклонения от следствия и суда содержание под стражей»[12]. Несмотря на то, что выдвинутые обвинения не были доказаны, Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 19 июня 1925 г. постановило: выслать епископа Валериана в Кир-край сроком на ТРИ года[13]. Владыка Валериан был выслан на 3 года в Среднюю Азию, на поселении находился в городе Турткуль Каракалпакской автономной области[14]. 5 октября 1927 г. участвовал в собрании шести ссыльных епископов в городе Ходжейли, на котором было решено принять «Декларацию» 1927 г. митрополита Сергия (Страгородского) и приветствовать легализацию органов церковного управления.
11 мая 1927 г. Валериан был назначен епископом Рославльским, викарием Смоленской епархии. 10 февраля 1928 г., после окончания срока ссылки, выехал в Москву. С 24 мая того же года – епископ Шадринский, викарий Пермской епархии, в 1928 г. временно управлял Свердловской епархией. С 13 мая 1930 г. – епископ Ржевский, викарий Тверской епархии, с 11 ноября 1930 г. – епископ Бакинский (к месту назначения выехать не смог). С 29 сентября 1931 г. – епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии (к Кирилловской епархии тогда относилась огромная территория 17 районов: Белозерский, Борисово-Судский, Вашкинский, Ефимовский, Кадуйский, Кирилловский, Мяксинский, Петриневский, Пестовский, Пикалевский, Пришекснинский, Тихвинский, Устюжский, Чарозерский, Чагодощенский, Череповецкий и Шольский районы. В то время епископ Валериан жил в г. Тихвине Ленинградской области[15]). В 1932 – январе 1934 гг. возглавлял Череповецкое викариатство. В 1933 г. подвергся кратковременному аресту по подозрению в участии в контрреволюционной организации. В Постановлении об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения от 20 декабря 1933 года значится: «РУДИЧ Василий Нестерович изобличается в том, что является идейным вдохновителем контр-революционных церковно-монархических группировок в г. Ленинграде, Череповце и дает систематические указания по практической и к.р. деятельности церковников»[16].
1 января 1934 г., находясь в Тихвине, был арестован по делу профессора СПб ДА Соколова Ивана Ивановича (ордер №46 от 31 декабря 1933 г.)[17]. Епископ Валериан обвинялся в том, что возглавлял “контрреволюционную монархическую организацию церковников”. К «Делу» были привлечены 175 человек. Арестован Владыка Валериан был у себя на квартире в г. Тихвине по адресу: ул. Пионерская, дом № 10, кв.3[18]. Первый допрос был сделан в Тихвинском районном отделении ОГПУ 1 января 1934 года. Согласно протоколу допроса Владыка сообщил, что по приезде в Тихвин он ни в одном из районов епархии не был, «никуда из города кроме Ленинграда не выезжал. В Ленинграде был за это время два раза. Первый раз был там 2-3/XI за личными вещами и второй раз 6/XII выезжал служить в Александро-Невской лавре. Сдесь в Тихвине служил в церкви ежедневно. … В семейном кругу за чаепитием у тихвинских священников бывал у всех. Собиралось 2-3 человека. Разговоров на политическую тему у нас обычно не бывает… Кроме городских тихвинских священников никого из таковых не знаю … С заграницей никогда связи не имел и не имею»[19].
Через несколько дней Епископ Валериан был переведен из Тихвина в Ленинград в Дом предварительного заключения с зачислением за 3-м отделением СПО ПП (Секретно-политическое отделение Полномочного представительства ОГПУ, где неоднократно подвергался допросам. Как отмечает в своем докладе Е. Стрельникова в своем докладе на XIV ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского богословского института: «Не остается сомнений в том, как добывались показания в этом отделении. Следующий протокол помечен 13 января. Он составлялся более целенаправленно, с упором на “контрреволюционные” связи, организацию “ячеек”, “повстанческое движение”, подготовку иностранной интервенции, диверсионные акты и прочее. Трудно определить, что на самом деле говорил Владыка, но протоколы он подписал и виновным себя признал»[20]. В деле Р-49520 Центрального архива ФСБ России содержится множество протоколов допросов Владыки: 13 января 1934 г.[21], 14 января 1934 г.[22], 31 января 1934 г.[23], 3 февраля 1934 г.[24], 15 февраля 1934 г[25]. В деле имеются протоколы допросов без указания даты[26].
По решению коллегии ОГПУ от 3 марта 1934 г. он был направлен в лагерь на 8 лет[27]. В выписке из протокола заседания Коллеги ОГПУ от 3 марта 1934 года значится: «ПОСТАНОВИЛИ: Рудич Василия Нестеровича/в монашестве Валерьян/ заключить в Исправтрудлагерь, сроком на Восемь лет, считая срок с 1 января 1934 г.» [28]. Срок отбывал в местах лишения свободы Архангельской области. Как отмечают В. В. Марковчин, М. В. Шкаровский: по существовавшей в те годы практике освобождения мест заключения для нового спецконтингента он вновь был арестован в Ухтпечлаге НКВД СССР в конце 1937 г.[29] В Постановлении об избрании меры пресечения от 14 декабря 1937 г. приводится следующая формулировка обвинения: «он среди заключенных проводит контрреволюционную пропаганду, о вере боге и восхваляет фашизм»[30]. В Протоколе допроса от 14 декабря 1937 г. епископ Валериан сообщает: «С заключенными я говорил о боге и о религии, я человек убежденный религиозный от религии не отказываюсь, иногда в лагере на вопросы по религии я давал ответы. Я говорил, что до революции я будучи служителем культа жил хорошо не сравнено лучше чем в лагере. … Обсуждая конституцию я говорил, что наступает новая эра в отношении религии, полагая что религия и служители культа будут поставлены в определенные условия, что поведет к устранению недоразумений какие могли быть раньше. … О фашизме и Гитлере да я интересовался, разузновал про рели (неразборчиво) происходит, но разговоров о них не вел»[31]. 27 декабря 1937 года тройкой при Управлении НКВД по Архангельской области приговорен к расстрелу. В выписке из протокола №45 от 27 декабря 1937 г. значится: «ОБВИНЯЕТСЯ в том, что отбывая наказание в Ухт. Печ. ИТЛ, систематически проводил среди заключенных к-р. агитацию. Дискредитировал политику ВКП/б/ и Сов. правительства. Восхвалял фашизм. Постановили: РУДИЧ Валериана Нестеровича РАССТРЕЛЯТЬ. Дело сдать в архив»[32]. Епископ Валериан был расстрелян 27 февраля 1938 года в Ухтпечлаге[33].
30 марта 1989 года епископ Валериан (Рудич) был реабилитирован прокуратурой г. Ленинграда по 1934 году репрессий[34]. 16 ноября 1989 года епископ Валериан (Рудич) был реабилитирован прокуратурой Коми АССР по 1937-1938-м годам репрессий. В заключении обоих прокуратур значится: «Рудич Валериян Несторович попадает под действие ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов»»[35].
31 августа 1993 года был реабилитирован прокуратурой Московской области по 1925 году репрессий. В Заключении И.о. помощника Генерального прокурора Российской Федерации говорится: «Арестован 24 декабря 1924 г. Репрессирован Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 19.06.25 г. по ст. 73 УК РСФСР. Сослан в Казахстан на 3 года. В деле нет никаких сведений о совершении преступлений, неизвестно за что арестован и выслан. Ст. 73 УК указана произвольно. На Рудича Василия Нестеровича распространяется действие ст.3, ст. 5 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. Данные о реабилитированном и его родственниках В деле данных нет. Справка о реабилитации приобщена к делу»[36].
Украинская Православная Церковь в свое время поднимала вопрос о канонизации епископа Валериана, и Синодальная комиссия по канонизации одобрила канонизацию.
Комиссия по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии Русской Православной Церкви на данный момент занимается сбором материалов для возможной будущей канонизации епископа Валериана (Рудича), управляющего Череповецкой епархии.
Сотрудник Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии Е.А. Силина
[1] Анкета для арестованных//АУД №Р-42753, Л.6. Центральный архив ФСБ России.
[2] Дело № КП – 8438, Архив УФСБ России по Республике Коми. Л. 2.
[3] Дело № Р-49520. Т.1. Л. 7 об. Центральный архив ФСБ России.
[4] Марковчин В.В., Шкаровский М.В. Валериан (Рудич Василий Нестерович)// http://www.pravenc.ru/text/153967.html
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] Д №Р-25015, Л. 16, Центральный архив ФСБ России.
[10] Д №Р-42753, Л.8. Центральный архив ФСБ России.
[11] Ордер №7634// АУД №Р-42753, Л.1. Центральный архив ФСБ России.
[12] Д №Р-42753, Л.11-11 об. Центральный архив ФСБ России.
[13] Д №Р-42753, Л.12. Центральный архив ФСБ России.
[14] Марковчин В.В., Шкаровский М.В. Валериан (Рудич Василий Нестерович)// http://www.pravenc.ru/text/153967.html
[15] Дело № Р-49520. Т.1. Л. 6об.-7. Центральный архив ФСБ России.
[16] Дело № Р-49520. Т.1. Л. 3. Центральный архив ФСБ России.
[17] Дело № Р-49520. Т.1. Л. 1. Центральный архив ФСБ России.
[18] Дело № Р-49520. Т.1. Л. 6. Центральный архив ФСБ России.
[19] Дело № Р-49520. Т.1. Л. 7 – 7 об. Центральный архив ФСБ России.
[20] Стрельникова Е. Епископ Валериан (Рудич)// http://www.ferapontovo.ru/index.php3?id=345
[21] Дело № Р-49520. Т.1. Л. 12 – 13 об. Центральный архив ФСБ России.
[22] Дело № Р-49520. Т.1. Л. 14 – 18. Центральный архив ФСБ России.
[23] Дело № Р-49520. Т.1. Л. 10 – 20. Центральный архив ФСБ России.
[24] Дело № Р-49520. Т.1. Л. 23 – 25. Центральный архив ФСБ России.
[25] Дело № Р-49520. Т.1. Л. 26 – 27 об. Центральный архив ФСБ России.
[26] Дело № Р-49520. Т.1. Л. 21 – 22 об. Центральный архив ФСБ России.
[27] Дело № Р-49520. Т.1. Л. 277. Центральный архив ФСБ России.
[28] Дело № КП – 8438, Архив УФСБ России по Республике Коми. Л. 3.
[29] Марковчин В.В., Шкаровский М.В. Валериан (Рудич Василий Нестерович)// http://www.pravenc.ru/text/153967.html
[30] Дело № КП – 8438, Архив УФСБ России по Республике Коми. Л. 9.
[31] Дело № КП – 8438, Архив УФСБ России по Республике Коми. Л. 11-11 об.
[32] Дело № КП – 8438, Архив УФСБ России по Республике Коми. Л. 14.
[33] Дело № КП – 8438, Архив УФСБ России по Республике Коми. Л. 15.
[34] Дело № Р-49520. Т.13. Л. 109 – 109 об. Центральный архив ФСБ России.
[35] Дело № КП – 8438, Архив УФСБ России по Республике Коми. Л. 16-16 об.
[36] Дело №Р-42753, Л. 14. Центральный архив ФСБ России.
Архивные документы:
1. Дело №Р-42753, Центральный архив ФСБ России.
2. Дело №КП — 8438, Архив УФСБ России по Республике Коми.
3. Дело №Р-25015, Центральный архив ФСБ России
4. Дело №Р-49520, Центральный архив ФСБ России
При написании статьи использованы материалы сайта Открытой православной энциклопедии «Древо», сайта «Ферапонтово»
К вопросу канонизации епископа Череповецкого Валериана
Епископ Валериан (Рудич Василий Несторович).
Череповецкий период.
29 сентября (16 сентября по старому стилю) 1931 года назначен епископом Кирилловским.
После осуждения епископа Нифонта (Фомина) в октябре 1931 года назначен управляющим Череповецкой епархией с местопребыванием в Череповце. Епархия на тот момент получила статус самостоятельной.
3 ноября 1931 года епископ Валериан зарегистрировался в Череповце как священнослужитель Троицкого собора и управляющий Череповецкой епархией, составив анкету:
«Анкета
Родился 12/25.04. 1889 года
1914-1917 годы студент и стипендиат МДА
1917-1921 иеромонах и архимандрит – преподаватель семинарии и настоятель монастыря в Каменец-Подольске. С 1921 по 1923 год епископ в г. Каменце и г. Проскурове.
С 1923 по 1924 годы епископ в г. Смоленске.
С 1924 года 27 ноября по 1928 год 7 февраля находился в Москве в Бутырской тюрьме и в ссылке в Турткуле и Ходжейли Кара-Калпацкой области.
С 1929 по 1930 год – епископ в г. Свердловске.
С 1930 года епископ в г. Ржеве.
С 1930 по 16 сентября 1931 года – епископ в Баку.
Был в ссылке в городах Турткул и Ходжейли в 1925-1928 годах. 03.11.1931»[1].
3 апреля 1932 года в районной газете «Коммунист» был напечатан антирелигиозный памфлет «Неудача епископа Валериана» и стихотворение, высмеивающее его якобы «недостойное поведение». Приведем начало статьи, которое позволяет, пусть в сильно искаженном виде, оценить деятельность владыки в кафедральном городе: «Череповецкое стадо «христовых овец» пасет добрый пастырь епископ Валериан. Нельзя сказать, что это стадо многочисленно, но пастырю «районного масштаба» и с ним работы по горло. Главный вопрос «о кадрах». Редеют кадры верующих. Богобоязненные старушки и старички полегоньку вымирают, простоватые домработницы становятся делегатками, а бойкая молодежь норовит нынче больше в комсомол, а не в церковь. Одним словом тает «христово стадо. Разбегаются овцы. Этак пойдет, так через пятилетку и стричь будет некого. Как быть? Здесь не Италия. Церковного вуза, как у патера Сочиарелли не откроешь. За этакое заведение, по советским обычаям, вместо собора и на другой конец Советского проспекта очень просто угадать. Одна надежда на ребятишек, которых водят в церковь некоторые не в меру свободные домашние хозяйки. Ребят легко заинтересовать блеском свечей, торжественными мотивами и ароматом ладана, особенно если чадолюбивые маменьки не отпускают их к пионерам. И несколько ребятишек прислуживают во время церковных служб, носят подсвечники и подают златотканые архиерейские одежды. Но немного их – меньше десятка. Вот и все кадры владыки Валериана. Что поделаешь – «районный масштаб». Не Ватикан, а Череповец…»[2]
За любыми перемещениями владыки государственные чиновники следили очень строго. Обо всех фактах отсутствия епископа обязательно уведомлялась комиссия по рассмотрению религиозных вопросов при Череповецком горсовете.
17 августа 1932 года епископ Валериан послал в Комиссию по рассмотрению религиозных вопросов при Череповецком горсовете следующее письмо:
«На время моего отсутствия из г. Череповца (в случае длительной поездки из епархии в Москву в Патриархию или пребывания в отпуску) занятия по моей канцелярии поручаются мною настоятелю Кирилловского Казанского собора протоиерею Василию Вещезерову (Кириллов, Обшара, 4/14): ему же предоставляется мною, согласно особым на то в каждом случае моего отсутствия моим указаниям, исполнение моих поручений по некоторым сторонам епархиального управления. Об уложенном настоящим довожу до сведения комиссии. Валериан епископ Кирилловский, управляющий Череповецкой епархией. 17 августа 1932 г. № 239»[3].
Власти использовали любые поводы для дискредитации владыки. Например, летом 1932 года «выяснилось», что кафедральный Троицкий собор находится в аварийном состоянии.
9 августа 1932 года было принято решение о закрытии Троицкого кафедрального собора. Поводом послужил анонимный донос о том, что «в сторожке Троицкого собора было создано нелегальное общежитие для бродячих монашек и прочего темного элемента».
21 ноября 1932 года верующие были вынуждены оставить Троицкий собор и перешли в отобранный у обновленцев за непроведение ремонта Благовещенский храм, ставший с этого времени кафедральным собором Череповецкой епархии.
В 1933 году епископа Валериана арестовали в Ленинграде по подозрению «в участии в контрреволюционной организации», но вскоре выпустили на свободу.
В Череповец, по-видимому, из-за преследования властей, он возвращаться не стал и в октябре 1933 года поселился в Тихвине по адресу: ул. Пионерская, 10-3.
1 января 1934 года был арестован у себя на квартире по делу «евлогиевцев» и помещен в тюрьму г. Тихвина. Обвинен в «антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности». При аресте были изъяты: «иконка с цепочкой» (панагия), «крест с цепочкой и иконкой», четки, пояс веревочный, деревянный крест и молитвенник. В акте медицинского обследования отмечено, что арестованный перенес сыпной тиф. Первый допрос был сделан в Тихвинском районном отделении ОГПУ.
Из показаний владыки следовало, что в своем кафедральном городе он не бывал, в Тихвин прибыл из Ленинграда в октябре 1933 года, ни один из 17 районов, относящихся к его епархии, не посещал, да и не смог бы посетить, т.к. арестован был уже через 2 месяца. Выезжал дважды в Ленинград: 2-3 октября ездил за личными вещами, 6 декабря служил в Александро-Невской лавре. В Тихвине служил ежедневно. «Кроме городских тихвинских священников никого из таковых не знаю… С заграницей никогда связей не имел и не имею. Кроме русского, владею французским языком, знал немецкий и частично английский язык».
Через несколько дней владыка был переведен в Ленинград и помещен в Ленинградский ДПЗ с зачислением за 3-им отделением Секретно-политического отделения Полномочного представительства ОГПУ (СПО ПП ОГПУ), возглавляемым Садовским, который и вел последующие допросы. Очередной протокол помечен 13 января 1934 года. Он составлялся более целенаправленно, с упором на «контрреволюционные» связи, организацию «ячеек», «повстанческое движение», подготовку иностранной интервенции, диверсионные акты и прочее.
К делу «евлогиевцев» (Групповое дело «дело епископа Валериана (Рудича). Ленинград, 1934г.») были привлечены 175 человек. В их числе профессура Санкт-Петербургской духовной академии: Иван Иванович Соколов, Иван Алексеевич Карабинов, а также епископ Сергий (Зенкевич), две его родные сестры, обе больные туберкулезом, монахини Анна и Ольга, их племянница и воспитанница Любовь Вознесенская. Раздел III резолютивной части тома называется «Структура ленинградской организации Евлогиевцев». В нем подраздел «Единый руководящий центр» (всего 5 человек) начинается именем епископа Валериана (Рудича).
Сутью дела была выдуманная ОГПУ концепция, что будто бы в Русской Православной Церкви в 1932-33 годах произошел новый раскол, по тактическим соображениям не имевший открытого выражения. После того, как проживавший во Франции глава Западно-Европейского экзархата митрополит Евлогий (Георгиевский) разорвал отношения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), «наиболее контрреволюционная часть» духовенства и мирян будто бы вступила на путь антисоветской борьбы, ориентируясь на митрополита Евлогия, белую эмиграцию и Англиканскую Церковь. Их целью, по версии ОГПУ, было свержение советской власти и установление конституционной монархии, подобной английской. Аресты начались 22 декабря 1933 г. и продолжались до 26 января 1934 г.
3 марта 1934 года решением коллегии ОГПУ по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР епископ Валериан был приговорен к 8 годам лагерей. Заключение отбывал в Коми-Пермяцком крае в Ухтинском лагере.
В сентябре 1937 года деятельность епископа Валериана на Череповецкой земле вновь оказалась в центре внимания следственных органов. В обвинительном заключении от 4 октября 1937 г. по делу о так называемой контрреволюционной повстанческой организации церковников», по которому был расстрелян 101 священнослужитель записано: «Следствием установлено, что начало существования контрреволюционной организации церковников относится к 1930 году, когда управляющий Череповецкой епархией епископ Нифонт (Фомин) организовал духовенство Белозерского и Кирилловского районов для оказания активного сопротивления проводимой в деревне коллективизации и на основе таковой ликвидации кулачества… После ареста Фомина в 1932 году контрреволюционную организацию церковников возглавил его преемник по Череповецкой епархии епископ Валерьян (Рудич). Последний организует церковников на дальнейшую борьбу против мероприятий ВКП(б) и соввласти. В 1935 году Череповецким епископом был назначен Тихон (Рождественский), незадолго до этого вернувшийся из концлагеря, где он отбывал наказание за контрреволюционную деятельность».
В конце 1937 года епископ Валериан был арестован в Ухтпечлаге НКВД СССР и обвинен в «антисоветской агитации».
27 декабря 1937 года по постановлению тройки УНКВД по Архангельской области приговорен к высшей мере наказания.
27 февраля 1938 года расстрелян.
31 августа 1993 года реабилитирован прокуратурой Московской области.
В 2003 году комиссия по канонизации святых УПЦ посчитала возможным общецерковное прославление епископа Проскуровского Валериана (Рудича).
Сотрудник Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии М.Г. Мальцев.
[1] ЧЦХД. Ф 7. Оп. 4.Д.6. Л. 73.
[2] Неудача епископа Валериана // Коммунист. 1932, 3 апреля