Протопресвитер Александр Желобовский о посте

«Святая церковь, верная хранительница и истолковательница повелений Господних, заповедуя соблюдать праздники, постановила вместе с ними содержать посты. Посты имеют весьма близкое отношение к праздникам: и те и другие назначены Богом на один конец, именно: посодействовать, помочь человеку в деле душевнаго спасения.

В нашей православной церкви посты бывают многодневные (Великий пост, перед Пасхою, Рождественский, перед Рождеством Христовым, Петров, перед праздником Св. Ап. Петра и Павла и Успенский – пред праздником Успения Божией Матери) и однодневные – по средам и пятницам, в день воздвижения Животворящаго Креста Господня, в день усекновения главы Иоанна Крестителя и накануне Богоявления (Крещения) Господня.

Относительно среды и пятницы надобно впрочем заметить, что в году есть шесть недель (святая, Троицкая – после Пятидесятницы, две недели святок, от Рождества Христова до Крещения, неделя Мытаря и Фарисея за 14 дней до великаго поста, и наконецъ сырная – Масляная), в которыя пост в среду и пятницу отменяется. Делается это из благоговейнаго чествования величайших праздников, каковы: Рождество Христово, Крещение Господне, Пасха, Троицын день, — и в обличение неразумных и гордых постников, каким был Фарисей и некоторые другие лжеучители.

Прежде чем толковать о святости и пользе установленных церковию постов, надобно верно понимать, что такое Христианский пост? А то посмотришь на многих нынешних постников, и не надивишься, как люди умеют исказить и обезобразить самыя добрыя и полезныя постановления церковныя.

Начать с того, что ныне, особенно в больших городах, на посты обращают очень мало внимания, считают их делом пустым, маловажным. «Постъ есть умеренность, рассуждают нынешние умники: чего бы человек не поел, лишь-бы только в меру – не до пресыщения, для Бога все равно». Хитро, но несправедливо. Разве есть в году хотя один день, когда человеку в пище и питии дозволяется неумеренность? Разве здравый смысл не внушает каждому из нас, всегда и во всем, быть умеренным, воздержным? Иначе – расстроишь свое здоровье. Если – бы пост был только умеренность, тогда для христианина был бы вечный пост, потому что он должен быть всегда умерен. Стало быть Св. Церковь, предписывая в некоторые – известные дни пост, разумеет под ним нечто другое, кроме умеренности.

При всем том в церкви православной не мало найдется христиан, которые действительно слушаются заповеди церковной о постах, и в указанные дни переменяют пищу скоромную на постную. Но как они делают это? Люди зажиточные и богатые ухитряются изобретать такия постныя кушанья, которыя своею приятностию и питательностию нисколько не уступят пище скоромной, а пожалуй еще будут и подороже и повкуснее. У такого постника, при его покладной совести, все в порядке: и чрево необижено, и душа спокойна, и Бог не забыт, и Вера соблюдена. Что лучше? Хотя в святом Евангелии и сказано, что нельзя в одно и то же время угодить Богу и мамоне (Лк. 16: 13), а тут вот люди ухитряются… Не разумные! Заведомо обманывают они и Бога и себя.

Есть еще в разряде постников, по истине строгих, суровых, но Господу Богу так же неугодных и противных. Встречаются личности, которыя в дни постные питаются одним хлебом и водою, и то редко и в малом количестве; неопустительно посещаютъ службы Божии, дома по нескольку часов стоят на молитве, но в то же время остаются сварливыми, злыми, пересудливыми, — это постники, от которых людям, их окружающим, житья нет. Рыба и масло в дни постные для них смертный грех, а обидеть, обмануть для своей выгоды, унизить другаго – это позволительно.

Что ж удивительнаго, если, смотря на таких постников, многие неуважительно отзываются о самых наших постах, и говорят: «к чему они, такие посты?» И мы вместе с этими судьями скажем: правда, к чему такие лукавые и неразумные посты? Не таков пост, заповедуемый святою церковию, — пост Господу угодный и человеку спасительный.

«Пост чистый (истинный), учит нас церковь Божия, есть удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы со умилением и о убогих попечение» (Триодъ Постн. Трап. на понед. 2-й нед. поста, второй стих). В этих немногих словах сказано все, что требуется от христианина во время поста: и праздники, и посты, толковали мы, установлены Богом для одной и той же цели, именно: направить и укрепить человека на пути доброй жизни. Вот почему от человека постящагося и требуется «удаление от греха, укрощение страстей, любовь к Богу, усердная молитва, искреннее покаяние и забота о убогих». Без этих добродетелей пост, как бы не был он строг, будет нечистый, неправильный, грешный.

Значит, человек постящийся, по учению Святой Церкви, должен прежде всего позаботиться об удалении себя от всего лукаваго и грешнаго, об укрощении своих слабостей и дурных наклонностей. Конечно, внимание к своим поступкам и делам требуется от человека всегда и постоянно; но ради нашей рассеянности и беспечности, Святая Церковь, как мать попечительная, назначает в году особенные дни (праздники и посты), которые бы напоминали нам о небе, Боге и душе. Суета мирская, хлопоты житейския, разныя утехи и развлечения так много занимают наш ум и наше сердце, что ни о чем другом мы и не думаем или покрайней мере очень мало думаем: дни поста и молитвы должны хотя несколько нас побуждать и отрезвлять от сна греховнаго. И этого они, если не вполне, то в некоторой степени достигают.

Святой великий пост, своим заунывным звоном, своими трогательными, душу потрясающими, молитвами и песнями, своими особенными – покаянными службами невольно налагает узду на прихоти, забавы и развлечения, не всегда скромныя, и всегда располагающия к рассеянности. Жаль только, что нынешние христиане, так любящие рассеянность, и так боящиеся сосредоточенности и самоуглубления, эту спасительную узду слишком ослабляют, а иногда и совсем сбрасывают… Неразумно жадные до развлечений, они добровольно лишают себя самых высоких душевных наслаждений, предлагаемых святою церковию. Да, пост прежде всего есть греха удаление.

Предаваясь дурным наклонностям и страстям, человек этим самым удаляется от правды и добра, а с ними вместе от света и истины, — от Бога.

Лишь только ослабляется влияние на человека зла, лишь только замолкнут порочныя желания и похоти, ум просветляется, а сердце очищается; у человека являются добрыя стремления и порывы. Душа наша, созданная по образу и подобию Божию, имеет неизгладимое и неистребимое влечение к добру: того требует ея Божественная природа. На беду и горе, падший человек часто заблуждается, и ищет счастия и блаженства там, где не только его нет, а где гнездится соблазн и искушение. Великая, спасительная сила истиннаго поста и заключается в том, что он подавляет дурныя наклонности, предохраняет от опасных развлечений, и этим облегчает путь к правде, — он как бы дает крылья душе лететь на небо. Мысли и чувства, занятыя в обыденное время, мирскою суетою и соблазнами, в дни поста устремляются на предметы высокие, святые, Божественные. «Есть Бог правосудный, воздающий каждому по делам; есть и здесь на земле безценная награда за добро – это покой и душевное довольство, и наоборот неизбежное наказание за зло – это скорбь и теснота сердечная; есть другая, загробная жизнь, без печали, без болезни, без воздыхания», — вот куда христианин переносит свои мысли в дни поста, — поста настоящаго, святаго.

Душеспасительное настроение, вызванное постом, легко и прямо может направить человека к усердной молитве и сердечному раскаянию в грехах. На пути чести и добродетели каждый из нас чувствует слабость своих сил; желаний добрых у всякаго много, а дел благих мало. Это сознание немощи своей располагает искать помощи свыше: сам человек слаб, а Бог – его великий и могучий пособник; надобно молиться Ему и просить Его. Размышление о другой – загробной жизни, о праведном суде Божием, о значении этой земной жизни для той – небесной ясно указывает человеку, как мало сделал он для своей души, и как много виноват в употреблении дарованных Господом талантов, — указывает, и невольно вызывает из глубины души чувства покаяния и сокрушения. «Боже, милостив буди мне грешному», — эти молитвенныя слова тогда для Христианина делаются особенно приятны и любезны.

Сердце сокрушенно и смиренно, прося у Милосердаго Бога себе помилования, ищет дел, коими-бы правосуднаго Бога можно было склонить на милость. Дела эти указаны в святом Евангелии. «Все доброе, что вы сделаете для бедных и несчастных, говорит Спаситель Христос, все это принимаю Я за милость, оказанную Мне самому» (Мф. 25: 40). Дела милосердия, или, по словам церкви, о убогих попечение, в дни поста особенно уместны и спасительны. Ищущему милости (прощения грехов) самому нужно быть милостивым: того требует сама правда. «Каким судом судите, — читаем мы в святом Евангелии, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 2).

Христиане! Когда наш пост будет такой, какого требует Святая Церковь, то есть «удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы со умилением и о убогих попечение», тогда не будет у нас никаких разговоров о блюдах и кушаньях в дни постные, тогда каждый из нас охотно и с любовию покорится уставу Церкви.

Кто постится духовно, строго наблюдая за своими мыслями и чувствами, тот явит это и телесно, тщательно избегая всякой роскоши, изысканности и пресыщения в яствах, — тот поймет, что пост есть не только воздержание, а лишение».