28 декабря по ст.ст./10 января по нов.стилю
Сей угодник Божий жил в XVI веке. Стремясь к равноангельскому монашескому жительству, он оставил мир и удалился в Спасо-Прилуцкий монастырь в г.Вологде. Пройдя послушнический искус, боголюбец принял иноческий постриг в Кирилло-Белозерском монастыре.
В поисках безмолвия, он удалился из многолюдной обители преподобного Кирилла и поселился в окрестности бывшего города Ломска (или Лома). Постепенно молва о святом отшельнике распространилась по округе и к нему стала приходить братия, желавшая спасать свои души под руководством богомудрого наставника.
Здесь подвижник основал Спасскую пустынь. Ища более уединенного жития, преподобный через некоторое время вверил пустынь своим ученикам, а сам удалился в Вадожскую волость, на берега реки Даровицы, и стал здесь жить отшельником. Место это было глухое, лесистое, и поселения людские отстояли отсюда верст на пять-шесть. Сообщения с ними шли по едва заметной тропинке, вьющейся по берегу речки Даровицы. Преподобный Игнатий плёл берестяные лапти и потом оставлял их на этой лесной тропинке. Путники, нуждавшиеся в них, поднимали те лапти, оставляя взамен их хлеб. Этим хлебом и питался подвижник, уделяя часть подаяний другому иноку, именем Исаакий (по некоторым источникам — Иоакиму), по благословению старца подвизавшемуся верстах в трех от преподобного. Пустынники иногда приходили друг ко другу для бесед о пользе душевной.
Слух о высокой подвижнической жизни отшельника Игнатия мало-помалу распространился, и к нему стали приходить ревнители иночества. Для них преподобный поставил здесь храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, при котором была основана пустынь во имя Пресвятой Богородицы.
Проведя жизнь в трудах и молитвах, старец мирно почил 28 декабря по старому стилю (10 января по новому стилю) 1591 года. С псалмопениями иноки погребли тело подвижника в основанной им Богородичной пустыни. Возле могилы преподобного Игнатия были положены вериги, которыми подвижник смирял свою плоть.
В XVIII веке пустынь была упразднена, осталась только церковь Спаса на Лому, в которой покоились мощи угодника Божия Игнатия, прославившиеся чудотворениями. Как говорится в житии святого, «от святых его мощей многие чудеса были, яко от источника непрестанно текущего: слепые прозревали, глухие слышали, немые говорили, бесноватые очищались, иные же каким недугом одержимы бывали, только с верой приходили и здравие получали – одни от гроба его святого, а другие в дома свои отходили и исцелялись».
Приведём некоторые из чудесных случаев оказания помощи преподобным Игнатием.
«Из-за Устюжны Железной, веси называемой Дьякова некий крестьянин именем Савин Минин с Христова дня впал в тяжкую болезнь. У него опухли ноги до колен, и до дня святых мучеников Космы и Дамиана не мог ступить на них. И обещание дал, что побывает в пустыни на Лому у Спаса и у преподобного Игнатия чудотворца на гробу помолиться. И по обещанию Савинову с того времени прекратилась болезнь, стал здрав. И пришел в пустынь по обету своему и поведал чудо, что совершил Бог молитвами преподобного Игнатия Чудотворца и поведал священноиноку Феодосию и всей братии января в 12 день».
«Веси называемой Сагожи жена некая именем Ксения была одержима глазной болезнью, многие годы не видела света, живя у господина своего Семена Языкова в дому. Господин кормил и поил ее Бога ради. И слышала Ксения от окрестных весей, дальних и ближних, от многих людей о чудесах преподобного отца Игнатия Сарского чудотворца. Что многие люди от дальних стран и весей различными недугами одержимы бывшие от гроба святого здравие принимали и с радостью великой в дома свои отходили. И молила господина своего, чтобы отпустил ее помолиться Всемилостивому Спасу и Пречистой Богородице и гробу преподобного отца Игнатия приложиться. И господин повелел отвести Ксению ко Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Находясь в пустыне у гроба преподобного Игнатия, во время молебного пения начала она плакать, припав к чудотворцеву гробу, прося милости о своей глазной болезни. И о чудо! Тотчас внезапно прозрела и увидела свет и раку преподобного Игнатия во время молебного пения. И, полностью исцеленная, пошла в дом господина своего, радуясь и славя Всемилостивого Спаса и Пречистую Богородицу и преподобного отца Игнатия».
«Некие веси деревни Маслова крестьянин Емельян Михайлов впал в тяжкую болезнь. Не владел ни руками, ни ногами, ни наклониться не мог, ни сесть, только лежал. И в недоумении был о таковой случившейся ему скорби внезапной. И был он в этой болезни месяца два, и пришло ему на ум, что многие, приходящие к преподобному отцу Игнатию Сарскому чудотворцу, исцеление получают. И он начал молиться и милости просить у преподобного Игнатия, и легче ему стало. И тогда дал он обет поехать на гроб святого, и еще большее облегчение получил, и понемногу исцелился».
Так милосердный Господь дивно прославил угодника Своего. И по сей день различные чудеса подаются всем с верою призывающим святого и просящим его о помощи и заступлении.
Почитание памяти преподобного началось издавна, может быть, вскоре после его кончины. На напрестольном Евангелии, пожертвованном в 1658 году в обитель, читается надпись, в которой преподобный Игнатий называется «великим чудотворцем». В 1659 году царь Алексий Михайлович пожертвовал в бедный Ломовский монастырь несколько земли с разных угодий и в грамоте своей называл его основателя «преподобным отцом и чудотворцем». В храме Спаса на Лому хранятся до сих пор восемь древних икон с изображениями прп. Игнатия, свидетельствующих также о давнем почитании его. Память прп. Игнатия чтится местно. От святых мощей его неоднократно истекали чудеса с верою призывающим его.
Расцвет Ломской пустыни связан с управлением монастырем в должности строителя Иоанна Неронова, активного деятеля периода старообрядчества. При нем было начато строительство новой церкви, обитель получала вклады, в том числе земельные владения от царя Алексея Михайловича. По распоряжению Неронова началась запись чудес, происходивших у гроба преподобного. Одно из чудес заключалось в том, что по молитвам святого в монастырском амбаре долгое время не оскудевала последняя мера муки, из которой пекли хлеб. Иоанн Неронов пытался превратить Ломскую пустынь в один из центров «старой веры».
Ломская обитель была упразднена в 1764 году, Спасский храм стал приходским.
К этому времени в деревянном храме было 3 престола: главный — в честь Нерукотворного образа Спасителя и 2 придельных — в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя сщмч. Игнатия Богоносца. В XIX в. ситуация с почитанием преподобного Игнатия изменилась. К 1827 г. на месте деревянного храма в обители был воздвигнут каменный. В связи с постройкой известно чудо: подрядчик, приказавший вскрыть могилу преподобного, ослеп и прозрел по молитвам к святому, после того как место захоронения было закрыто «и благочестно засыпано». Мощи преподобного Игнатия покоились под спудом в Благовещенском (юж.) приделе Спасской церкви за клиросом. Над местом погребения стояла деревянная рака, которая в 1835 г. была обита латунью и обнесена чугунной решеткой. На раке находилась икона преподобного в рост, рядом с гробницей хранились его железные вериги. К 300-летию со дня предполагаемой кончины преподобного Игнатия в храме были проведены ремонтные работы, в т. ч. перестроен иконостас, возобновилась запись чудес у гроба подвижника (в «Памятной церковной книге» имелись записи об 11 чудесах; см.: Прп. Игнатий чудотворец. 1892. Стб. 791).
Спасская церковь была закрыта в конце 30-х годов 20 века, богослужение в ней возобновилось в 1948 г., но 5 ноября того же года храм был закрыт «временно» для оформления статуса памятника архитектуры, с тех пор богослужение в храме не совершались.
В 2015 году, стараниями не равнодушных жителей города Череповца, началось активное возрождение храма.
Канонизация. Почитание. На начало XIX века преподобный Игнатий уже числился почитаемым канонизированным святым. В 1836 году его имя упоминается в «Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви«. В 1903 году его имя вошло в «Верный месяцеслов всех русских святых«, изданный по благословению Святейшего Синода как официальный перечень тех угодников Божиих, кто почитается в Русской Церкви как святые. Святые, включенные в его состав почитались молебнами и Литургиями на конец XIX века.
В сер. 80-х гг. XX в. его имя было включено в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав которого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 372). Впоследствии имя преподобного Игнатия Ломского вошло в Собор Ростово-Ярославских святых.
До наших дней сохранился источник, у которого, согласно преданию, поселился преподобный Игнатий Ломский.В старинном житии, составленном в середине XVII века, сообщается, что местные жители «с верою Всемилостивому Спасу и Пречистой Богородице и преподобному чудотворцу Игнатию ходят на тот кладезь [родник] для здравия той водой умываются и ее пьют». Кроме того, с благословения настоятеля пустыни «ту воду собирают в сосуды и несут домой и домашние их с верой и благословением для здравияумываются той водой и пьют».
Тропарь и кондак преподобному Игнатию Ломскому
Тропарь преподобному Игнатию Ломскому
глас 8
Изволением Божественнаго разума/во внутреннюю пустыню вселился еси преподобне,/и мирская сладострастия отрясл еси от себе,/крепким воздержанием победил еси демонския полки/молитвами же и постными подвиги благоукрасил еси себе,/пустынныя труды лобызая, отче Игнатие:/прилежно молися Госповеди, блаженне,/от бед избавитися присно поющим тя,/и празднующих любовию святую память твою.
Кондак преподобному Игнатию Ломскому
глас 8
Воздержанием крепким Богови благоугодил еси, блаженне,/и слезными тучами душевныя бразды напоил еси,/ниву добродетелей, преподобне, яко сад благоцветущ возрастил еси:/и в безмолвии и в трудех присно поучаяся, отче Игнатие,/прилежно молися Владыце всех Христу Богу/о иже верою и любовию празднующих святую память твою,/да зовем ти:/радуйся, отче Игатие, монахов удобрение.
Молитва преподобному Игнатию, Спасо-Ломскому чудотворцу
О святый преподобне отче Игнатие, первейший веси сея просветителю, иноческаго зде жития законоположителю! Ты убо телом человек был еси, житием же яко Ангел явился еси: уста бо твоя, якоже серафимская, Бога день и нощь хваленьми прославляху, пресветлое же житие твое бысть чистоты и целомудрия зерцало. Не отрини мене, недостойного, с верою и любовию тебе покланяющагося и тебе, угодниче Христов Игнатие, сице молящагося: буди ми учитель и просветитель, душевныя страсти утишая, и телесныя болезни исцеляя, и на путь спасения наставляя. О преблаженне отче Игнатие! Милостив буди скорбней и грешней души моей, и предстваи ю ко Господу спасену, под кров твой притекающую, да твоим, отче, ходатайством сохранен буду от враг видимых и невидимых, и восхвалю Бога, в Троице Святей прославляемаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Служба преподобному Игнатию Ломскому (текст службы взят из древней рукописи, составлен на основании богослужебных текстов разным святым)
Статья написана с использованием работ:
1. профессора Сергея Ивановича Смирнова «Жития святых»//https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov/zhitija-russkih-svjatyh/90
2. статьи А.А. Романовой «Игнатий» на сайте «Православная энциклопедия»//http://www.pravenc.ru/text/293411.html
3. книги «Молитвы Господу Богу, Пресвятей Богородице и Святым угодникам Божиим, чтомыя на молебнех и иных последованиих», Петроград, Синодальная типография, 1915.
4. Служба преподобному Игнатию Ломскому//Рукопись Ф. 359, Собрание Колобова Н.Я., книга № 643. Российская национальная библиотека.