(+1612, 20 марта / 2 апреля)
Инок Иона в начале XVII века пришел к преподобному Евфросину Синозерскому и стал его учеником.
Русской земле в Смутное время много горя причиняли отряды поляков, шведов и изменников из русских. Они сжигали города и селения, а жителей, которые не успевали вовремя скрыться, убивали. В пределах Новгородских особенно сильно пострадал Тихвинский мужской монастырь, город Устюжна Железнопольская. Уезд Устюженский и пятина Бежецкая с особой яростью подверглись разграблению разбойническими шайками.
В это тяжелое время погибла и основанная святым преподобномучеником Евфросином Синозерская пустынь. 19 марта 1612 года преподобный Евфросин, собрав всех бывших у него в обители иноков и мирских людей, спасающихся от поляков, рассказал о бывшем ему Божественном откровении и убеждал всех бежать из монастыря: «Возлюбленные мои братия и чада о Христе. Если кто желает избежать напрасной смерти, покиньте обитель сию Пречистой Богородицы, и спасетесь от великой напасти: ибо так угодно праведному суду Божию, ибо вскоре придут жестокие враги к этому святому месту»[1]. Люди с помрачившимся от страха умом воспротивились словам старца, спрашивая его: «Почему ты не уходишь из этого святого места?» Старец же отвечает им: «Ради Христа пришел я умереть на это святое место»[2].
Вняв словам преподобного Евфросина, вместе с другими скрыться от гибели желал и один из монастырской братии, инок Иона. Однако преподобный Евфросин молвил ему: «Брат Иона, когда предстоит брань, тогда согласно апостолу надлежит показать подвиг; ныне «время благоприятное»[3], ныне «день спасения»[4]. И снова тот же великий вселенский учитель апостол Павел поучает нас, говоря: «Братья, не оставляйте упования
вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит, и праведный верою жив будет»[5]. Без веры же невозможно по сказанному угодить Богу, веровать же подобает приходящим к Богу, потому, что и взыскающим его мздовоздатель бывает. И снова что скажем к этому: если Бог по нас, то кто на нас. Если «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Бог, кого поемлет в избранники Божии, того оправдает Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем[6]«.
Ты же, брат Иона, почему страшные мысли имеешь, ведь ничто из грядущего не есть страшно. Что есть страшно; смерть ли, нет, она не страшна, потому, что вскоре в пристанище отходим; ограбления ли, наг изыдох, наг и отыду, или заточение, Господня земля и исполнение ее. Оболгания ли страшат, радуйтесь, когда будут поносить вас, ибо велика ваша награда на небесах. Видя меч, небо принимай, в ожидании смерти о смерти помышляй; В нынешних страданиях знай о небесных почестях; сохраняй и помышляй о горнем венце, чтобы предложенные подвиги были тебе во умиление и утешение». И сицевыми божественными словесы преподобный старец Евфросин, поучив старцу Иону, и обрати ум его весь к Богу, и к сим еще добавил: «Воля Божия да будет, но мы не устрашимся маловременнаго страха любви ради Христовы, на это и званы мы, то есть обеты свои Господу возложили, чтобы умереть на месте сем, имени Его ради». Напомнил ему самого Спасителя нашего Иисуса Христа сказанные слова: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто
может и душу и тело погубить в геенне»[7], где будет плачь и скрежет зубов, и снова, претерпевший до конца, тот спасен будет[8]».
Так преподобный укреплял на предлежащий подвиг инока Иону, и тот, вняв правдивым и полным сладких поучений речам старца Евфросина, остался с ним в обители.[9]
20 марта[10] преподобный Евфросин облачился во все схимническое одеяние и встал, ожидая окаянных убийц, у святого креста, поставленного им при основании пустыни. С ним был и инок Иона.
Пришедшие разбойники разграбили святую обитель и предали мученической смерти преподобных отцов Евфросина и Иону[11].
Оправившись от нападения разбойников, только 28 марта[12] смогли собраться люди и священники и с псалмопением предать земле тела преподобномучеников.[13]
Так, отринув малодушие и победив страх, преподобный отец Иона показал свою любовь и верность Господу. И ныне со всем сонмом мучеников предстоит Престолу Божию, созерцая Того, к Кому стремилась душа его и Кого ради он пролил кровь свою.
Ссылки:
[1] Житие преподобномученика Евфросина Синозерского. ЧерМО 69.(9-55; 1056/73), л. 9об (текст адаптирован к современному русскому языку).
[2] Там же
[3] См. 2 Кор. 6, 2.
[4] См.2 Кор. 6, 2.
[5] См. Евр.10, 38.
[6] См. Рим. 8, 33-39.
[7] См. Мф. 10,28
[8] Житие преподобномученика Евфросина Синозерского. ЧерМО 69.(9-55; 1056/73) л. 9 об.-11 (текст адаптирован к современному русскому языку).
[9] Там же. л. 11
[10] По новому стилю 2 апреля.
[11] Житие преподобномученика Евфросина Синозерского. ЧерМО 69.(9-55; 1056/73) л. 12 (текст адаптирован к современному русскому языку).
[12] По новому стилю 10 апреля.
[13] Житие преподобномученика Евфросина Синозерского. ЧерМО 69.(9-55; 1056/73) л. 13 (текст адаптирован к современному русскому языку).
Документы:
2. Яковцевский Г. Историческия сведения Синозерской пустыне Устюженского уезда Новгородской губернии и ея основателе св.преподобномученике Евфросине, Новгородском чудотворце. (Инок Иона упомянут на стр. 15, 18).