Мужской Кирилло-Новоезерский монастырь был основан в 1517 году в княжение великого князя Василия III Иоанновича преподобным Кириллом Новоезерским на Красном острове Новоозера. Большинство источников называет дату основания обители – 4/17 марта 1517 года. Свое название озеро берет от вепсского nova – «трясина, топь». Западные и северные берега Нов-озера низкие, болотистые, а само озеро в этих частях зарастает тростником, камышом, кувшинками. Остров называли Красным, то есть, «красивым», из-за монастырских построек. Огненным остров стали называть с 1990-х гг, имея в виду «геенну огненную».
Монастырь располагался на территории Белозерского уезда Новгородской губернии (современ. территория Белозерского района Вологодской области).
Преподобный Кирилл построил на Красном острове первые кельи и две небольшие деревянные церкви в честь Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери. После преставления основателя обитель продолжала расти и развиваться. Одним из щедрых дарителей монастыря был Иван IV Грозный, вложивший в 1584 году 1000 рублей деньгами, ризами, церковной утварью и передавший обители обширные земельные вотчины. К 1581 году относится первая сохранившаяся опись монастырского имущества, в которой перечисляются церковь Воскресения с приделом Николая Чудотворца, теплая церковь Богородицы Одигитрии с трапезной, часовня с «гробницей» преподобного Кирилла, небольшая колокольня, восемь келий, поварня, кузница и гостиный двор.
Начало каменного строительства в монастыре было положено иждивением любимца царя Алексея Михайловича – боярина Бориса Морозова, получившего в период народных волнений в Москве надежное укрытие в стенах Кирилло-Новоезерского монастыря. В 1649 году в Новоезерской обители на его средства был построен первый каменный храм Воскресения Христова. При закладке фундамента храма были обретены мощи преподобного Кирилла Новоезерского. Новый собор Воскресения имел три придела: в честь основателя монастыря преподобного Кирилла, великомученика Димитрия Солунского и святителя Николая Чудотворца – подобно прежней деревянной церкви. В 1685 году царевна Софья Алексеевна пожаловала 80 рублей на постройку каменной церкви Богородицы Одигитрии с трапезной палатой и церкви Алексея человека Божия.
9 марта 1722 года Новоезерский монастырь посетил император Петр Великий. Император пробыл в монастыре около трех часов, молился у гроба преподобного, осмотрел старую и новую гробницы, церковную утварь и монастырское имущество и читал в келлии настоятеля житие святого. Братия получила от имени императора и императрицы щедрые вклады. 15 марта Петр, присутствуя в Преображенском, приказал переложить мощи преподобного Кирилла из старой гробницы в новую. Это повеление было исполнено по распоряжению Святейшего Синода архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Иринархом.
В 1732 году императрица Анна Иоанновна пожертвовала обители 1000 рублей на всенощное молебное пение и строительство по нуждам братии. Позднее в монастыре была возведена новая колокольня при Никольском приделе (1739, 1780–1781), церковь святых праведных Захарии и Елизаветы (1742–1743), братские кельи (с 1755) и церковь первоапостолов Петра и Павла (1761–1766) над Святыми вратами, а так же различные хозяйственные помещения и монастырская ограда.
В 1764 году, в соответствии с законом о Штатах, обитель Кирилла Новоезерского была причислена к монастырям III класса. Лишенный земельных угодий, по преимуществу аграрный монастырь к концу столетия пришел в совершенное запустение. Монастырские здания в течение длительного времени не ремонтировались, а число братии к 1793 году сократилось до 10 человек, из которых только двое были пострижениками.
Новый расцвет обитель обрела во время настоятельства архимандрита Феофана Соколова. В течение первых 20 лет его управления монастырем были починены и перестроены все ветхие здания, возведены новые постройки, интерьеры церквей украшены стенным письмом и иконами искусной работы, а ризница пополнилась драгоценной утварью. 2 марта 1795 года произошло торжественное перенесение мощей преподобного Кирилла в новую серебряную позолоченную раку. Архимандрит Феофан ввел в монастыре общежительный устав. При нем число братии возросло до 80 человек, а в 1823 году благодаря его хлопотам монастырь получил разрешение на увеличение штата. В том же году императором Александром I архимандриту Феофану был пожалован наперсный крест, украшенный бриллиантами. Отец Феофан скончался 4 декабря 1823 года, прожив 39 лет в Кирилло-Новоезерском монастыре. Его приемники занимались поддержанием того облика монастыря, который сложился при архимандрите Феофане.
С приходом советской власти для Кирилло-Новоезерского монастыря наступили тяжелые времена. Он лишился земельных владений и монастырских ценностей, у братии были реквизированы одежда и имущество.В 1919 году все монастырское имущество, включая скот, обработанные и засеянные братией поля, перешло в ведение местного райсохоза. В обители еще некоторое время жили старые немощные монахи. Пропитание они добывали милостынею, обходя окрестные деревни.
В 1928 году Кирилло-Новоезерская обитель, просуществовавшая более 400 лет, была закрыта, ее церкви разрушены, а небольшая оставшаяся часть церковных ценностей передана в музеи. В 1928 году иконы, предметы церковного обихода вывезли в Череповецкий музей. Что стало с мощами преподобного Кирилла, открыто почивающими в раке в стенах Воскресенского собора, неизвестно.
С Кирилло-Новоезерским монастырем связано много великих имен: в первой половине XIX века в нем проходили послушание будущие русские святые – святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Пимен Угрешский, несколько лет возглавлял монастырскую братию преподобный Иаков (Поспелов). Преподобный Иаков был назначен настоятелем Кирилло-Новоезерского монастыря 19 марта 1857 года. Здесь он организовал больницу, в которой на излечении находилось 10 монахов, а также получали необходимую помощь все приходившие богомольцы. С присущей ему принципиальностью новый настоятель взялся за установление монастырского порядка в жизни братии, основной недостаток которой видел в злоупотреблениях вином. Настоятель запретил белозерскому земскому исправнику и управляющему белозерской акцизно-откупной компанией размещать на Красном острове т. н. выставки, где торговали вином во время местных ярмарок, чем нажил себе немало недоброжелателей. Тогдашний благочинный белозерских монастырей кирилловский архим. Феофан вступился за «древний» обычай проводить ярмарки около обителей, он писал о. Иакову: «Вы отказом своим учиняете урон и казне и вверенному Вам монастырю». Отцу Иакову удалось только отодвинуть размещение «выставок» на пять верст от стен монастыря. (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1853. Л. 150-157 об.)
После Октябрьской революции 1917 года монастырь был превращён в тюрьму для «врагов революции», поэтому, спустя десятки лет, его стали называть Белозерскими Соловками: в стенах обители отбывали срок заключения, были преданы смерти многие священнослужители, монахи, миряне. В 1930-е и 1940-е годы здесь была колония для политических заключенных в системе ГУЛАГа. В 1938 году здесь размещалась Новоезерская ИТК-14, после войны ИТК-6, ЛО-17, который в пятидесятые годы был реорганизован в лагерный пункт строгого режима.
После смерти Сталина в 1953 году колония была превращена в обычную тюрьму для опасных преступников. В 1956 в ИТК-17 был установлен строгий режим для мужчин, осуждённых в первый раз за бандитизм и убийство.
Свою историю ныне действующее учреждение отсчитывает с 1962 г., когда была создана ИТК-5, ставшая в 1988 г. правопреемником расформированной ИТК-8, расположенной в местечке Курдюг бывшего Шольского сельсовета.
В начале 1994 г. в соответствии с указанием ГУИН МВД РФ и приказом начальника УВД Вологодской области ИТК-5 реорганизовали в колонию особого режима для содержания лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.
Ныне на территории бывшего монастыря располагается тюрьма для заключённых, отбывающих пожизненную меру наказания.
Постройки монастыря
Центральный храм обители – Воскресенский собор с приделами святителя Николая Чудотворца и преподобного Кирилла Новоезерского. Это первый каменный храм, заложенный в 1649 г. С того времени он подвергался переделкам – собор расширили, над каждым из приделов устроили фронтоны в стиле классицизма, стены украсили росписью.
Церковь апостолов Петра и Павла в Кирилло-Новоезерском монастыре.
Адрес на 1917 г. : Новгородская губ., Белозерский у., о. Красный
Современный адрес: Вологодская обл., Белозерский р-н, о. Огненный
На территории Кирилло-Новоезерского монастыря находилась надвратная церковь апостолов Петра и Павла. Дата построения: 1768-1769г.
Краткое описание: каменная церковь в северо-восточном углу монастыря с братскими кельями в нижнем этаже. Единственный храм монастыря, не подвергавшийся перестройкам за все время существования монастыря.
Алексеевская церковь
В 1685 году на средства царевны Софьи Алексеевны в Кирилло- Новоезерском монастыре возвели теплую церковь Смоленской Богоматери с трапезной палатой и приделом Алексея человека Божия. Ежегодно, в день памяти этого святого при монастыре открывалась ежегодная ярмарка. Алексеевская ярмарка, приносившая немалый доход обители, просуществовавшая почти 250 лет, с 1649 по 1892 год.
М. Г. Курдюмов в отчете об археографической поездке в Белозерский край в августе 1919 года пишет: «В архиве монастыря имеется любопытный документ «Записная тетрадь торговым шалашам о празднике Алексея человека Божия 1713 г., марта в 17 день». В этой тетради подробно представлена картина расположения шалашей, кто их снимал, из какой местности был родом арендатор, что в шалашах продавалось и какая взималась арендная плата. По этой тетради всего собрано было денег 15 р. 8 денег. Это ранняя приходная книга. Из дальнейших приходных книг, которые, к слову сказать, сохранились далеко не за все годы, все же можно проследить картину постепенного роста шалашей, увеличения арендной платы и разнообразия в них продававшихся предметов и продуктов, от которых получали название целые торговые ряды, как, например, сбитенные, сыромятные, обжорные, питейные и харчевые. Алексеевская ярмарка несомненно имела большое значение для всего Новоезерского края и немало способствовала поднятию его экономического положения тем, что благоприятствовала сбыту произведений и оживлению промышленности. Это обстоятельство вызывало зависть в соседнем Белозерске, который затаил желание во что бы то ни стало (при содействии сильных мира) перевести ее к себе, предполагая, что если существовавшие в то время в нем две ярмарки — 9 марта и 5 августа — были ничтожны по торговым оборотам, то Алексеевская, когда будет переведена, привьется прочнее и с большими для Белозерска результатами. Поэтому сначала робко (в 1869 г.), а потом смелее стал изыскивать способы к осуществлению своей цели, пока не достиг ее в 1892 году. Таким образом, несмотря на жалобу, поданную монастырем в Сенат, которая была основательно мотивирована и подкреплена многими приговорами сельских обществ, Алексеевская ярмарка, просуществовав при монастыре более 2-х столетий, была переведена в Белозерск. Этот перевод ярмарки причинил монастырю большой материальный ущерб. Достаточно сказать, что администрация монастыря, не жалея своих скудных средств, построила специально длу ярмарки торговые помещения, стоившие ей не менее 40 000 р. и которые впоследствии были разобраны, как ненужные, не говоря уже о том, что монастырь лишился значительного дохода от торговцев и от богомольцев, которые стекались по поводу ярмарки на праздник св. Алексея. В настоящее время следы существования ярмарки при монастыре заметны лишь в двух шалашах, находящихся по обе стороны моста, соединяющего Сладкий остров с монастырем, и в приспособлениях, сделанных в стенах, с крышами внутри монастыря.
Церковь святых Захария и Елисаветы.
(Адрес на 1917 год: Новгородская губ., Белозерский у., о. Красный
Адрес: Вологодская обл., Белозерский р-н, о. Огненный)
Эта небольшая бесстолпная церковь была устроена в обители при больничных палатах в 1742 -1743 годах. Церковь была каменной, имела одну главу.
Спустя три года при игумене Феологе церковное здание и больницу покрыли тесом. В 1746 году церковь освятил новый настоятель обители игумен Феоктист. Около 1775 года от случившегося при игумене Луке пожара она была повреждена и снова возобновлена тем же игуменом в 1786 году.
Церковь располагалась на южной стороне от Воскресенского собора, была одноэтажною и казалась по внешнему виду недостроенной. Поэтому во время настоятельства архимандрита Феофана (Соколова), выдающегося подвижника веры и благочестия, возродившего пребывавшую в упадке обитель, в 1802 году церковное здание преобразовали — значительно расширили и сделали двухэтажным: над четвериком возвели восьмерик с луковичной главой. Купол возвели каменный, покрыли его листовым железом и окрасили медянкою; колонки около шейки и главки обили белым железом; на главке установили железный крест. Церковь устроили на втором этаже, а в нижнем этаже разместили обширную братскую трапезную с кухнею, хлебною и помещением для служителей. 25 сентября 1803 года церковь была освящена.
В одной связи с этими зданиями, к западу от трапезной церкви, в 1801 году, вместо прежней, примыкавшей к северной стороне собора, была построена каменная, красивая колокольня с боевыми часами. Купол колокольни покрыли оцинкованным железом, главку обили белым железом с таким же крестом.
Двухъярусная колокольня была устроена над новыми (южными) проездными воротами, по обеим сторонам которых, в связи с колокольнею, выстроили двухэтажные каменные здания с келиями в верхнем этаже и разными хозяйственными постройками (в том числе мережной — помещением для рыбаков) в нижнем. За воротами, среди ограды, была устроена небольшая, но удобная гавань.
Колоколов на колокольне было двенадцать. Самый большой колокол весом 198 пудов (1 пуд = 16,38 кг) 18 фунтов (1 фунт=8,16 кг) был повешен в 1872 году при архимандрите Никаноре.
30 марта 1906 года во время пожара церковь и колокольня сгорели. Они были поновлены с наружной стороны в прежнем своем виде архимандритом Митрофаном (был настоятелем в 1891— 1911 годы, переведен из Николо-Беседного монастыря). Трудами настоятеля архимандрита Иоанна (настоятель монастыря с 1911 года, был прежде иеромонахом Нило-Сорской пустыни) церковь была восстановлена в первоначальном виде и внутри.
Гонения на Церковь в годы советской власти не обошли обитель стороной. В 1927 году храмы в монастыре были опечатаны и богослужение прекратилось. В 1929 году монастырь был закрыт, а в его строениях из-за удобного островного положения была размещена колония для политических заключенных в системе ГУЛАГа.
Ныне на территории бывшего Кирилло-Новоезерского монастыря располагается тюрьма для заключённых, отбывающих пожизненную меру наказания. В настоящее время корпус с бывшей колокольней занимает особенное место в колонии – здесь силами заключённых обустроена молельная комната. На стенах размещены иконы, большинство из которых написано самими жителями колонии. Не смотря на произошедшие перемены, здесь и теперь звучит молитва…
Церкви, приписные к монастырю
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери на Кобылиной горе. (д. Карл Либкнехт, Белозерский район).Церковь каменная, построена в 1832 году. Престол один — Иконы Божией Матери «Тихвинская». Церковь относилась к Кирилло-Новоезерскому монастырю. В Тихвинской церкви находилась чудотворная икона Богоматери, принесенная сюда преподобным Кириллом.По преданию, с Кобылиной горы, расположенной на берегу оз. Нового (Новозеро), преподобный Кирилл увидел огненный столп на Красном острове, на котором и основал монастырь.В память этого события, дважды в год — 4 марта и 26 июня, совершался крестный ход из Кирилло-Новоезерского монастыря на Кобылину гору.
Андозерская Успенская церковь (с. Усть-Андога, Белозерский район).
Новгородская губерния, Белозерский уезд, Перкумская волость, Андозерский Успенский погост – Вологодская область, Белозерский район, Визьменское с/п, с.Усть-Андога.
Церковь деревянная, основана в 1798 (1797) году, перестроена в 1892 году.
Престолы:
Успения Пресвятой Богородицы — главный;
Преподобного Кирилла Новоезерского.
В 1831 году Андозерская Успенская церковь была приписана к Андозерской Троицкой.
В Новгородском сборнике, изданном в 1865 году под редакцией Н.Богословского, указано:
«Приписная церковь Успенская, что на устье реки Андоги, деревянная, по малочисленности прихода причислена в 1831 году к Троицкой церкви на Андозере, отстоит она от самостоятельной церкви зимним путем на 6 верст, а летним на 9; построена вновь в 1797 году. Она обращена в приходскую церковь из пустыни Андозерской, управляемой строителями-иеромонахами, о чем говорит надпись на колоколе: «вылит был сей колокол при строителе Иоанне». Носится молва, что пустынь приписана была будто бы к Кирилло-Новоезерскому монастырю. Из метрических книг 1779 (?) года видно, что пустынь обращена была в приходскую церковь, а именно Успенскую, что на устье реки Андоги, и что при ней были уже священник, дьячок и пономарь. Замечательна по ценности и художеству риза на иконе Успения Божией Матери, она серебряная, а венцы на ликах вызолоченные, весом 16 фунтов и 23 золотника. Доставлена эта риза в церковь от покойной помещицы Елизаветы Бровцыной из С.-Петербурга».
(Новгородский сборник под редакцией Н.Богословского. Выпуск I. Издание Новгородского статистического комитета. Новгород. 1865.)
Статья написана сотрудницей Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии Е.А. Силиной
При написании статьи использована литература:
1.Куликова О.В. Коллекция предметов из Кирилло-Новоезерского монастыря в собрании Череповецкого Музейного Объединения.
2.Сазонова Т.В. Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Христова мужской монастырь.
Источники:
Документы из архивов Кирилло-Новоезерского монастыря
Презентация