Обитель Святыя Живоначальныя Троицы и Воскресения Христова была в 14 веке основана учениками преподобного Сергия Радонежского — преподобными Афанасием и Феодосием. Позднее монастырь получил наименование Череповского Воскресенского.
До наших дней сохранилось очень мало сведений о первых веках существования обители, т.к. монастырь был разорен во время польско-литовского нашествия в начале XVII века, большинство письменных источников было утрачено. Первое сохранившееся документальное упоминание о Воскресенском монастыре относится к 1449 году. Данным годом датируется грамота, данная обители белозерским князем Михаилом Андреевичем[1]. Уцелел Синодик 1587 г. и вкладная книга монастыря 1568 г.
Духовные традиции, принесенные святыми основателями Воскресенского монастыря из обители преподобного Сергия, принесли богатые плоды. Так, с историей монастыря связаны не только имена преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, но и другие прославленные Церковью святые: преподобный Сергий Шухтовский — подстриженник Воскресенской обители, основатель Покровского Шухтовского монастыря; преподобный Макарий Унжемский, подвизавшийся в монастыре, и преподобный Даниил Шужгорский, жизнь которого также связана с Воскресенским монастырем.[2]
В обители Воскресения Христова не редко можно было встретить схимника, что говорит о высокой подвижнической жизни монастырской братии, о стремлении к идеалам монашества.[3]
В монастырском синодике особо помечены имена подвижников, вызвавших особое уважение братии. К их числу относятся иноки-схимники Сергий (возможно речь идет о преподобном Сергии Шухтовский) и Севастиан (скорее всего речь идет о преподобном Севастиане Сóхотском), а также иеромонах Иосиф («священный ерей Иосиф»), иеросхимонах Давид (священный инок-схимник Давид) , — (преставились до 1526 г., Даниил. юродивый Феодор (преставился в 1578 г.).
Этот славный подвижнический цветник Господь благоволил украсить и мученичеством. В годы Смутного времени шайки литовцев, поляков и русских лихих людей безнаказанно опустошали пределы Отечества. В поисках наживы они грабили и сжигали монастыри и храмы, убивали священников, монахов и мирских людей. Не избежала этой горькой участи и славная обитель Воскресения Христова.
В 1610 году толпы разбойников ворвались в Череповецкий Воскресенский монастырь. Ими был сожжены храм Воскресения Христова, монастырские кельи, житницы, ограда, уцелел только Троицкий храм.
Братия монастыря приняла мученическую смерть от руки нечестивцев, предав свои кроткие души в руки Бога. Некоторые имена этих невинных страдальцев нам известны из монастырского синодика: архимандрит Моисей (Арцыбашев), схимонах Игнатий, схимонах Венедикт, иеромонах Фока. Также пострадали иноки, послушники и слуги монастырские. Синодик упоминает «Андрея, Василия, Ивана, Родиона, Стефана огнем сожженных».[4] Часть братии монастыря спаслась бегством, и, после того как убийцы ушли, вернулась на пепелище родного монастыря. Им предстояло возродить поруганную обитель, но для этого тяжелого начинания нужен был опытный руководитель.
Воскресенский монастырь в те времена принадлежал к Патриаршим владениям и поэтому назначить игумена мог лишь сам Патриарх, что в то время невозможно было сделать, так как Патриарх Ермоген был посажен в тюрьму.
Братия монастыря решилась избрать из своей среды строителем Меркурия, по всей видимости бывшего иеромонахом. Но в 1613 году снова повторился набег лихих людей на Воскресенский монастырь, во время которого был убиен строитель Меркурий.[5]
По примеру святых преподобномучеников в обители Саввы Освященного, Иерусалимского убиенных, насельники Воскресенского монастыря приняли мученические венцы из рук Спасителя, засвидетельствовав Ему свою преданность и показав образ кротости и смирения. Хотя они и могли бы при желании, оставив монастырь, спастись от разбойников, но, видимо, не захотели покинуть обители, в которой приняли на себя иго Христово; умерев для мира, они не боялись смерти, во всем полагаясь на Бога. И когда воле Божией угодно стало подвергнуть их тяжкому испытанию, они покорно смирились перед Промыслом Божьим, приняв от рук злодеев мученическую смерть.
Как пишет протоиерей Григорий Дьяченко, «изумительны пути промысла Божия, допустившаго невинных, по-видимому, людей пострадать от руки злодеев. Быть может Господь чрез допущение мученической кончины от рук злодеев преподобных отец восхотел их увенчать мученическим венцом и вместе с сим сделать их причастниками большаго блаженства в царствии небесном; быть может здесь были иныя причины, которых мы не будем изследовать своим слабым умом, ибо пути промысла Божия всегда премудры и всеблаги, но неисповедимы».[6]
В 1995 году во время археологических раскопок на территории Воскресенского собора было найдено братское захоронение времен разорения монастыря в XVII веке, состоящее их 16 тел, имеющих следы насильственной смерти. Ввиду того, что по братской могиле должна была пройти траншея водопровода, обнаруженные при раскопках погребения были перенесены и перезахоронены восточнее Воскресенского собора.
4 ноября 2002 года на месте захоронения был поставлен Поклонный крест в память о монахах и иноках Воскресенского монастыря, невинно убиенных в Смутное время.
Авторы статьи:
сотрудники Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии священник Сергий Бондарь, Е.А. Силина.
Сноски:
[1] ИРИ. Т. 6. С. 656.
[2] Афетов Л.В. ссылается на синодик Воскресенского монастыря.//Афетов Л. В. Исторический очерк бывшего Череповского Воскресенского монастыря и его земельных владений. Череповец, Череповецкое музейное объединение, 2010. С 97-103.
[3] Там же с. 97.
[4] Там же с. 113-115.
[5] Там же с. 117.
[6] Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Месяц март. Двадцатый день. II.
Иноки и монахи Воскресенского Череповского монастыря, невинно убиенные в Смутное время.