Канонизация святых и богослужебные вопросы. Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года

Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе  Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года

Канонизация святых и богослужебные вопросы

Центром, жизни Церкви является богослужение. Поэтому неприемлемыми представляются отдельные попытки как архаизации, так и модернизации богослужебной традиции. Первое подчас выражается в искусственном, а порой и неумелом применении «древлеправославной» практики за пределами единоверческих храмов или в придании знаменному распеву значения якобы единственного подлинно церковного певческого стиля. Лучшие образцы этого распева несомненно принадлежат к сокровищнице церковного искусства, однако Церковь знает и другие стили пения, прочно вошедшие в ее литургическую практику. Наша задача заключается в том, чтобы сохранять и развивать все лучшее в нашей многовековой, многообразной церковно-певческой традиции. Наблюдается и крайность, противоположная упомянутой, состоящая в стремлении насыщать службу скорее концертными, нежели церковными песнопениями, произвольно сокращать и упрощать богослужение, самочинно и неграмотно редактируя богослужебные тексты.

Говоря о проблемах современной гимнографии, хотелось бы отметить, что тексты, поступающие в Синодальную богослужебную комиссию из епархий, зачастую требуют полной переработки, что значительно затрудняет процесс введения новых служб в обиход. Епархиальным Преосвященным следует уделять больше внимания работе епархиальных богослужебных комиссий и требовательней относиться к качеству их работы, а в случае необходимости — привлекать специалистов из ведущих духовных школ.

Одной из важнейших тем Архиерейского Собора 2011 года стал вопрос о сохранении и распространении памяти новомучеников и исповедников российских. В отдельном соборном документе синодальным учреждениям и епархиям был дан ряд конкретных поручений, направленных на то, чтобы имена новомучеников и их подвиги получили более широкую известность как среди церковного народа, так и в обществе в целом. Большинство этих поручений в той или иной степени исполняются, хотя все же пока рано говорить о полноценной реализации постановлений Освященного Собора. Высший Церковный Совет в октябре прошлого года констатировал, что не вполне удовлетворительные результаты работы в этом направлении связаны с отсутствием единого координирующего центра. Каждый Синодальный отдел действует автономно и порой по остаточному принципу, а епархиям не к кому обратиться с возникающими вопросами. В связи с этим Священный Синод в заседании от 25-26 декабря 2012 года (журнал № 124) образовал под моим председательством Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских, который несет ответственность за разработку и осуществление мер, направленных на то, чтобы должным образом сохранялась и возгревалась память в народе нашем о подвиге пострадавших в годину гонений.

Мы благодарны Господу, явившему нам уже немало имен новомучеников и исповедников Российских. За последние годы в России изменилась законодательная база, регламентирующая правила допуска к архивным материалам. У этих решений, несомненно, была рациональная основа. Однако практика их реализации сильно затруднила исследовательскую работу, осуществляемую для принятия решений о включении новых имен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Напомню, что порядок включения нового имени в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских, определенный канонизационным Деянием Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года, состоит в следующем: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых»[1]. Обращаю внимание на то, что в соответствии с этим постановлением невозможна канонизация новомучеников как местночтимых святых.

Священный Собор Православной Российской Церкви 5 (18) апреля 1918 года определил: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». В новейшее время Архиерейский Собор 1992 года определил: «Установить празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного»[2]. Вместе с тем, Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви 1981 года постановил: «Общий праздник Российских новомучеников и исповедников устанавливается в воскресный день между 22 и 28 января по православному календарю». В результате день празднования Собора новомучеников и исповедников российских в отдельные годы по-разному определялся в календарях, принятых в Русской Зарубежной Церкви и Церкви в Отечестве. Синодальная богослужебная комиссия, изучив вопрос, поддержала практику, установленную Собором 1981 года. Согласно этой практике, если 25 января приходится на дни от понедельника до среды, празднование Собора новомучеников и исповедников российских совершается в предшествующий воскресный день, если же 25 января бывает в четверг, пятницу или субботу, празднование совершается в последующее воскресенье. Такой порядок, имеющий прецеденты в церковном уставе[3], позволяет, в частности, избежать совпадения празднования Собора новомучеников с памятью святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января). Предлагаю Освященному Собору обсудить эту тему.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2004 году в лике местночтимых святых Курганской епархии был прославлен преподобный Далмат Исетский. Сегодня Преосвященные ряда епархий Урала и Зауралья, Сибири, Казахстана и Поволжья свидетельствуют о почитании преподобного Далмата в пределах их епархий. Священный Синод, изучив вопрос, констатировал наличие всех необходимых условий для общецерковного прославления преподобного Далмата. Руководствуясь Уставом Русской Православной Церкви[4], согласно которому подвижник может быть причислен к лику общецерковных святых решением Архиерейского Собора, и во исполнение определения Священного Синода от 26 июля 2012 года (журнал № 75) ставлю перед членами Освященного Собора вопрос об общецерковном прославлении преподобного Далмата. Более подробно об этом доложит Преосвященный епископ Панкратий, когда мы приступим к рассмотрению соответствующего пункта повестки дня.

 

[1] Пункт 14.

[2] Пункт 5 Деяния о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), Великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918).

[3] К примеру, празднование памяти Святых отец шести Вселенских Соборов и празднование памяти Святых отец седьмаго Вселенского Собора.

[4] Часть д пункта 4 главы III.