Икона Пресвятой Богородицы «Воронинская»

Яв­ле­ние Во­ро­нин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло 15/28 июня 1518 го­да в 12 км к югу от г. Че­ре­пов­ца  Вологодской области на ме­сте ны­неш­не­го по­го­ста близ де­рев­ни Во­ро­ни­но Череповецкого района. По­но­марь церк­ви Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла се­ла Ильин­ское Иоанн,  воз­вра­ща­ясь из Конечновского леса, уви­дел на огром­ной ли­пе светящийся, как солнце, об­раз Бо­го­ро­ди­цы. По­ра­женный Иоанн, го­ря­чо по­мо­лил­ся Богородице и отправился до­мой, но сбил­ся с пути. Уди­вил­ся по­но­марь, так как ни­ко­гда до это­го не те­рял­ся в ле­су. По­сле дол­гих блуж­да­ний снова он ока­зал­ся у  де­ре­ва с об­ра­зом Бо­го­ро­ди­цы.
По­няв, что  про­ис­шед­шее с ним  не слу­чай­но­сть, что Са­ма Бо­жия Ма­терь  про­сит взять Ее ико­ну и по­ме­стить в хра­ме, Иоанн с бла­го­го­ве­ни­ем снял образ с де­ре­ва, от­нес в се­ло Ильин­ское и по­ста­вил в церк­ви Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла, сообщив о слу­чив­шем­ся мест­но­му свя­щен­ни­ку иерею Ан­дрею.
Про­ис­хо­ди­ло  опи­сан­ное на­ка­нуне вос­кре­се­нья. На сле­ду­ю­щий день, при­дя  в цер­ковь,  отец Андрей ду­мал по­ка­зать об­ре­тен­ную ико­ну  прихожанам, но икона таинственным образом исчезла. То­гда свя­щен­ник в надежде на повторное обретение иконы пред­ло­жил по­но­ма­рю вернуться на место, где тот нашел икону.
При­дя в Ко­неч­нов­ский лес, они с ве­ли­кой ра­до­стью уви­де­ли на де­ре­ве об­раз Бо­го­ро­ди­цы. С пла­чем при­па­в к нему, они про­сили ми­ло­сти и заступления у Вла­ды­чи­цы.  Бла­го­го­вей­но сня­в ико­ну с де­ре­ва, они снова пе­ре­нес­ли ее в свою цер­ковь, по­ста­ви­ли в ал­та­ре и от­слу­жи­ли пе­ред ней мо­ле­бен.
Но на следующий день, придя в храм, они снова не обнаружили в нем иконы.  Страх и тре­пет объ­ял их. Они по­ня­ли, что это де­ло не че­ло­ве­че­ское, а Бо­жие.  Со­звав при­хо­жан, отец Андрей  рас­ска­зал им о чу­де, по­сле че­го ве­ру­ю­щие со све­ча­ми и све­тиль­ни­ка­ми, возглавляемые  свя­щен­ни­ком, отправились в лес на ме­сто об­ре­те­ния ико­ны. Бы­ла в чис­ле их и сле­пая от рож­де­ния де­ви­ца Фе­о­до­сия.
При­дя на ме­сто, бо­го­моль­цы уви­де­ли на де­ре­ве об­раз Богородицы, ко­то­рый све­тил­ся незем­ным све­том. Свя­щен­ник, по­но­марь и  мно­же­ство на­ро­да, го­ря­чо по­мо­лив­шись, ста­ли по оче­ре­ди при­кла­ды­вать­ся к иконе. При­ве­ли к ней и сле­пую де­ви­цу Фе­о­до­сию, ко­то­рая ста­ла про­сить: «О, Вла­ды­чи­це ми­ра, хри­сти­ан­ская По­мощ­ни­це, Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­це, дай мне об­раз Твой ви­деть и об­ло­бы­зать мно­го­чу­дес­ное яв­ле­ние Твое!». Со­тво­рив на се­бе крест­ное зна­ме­ние, Фе­о­до­сия воз­ве­ла очи свои на де­ре­во, и вне­зап­но уви­де­ла на нем светящуюся, как  солнечный свет, ико­ну, и пол­но­стью ис­це­ли­лась от сво­е­го неду­га.
С то­го вре­ме­ни про­сла­ви­лась ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы мно­ги­ми чу­де­са­ми, чис­ло ко­то­рых не под­да­ва­лось ис­чис­ле­нию: сле­пые про­зре­ва­ли, хро­мые хо­ди­ли, одер­жи­мые нечи­сты­ми ду­ха­ми очи­ща­лись.
По со­ве­ту иерея Ан­дрея ря­дом с ли­пой бы­ла устро­е­на ча­сов­ня, ку­да был бла­го­го­вей­но по­ме­щен яв­лен­ный об­раз Вла­ды­чи­цы. Спу­стя  вре­мя здесь об­ра­зо­ва­лась Успен­ская Во­ро­ни­на пу­стынь, поль­зо­вав­ша­я­ся боль­шим по­чи­та­ни­ем сре­ди па­лом­ни­ков. В 1688 го­ду Во­ро­ни­на пу­стынь бы­ла при­пи­са­на к Че­ре­по­вец­ко­му Вос­кре­сен­ско­му мо­на­сты­рю, по­сту­пив в раз­ряд Пат­ри­ар­ших вла­де­ний. Сла­ва пу­сты­ни бы­ла столь ве­ли­ка, что в 1764 го­ду ее не упразд­ни­ли по­доб­но аб­со­лют­но­му боль­шин­ству дру­гих во­ло­год­ских оби­те­лей, а оста­ви­ли на сво­ем со­дер­жа­нии. Прав­да, в 1792 го­ду оби­тель при за­га­доч­ных об­сто­я­тель­ствах сго­ре­ла, а ее бра­тия бы­ла пе­ре­ве­де­на в Филип­по-Ирап­скую пу­стынь.
Яв­лен­ная же ико­на, со­глас­но пре­да­нию, бы­ла по­хи­ще­на. Пред­по­ла­га­ют, что об­раз ви­де­ли в Юг­ской До­ро­фе­е­вой Пу­сты­ни Яро­слав­ской епар­хии. В 1794 го­ду на ме­сте сго­рев­шей оби­те­ли был об­ра­зо­ван цер­ков­ный при­ход, в ко­то­ром в 1804 го­ду по­стро­и­ли  ка­мен­ную цер­ковь в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри с при­де­ла­ми в честь Рож­де­ства Иоан­на Пред­те­чи и свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Ее руи­ны со­хра­нились до нашего времени.
На­зва­ние чу­до­твор­ной Во­ро­нин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и об­ра­зо­ван­ной на ме­сте её яв­ле­ния пу­сты­ни пошло от про­зви­ща на­сто­я­те­ля оби­те­ли Мар­ка Во­ро­ны, жив­ше­го в XVI ве­ке.  Отсюда произошло и  на­зва­ние де­рев­ни.
В «Ска­за­нии о Во­ро­нин­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри» XVIII ве­ка ико­ну на­зы­ва­ют «Оди­гит­ри­ей Во­ро­нин­ской», так как в древ­но­сти Оди­гит­ри­ей (Пу­те­во­ди­тель­ни­цей) ча­сто на­зы­ва­ли не об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри, а Са­му Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу.
Ныне воз­рож­де­но за­бы­тое празд­но­ва­ние Во­ро­нин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в со­от­вет­ствии с древ­ней тра­ди­ци­ей: в день ее ис­то­ри­че­ско­го яв­ле­ния 15/28 июня. Традиционно, накануне дня празднования, 27 июня из с.Конечное Череповецкого района совершается крестный ход в Воронино, к месту явления чудотворной иконы  (протяженность пути составляет 6,5 км.), по завершении которого в храме в Воронино  совершается всенощное бдение.

Тропарь иконе Божией Матери «Воронинская», глас 2

Скорую помощницу и ходатаицу теплую,/ Тя, Пречистую Богородицу песнословим,/ прославляюще явление пречудныя иконы Твоея Воронинския,/ пределы  Череповецкия озарившую,/людем с верою притекающим к Ти помощь скоро дарующую./ Моли, Владычице Премилостивая,/Сына Твоего, Иисуса Сладчайшаго//  спастися душам нашим.

Кондак иконе Божией Матери «Воронинская», глас 5

Богатую в милости Тя почитающе,/ зовем Ти, Пречистая Владычице:/ не забуди, Благосердая, люди Твоя,/к иконе Твоея чудотворныя Воронинския с верою прибегающих,/и велигласно вопиющих Ти:/Радуйся, Благодатная Дево,// нас сирых попечением Своим не оставляющая.

Тропарь и кондак  иконе Божией Матери «Воронинская» благословен епископом Череповецким и Белозерским Флавианом в пределах Череповецкой епархии.

 

Исторические документы

Библиография