Ангел
Больше всего просите смирения: кто смирен, терпелив и послушлив, тот вместо ангела Божия; а кто сомнителен, горд и утверждается на своем мнении, это дела вражеские…
Каждый из вас имеет при себе Ангела хранителя: потому и читается всякий день канон ему. Опасайтесь, чтобы не отогнать его худыми делами. Святии архистратизи Божии Михаиле и Гаврииле и прочие небесные силы, молите Бога о мне! Святии вси, молите Бога о мне! вот эту молитву можно говорить, и сидя и лежа, и ходя…
Апостолы
Апостолам, посылая на проповедь, Он повелел ничего не брать с собою на путь: ни меди, ни жезла, и сказал: прокаженных очищайте, бесов изгоняйте, мертвых воскрешайте (Матф. 10, 8. 9).—Вот какое напутие дал! Чем же они побеждали? Терпением.
Иисус Христос посылал святых Апостолов на проповедь, обращать к Господу Богу, проповедовать всем царствие Божие; и чем же они побеждали? Кротостью, терпением, увещанием. Он не велел брать ничего на дорогу, только благодать Его была с ними; не войною, не не силою, не деньгами, а только смирением и терпением все преодолели.
Благодарение Бога
Если будем переносить терпеливо, без ропота, без смущения, а с благодарением всякое искушение, то душевная наша одежда просветится; и в здешней-то жизни сколько будем счастливы.
Какое должно нам благодарение воссылать за все Его милости, что Он нас всеми благами снабдил в здешней жизни, да еще превосходнее сего обещал вечно с нами царствовать на небеси.
Благодать
Господь Бог за смирение дает благодать.
Пока мы все в смущении, в огорчении и слов досадных переносить не будем, до тех пор благодать Божия не вселится в сердца наши.
Конечно, мы немощны, но благодать Божия, следуя хотению нашему, может содействовать тому, что не попустит нас, до падения.
…благодать Божия всегда с нами и готова всем нам помогать, только смиряйте себя.
Ведь это не ложно сказано, что, если коснется благодать, то такое нетленное сокровище получив, ничего уже внешнего не пожелает (душа -коммент. Силиной Е.А.).
Благодать Божия печется о нас, а мы пребываем как нечувствительные; враг ослепляет нас и делает подручными себе, и мы непрестанно грехи ко грехам прибавляем, и тем прогневляем Всещедрого Отца нашего, столь много возлюбившего нас.
Блаженство
Когда бы вы совершенно прилепились к Господу Богу, так еще и в здешней-то жизни блаженны были.
Бог
Бог знает, что нам на пользу, и по своей премудрости жизнь нашу устрояет.
Бога изобразить никто не может: Неописанный и Невообразимый даже Ангельским умом постигнут быть не может. А себя уже должно вообразить и представить червячком.
Господь зовет нас непрестанно, чтобы мы к Нему обратились.
Господь Бог знает, что вам надобно; взывайте к Нему: да будет воля Твоя!
Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори; а посему Он также и с нами здесь, и не надобно думать, чтоб Он был присутствием Своим только в небе: Его искать надобно более в сердце.
Спокойствие душевное, просвещение ума, — всегда с Богом быть.
Пред Богом надобно стоять со страхом и трепетом, чтобы как глава, так и мысль была преклонена. Все понемножку Бог исправит, когда будем просить Его; вот ведь мы видим, такие же люди были, которые Господу угодили; довольно того, что оставили все мирские пристрастия.
Богородица
Прибегайте во всех нуждах ваших к Матери Божией: Она во всем нам помогает, заступает нас и хранит. Молитесь: даруй мне знать и чувствовать Твои благодеяния, Мати Божия, не остави мене грешную погрязнути в нечувствии.
Твердо верьте, что когда читаете Архангельское приветствие, Она невидимо присутствует и сплетает вам венец. Иисус Христос предызбрал Ее в Матерь Себе, чтобы Она о грешных ходатайствовала. Кто о Святой Богородице беседует только, и за то великое воздаяние будет: Она за всех ходатайствует. Пресвятым Ее молитвам все возможно!
Пресвятую Богородицу с каждым своим дыханием призывайте; на каждый вздох, что вздохнули, то в уме и вообразите молитву к Ней. Иногда повторяйте Архангельское благовестие, и иногда милости Ее просите, чтобы Она умилостивила к вам Сына Своего, предстала бы вам в помощь в час смертный.
Во время душевных смущений и волнений ваших читайте краткие молитвы: “Господи, помилуй! Сыне Божий, помилуй мя грешную! Пресвятая Богородице, помози ми! Не остави мене! Умоли Сына Твоего о мне грешней!”
Богоугождение
Если угодим Богу, то всегда будем новое видеть, одно другого приятнее и увеселительнее; будем в непрестанном восхищении, в радости и в благодарении Богу; будем из блаженства переходить в блаженство.
Болезнь
В болезни говори: Господи, помилуй!, — и этого довольно!
С благодарением кто претерпевает болезни, того Господь скоро посетит, а кто за болезнию не ходит в церковь, тот не должен сомневаться, но говорить: “Да будет воля Твоя! Виждь труд мой и болезни моя, и остави вся грехи моя!” Быть выше сил не требует.
Борьба духовная
Возведите очи ваши во время брани не только внешние, но и внутренние ко Господу сил, и так избегнете сетей вражьих.
Почитайте себя землею и пеплом: ничто так не может против вражьих браней стать, как смирение…
Враг льстит и борет, мы должны противоборствовать ему, не вникать умом внушениям его и лести, и перекреститься.
Вера
Вера наша несомненная, вера наша из Иерусалима, как Пророк провозвестил; яко от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима (Мих. 4, 2).
Что касается до веры, вы читаете: «верую во единаго Бога Отца Вседержителя Творца небу и земли, видимым и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже… и проч. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящего… и проч. Во едину святую соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение, во оставление грехов…» Из сего исповедания веры изволите приметить: мы все веруем в Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго. и сии три лица по существу един есть Бог, и святая соборная, и апостольская Церковь во всей вселенной едина есть, а другой в свете нет.
Воля Божия
Чтобы ни случилось, да будет воля Твоя святая!
Надобно повиноваться и предавать себя воле Божией которая состоит в том, чтоб слушать, что старшие говорят, предписывают, и во всем повиноваться им; а не следовать своей волу и мыслей своих не слушать: в этом и заключается воля Божия; исполняя ее, не будет и, искушений.
Ежели волю-то свою исполнять, то придется не исполнить воли Божией. Воля-то наша разлучает нас от Бога как стена медная становится между Им и нами, говорит авва Дорофей. Ведь мы всегда желаем получить что-нибудь бездельное, только бы по нашему; а чрез это теряем сокровище небесное! Куда же придем мы со своей волей? Не придем в царство небесное!
Время
Вместо того, чтобы время посвящать Богу, мы посвящаем его своим страстям. После будем сожалеть, — но потерянного времени не возвратим.
Выговор
Зри: А если наставляют и делают выговоры, то оными дорожи, как драгоценным бисером; это драгоценное сокровище выговоры; отрекаясь их, отрекаешься своего спасения и отпадаешь от Бога.
Высокоумие
А высокоумие или высокомнение в помрачение приводит, что не могут истины понять совершенно.
Ты не чувствуешь милостей Божиих? Все высокоумие, что мы совершенно не прилепились к Господу Богу! Все для нас тяжело, все скучно, все в неудовольствии, все в прискорбии, все тягостно.
Кто сам о себе хорошо мыслит, это значит высокоумие, и что такой человек под гневом Божиим.
Гордость
Гордостью одной можно погибнуть, а смирением одним спастись.
Где же гордость – тут тщеславие, вражда, тут – смущение, ссоры, и зло всякого рода.
Дар Божий
Не надобно тщеславиться, думать: я хорошо пою, у меня голос лучше: ведь это не наше это дарование Божие!
Диавол
Диавол старается мысль нашу смутить, осквернить, а мы попечемся освящать ее молитвою — и козни его будут недействительны.
Враг, диавол, может представить такое зеркало душевным очам нашим, что все чужие недостатки и грехи будешь видеть. Удобно смотреть более на самих себя. Христос Господь говорит: в своем глазу не видишь бревна, в чужом и маленький сучок тебе кажется бревном. Это и есть дух пытливый, дух гордости, дух тщеславия. Избави, Боже, от сего душепагубного духа! Враг представит тебе то, чего не бывало, а ты им влагаемое примешь, смутишься и будешь ему подручна. Смотри лучше за своими недостатками, непрестанно о них помышляй, и старайся исправиться без отлагательства.
Добро
Христос сказал, что в двух заповедях состоит весь закон: в любви Божией и ближнего. Он велел любить врагов и не только любить их, но и добро творить им: “Любите враги ваша, благословите клянущии вы, добро творите ненавидящим вас, и молитесь за творящих вам напасть, и изгоняющия вы, яко да будете сынове Вышняго”.
Добродетель
Всякий грех мерзок пред Богом, а всякая добродетель благоприятная Ему жертва, и чтоб всегда с Богом быть, а грехов яко яда змиина смертоносного бояться.
Вот вам я предлагаю Апостольское слово, что вы избраны Богом и должны пребывать в любви к Нему, а между собою в любви взаимной непорочной, бесстрастной и святой. Сам Господь изволил сказать ученикам Своим: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир, Аз даю вам (Иоан. 14, 27). Итак должно нам сию небесную добродетель исполнять с усердием, подражая Небесным жителям и просить Его Божественную благость, чтобы Он сохранил нас от раздоров, ненависти, зависти, вражды и злобы, а утвердил в мире, тишине и спокойствии в смирении, терпении, в любви между собою.
Рассуждение есть самая первая добродетель.
Вера, надежда, любовь – три добродетели великие. Вера, покуда мы живем теперь, верим, но не видим; вера прейдет, когда получим; надежды уже там не будет, а любовь умножаться будет.
Одно смирение восполнит все добродетели.
При всех добродетелях твоих, если подумаешь о себе, что ты нечто, вот и погибла; а лучше думай: я грешна и хуже всех.
Покуда не достигнешь смирения, в спокойствии быть не можешь никак: все из страсти в страсть, как из пропасти в пропасть, враг будет поревать тебя; а когда будет смирение, так тут все добродетели: это как цепь священная.
Добрые дела
Делайте дела Божия, дондеже есть день, а когда уже во гроб вселимся, тогда в этом мрачном доме нечего делать.
Утверждайтесь во истинном исповедании святой нашей православной веры, и приложите ко оной и Богоугодные ваши дела, чрез что получите та благая, яже уготова Бог любящим Его.
Долг
Долг наш пред Создателем в том состоит, чтоб не любить и не предпочитать паче Его ничего из существ временных.
Духовная жизнь
Жизнь духовная должна быть проста, чистосердечна, кротка, благопокорлива, а паче смиренна.
Вы вступили в другой свет, в другой мир, т. е. в духовную жизнь; надобно более внутренними очами свое отечество небесное, наследие свое созерцать; о сем должно воздыхать, о сем и плакать, а не о чести или преимуществе пред тобою других; должно просить Господа Бога, чтоб сей злобы корень Он от души вашей истребил. Не надобно думать, что мы можем сами собою себя исправить, и молитвы нам должно просить от Господа ж, как Святые Апостолы просили: «Господи, научи ны молитися» (Лук. 11, 1).
Душа
Золото всех металлов крепче, но все-таки подвержено уничтожению; душа же наша нетленна.
Занимаем себя тщетным, а после дойдет до того, что душа наша при смерти будет пуста.
«Является ли по смерти грешная душа пред лице Божие? Нет! Которые на земле отвращались от лица Божия, те не узрят Его, никогда; а на суде, во втором пришествии, только одну минуту, чтоб услышать одно решение: «отъидите от Мене проклятии».
Нужно, чтобы тело свое служение приносило Богу, а душа свое! И умом и словом служите Богу.
Итак, всячески стараться надобно об угождении Богу и о спасении своей души, которая всего мира дороже. Весь мир не стоит единой христианской души, понеже он проходит, а душа наша есть и пребудет нетленна во веки, говорит Св. Иоанн Лествичник.
Евангелие
Советую вам читать Евангелие и апостольские послания: тут чистейшая река учения; все святые из оных заимствуют и напаяют жаждущие души, желающие спасения учением своим.
Земная жизнь
Здешняя жизнь одна только тень, по слову святого апостола Павла: «наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа: иже преобразит тело смирения нашего яко быти сему сообразну телу славы Его» (Филип. 3. 20).
… что наша жизнь? Одно сонное мечтание, по краткому времени своему; и живем мы во стране смертных, и должно нам умереть.
Мое в том только желание и состоит, чтобы все вели жизнь угодную Господу Богу, мирные и спокойные. Великое было бы дело, ежели бы подобную жизнь провождать живущим святым на небеси: в полезных мыслях, в молитве, в благодарении за все Его Божественные и неизреченные милости.
С тем жить надобно, чтобы угодить Господу Богу, думать о себе, что мы земля и в землю возвратимся; недолго жить здесь в гостях. Господа благодарите, что создал нас человеками. Бог продолжает нашу жизнь, чтобы душа наша от всех страстей очистилась: в Царство Небесное не внидет никакая скверна.
Иисус Христос
Христос Сын Божий пришел на землю от небес, грешных спасти. Он изволил, вознесшись на небеса, оставить свое учение. Его должно просить, чтоб Он благодатью своею вразумил нас, как исправить жизнь свою.
Он (Иисус Христос — коммент. Силиной Е.А.) услышит молитву вашу и ниспослет вам благодать Свою ко исправлению жизни и нравов ваших и сохранит неврежденною во всех путях ваших.
Иисусова молитва
Читайте чаще Иисусову молитву да Богородичну.
Иисусовой молитвой и крестным знамением удобно прогонится вся сила вражия.
Когда в мысли нет Иисусовой молитвы, то надобно думать, что в мысли нашей есть гордость.
Иисусова молитва, после Господней молитвы, кажется, всех молитв выше; ею-то прямо и просто говоришь ко Господу; но когда устами читаешь молитву, а ум наш бродит, то, очевидно, не предстоим Богу.
…врага можно отогнать Иисусовою молитвою, как говорит святой Иоанн Лествичник: Иисусовым именем бей супостатов! и все возни вражьи тогда недействительны.
Исповедь
Когда исповедаетесь, то просите Единого Подателя благ: “Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих!” И когда священник скажет: “Прощаю и разрешаю”, то в самую сию минуту и на небеси прощено и разрешено.
Исправление
Когда услышишь, что о тебе говорят худо, тогда подумай: я дурно сделала, так о мне и говорят худо, и помолись Богу: Господи! помози мне исправиться!
Надобно о себе побольше думать, мысли у тебя не расхищены ли, и если не исправлены мысли и душа, так об этом думай и себя исправляй; одна перемена лица может оскорбить ближнего.
Клирос
Знаете ли, что значит стоять на клиросе? Как Ангелы Божии приносят Ему всегда хвалу, славословят Его, так точно и вы. Думаете теперь, что собрались здесь так, без воли Божией? Нет, не так: Он избрал вас в служение Себе.
Так как Господь привел вас сюда служить Ему, то читайте в церкви и приносите Ему славословие: пришедши в церковь, вы бываете пред лицем Божиим.
Когда поете, нужно, чтобы и мысль соединялась с словами и возносилась к Господу. Чрез это и слушающие скорее обращаются сердцем к Богу.
Нужно в пении соблюдать умеренность и благоговение.
Избави, Боже, на клиросе с нерадением, с пренебрежением, со смехом крылосским стоять! вам должно больше других беречь себя; вместо того, чтобы милостива себе сотворить Бога, прогневляют Его смехом и бесчинным стоянием, беседами; на них все смотрят; если соблазнить одного человека, и это грех; а ежели десять или более, так навлечешь на себя греховную тяготу. Бога ради, остерегайтесь; пение ваше хорошо и ум надобно согласовать; надобно со страхом и трепетом стоять пред лицем Божиим! Вот что надобно: «Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене!» Вы будете с Ангелами Архангельскую и Серафимскую службу приносить.
Если и не тот стих читается, что из того? ведь все же Господу Богу приносится хвала! Не в том грех, что не тот стих, не тот прокимен, не тот апостол будет прочитан, а в том если и тот, да без внимания.
Кончина
Ежели кто поживет хорошо, то ангелы Божии присутствовать будут при кончине его и Сам Бог присутствует Своею благодатно.
Ложь
Ежели мыслим одно, а говорим другое, т. е. мыслим худо, а говорим хорошо – это значит мыслию лжем.
Когда мысль придет сказать ложное слово, солгать, то вспомни: “Погубит Господь вся глаголющая лжу”.
Любовь к Богу
Более всего любите Бога и не ищите человеческой любви; когда будем любить Бога всем сердцем и душею, то и друг друга будем любить; а без любви Божией человеческая любовь будет тщетна.
Проси о любви к Богу и ко всем. Господи! Сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою! Господи! даждь ли любовь нелицемерную, то есть, не человеческую, но Божескую, безгрешную и бесстрастную.
Любовь
Бог от нас требует немного: любви да смирения. Ежели любви не будет, и спасения не будет; ежели терпения не будет, и спасения не будет.
Молитва
Начатие молитвы состоит в том, чтобы приходящие мысли посторонние, при первой встрече их, отражать или отстранять умом. Середина молитвы – если мысль наша единственно заключается в восхищении всей души нашей к Господу.
Все силы употребляйте молиться насильно; не поддавайтесь врагу, потому что враг препятствует молитве; он ничего так не боится, как крестного знамения и молитвы. Если вы ему противитесь – это значит борьба, и борьба Богу приятная.
Во время же молитвы и духовных рассуждений остерегайтесь; с запрещением говорите мысли своей: именем Божиим запрещаю тебе! И мысль непременно послушает!
Всякий час, как только ударяет, должно делать крестное знамение с молитвою: “Господи, помози мне исправиться. Господи, подаждь ми помощь к исправлению жизни моей”. И потом: “Богородице Дево…” всю до конца.
Востав поутру, не принимайте никаких помыслов, а первое – сотворите молитву Богу, потом – к Пресвятой Богородице; читайте, что в ум прийдет, и, ничем еще не занимаясь, соберите в уме своем грехи свои, с ними и повергнитесь пред иконою Христа Спаса нашего с умиленною душею, моля Бога, чтобы сохранил вас от падения; просите также и Пресвятую Богородицу, чтобы и Она защитила вас от врага и покрыла вас честным Своим покровом; содеянные грехи представляя, просите Пресвятую Богородицу, чтобы Она испросила вам прощение и отпущение оных у Сына Своего Христа Бога нашего.
Молитесь святым ангелам и Архангелам Михаилу и Гавриилу и другим, также всем святым; все они наши заступники.
Должно всегда просить Господа Бога, чтобы Он просветил наши очи, телесные и душевные.
Молитва должна быть непринужденная: невольник не богомольник.
Ежели скажем, что мы молимся, но взять рассмотреть молитву нашу, сколько в ней непристойных мыслей, не принадлежащих к молитве! Языком молимся, а ум наш без плода; занимаемся мыслями, что меня пренебрегают, а других предпочитают, меня уничижают, а других любят и ласково обходятся, а притом возбуждается и досада, зависть и рвение. Таковая молитва бывает не в умилостивление, а в грех или раздражение Бога. А должно просить у Господа Бога благодати Его, чтоб Он споспешествовал молитве и просить, чтоб просветил очи душевные, и, что Ему угодно, о том просить; а угодно Ему смирение, терпение, незлобие, любовь…, послушание, скромность, тихость и мирная жизнь, всех почитать за святых, а себя грешною…
Монастырь
Монастырь есть дом Божий, земное небо; а церковь есть самое небо и рай.
Надобно и плакать и радоваться: плакать о том, что мы погрешили пред Богом, а радоваться о том, что Господь Бог призвал нас в чудный Свой свет, в земное небо, т. е. в монастырь.
Из мирской жизни приходящим в монастырь нелегко, конечно, переломить себя, оставить все снисканные привычки; но как вступают в монастырь по званию Божию, то, если Господь благословит, все оставить можно с Его помощью. В Царствии Небесном, верно, никто быть не откажется, а в монастыре – преддверие Царствия Небесного, здесь земное небо.
Если мы и в монастыре живем, да занимаемся миром, и помним о том только, что там говорили и делали, то нам будет такая жизнь не на пользу.
Мирская жизнь – это дым, пар и сонное мечтание; вы пришли в монастырь не для того, чтоб искать что-либо земное: “Взыщите прежде всего Царствия Небесного”. Когда вы предали себя Богу, то к Нему и обращайтесь; Он зовет нас: видите, из разных мест собрал всех сюда, вы должны почитать, что вы теперь не на земле, а в небесном селении. Сколько обитает там святых! Иных в девстве, а других в мученичестве просиявших!
Монастырская жизнь пред мирскою – как солнце и луна; в мирской жизни украшаются жемчугом и бриллиантами, а нам должно в угождение Жениху Небесному украшать душу нашу любовию, смирением, послушанием, терпением – вот сокровища душевные.
Ничто так не полезно для живущих в монастыре как памятование о смерти, страшном суде Христовом, о царствии небесном и муках вечных. Оно приучит вас к благодушному терпению скорбей всякого рода.
Если хотите в обители жить как должно, то надобно соблюдать скромность, благопристойность, почтение к старшим.
Общежительная жизнь есть жизнь ангелов; ангелы на небеси не сердятся; общежитие положено Церковью; хуля оное, противишься Церкви, а глава Церкви Христос, то противишься Богу.
Угодить Господу Богу легко и удобно: слушай начальницу и исполняй всякое послушание с усердием. Сын Божий образ нам дал: Сам послушлив был даже до смерти.
Монашеская жизнь
В мире по умерших носят черное, а мы одеваемся в черное для напоминовения о душе нашей, умершей под грехами.
Смирение сердечное есть первое и главнейшее основание дому душевного и монашеской жизни.
Не теряйте времени в празднословии и не принимайте мыслей, противных образу жизни монашеской, а ежели приняли, то тут же сознайтесь: “Господи, согрешила, прости!”
Сатане весьма противна смиренная монашеская жизнь. Он хочет, чтобы мы были горды, прекословны и ропотливы, и в ком успеет выполнить волю свою, того из монастыря выводит в мир в прежнее состояние и, наконец, совсем погубляет. Очисти прежде душу твою от гордости, тщеславия и высокоумия. Надобно почитать себя всех хуже, себя всех грешнее; думай, что все спасутся, а ты одна не спасешься, потому что худо себя ведешь.
Если думаем, что здесь худо, а в другой обители лучше, — враг льстит. Враг, пожалуй, и в небе худо представит. Он к душе нашей приступает, но если не будем принимать от него мыслей, то ему не будет от нас никакой корысти.
Чрез что можно быть монахинею, и чего требуется в монашестве? Вот чего требуется: Снести обиду и укоризну; когда оскорбят и осмеют, должно смолчать и не отомстить, потому что обещаешься терпеть поношения, насмеяния, уничижения. За всякое праздное слово будет наказание, а за слово полезное будет награждение.
Мысли
С худыми мыслями везде худо, а с хорошими везде хорошо.
Небесную мысль с нуждою приобрести можно, а дурная сама приходит и отогнать ее можно только молитвою.
Не надобно иметь свое мудрование и не надо следовать мыслям своим; а надобно учиться отражать прилоги: это наша азбука.
Если какая-нибудь мысль начнет вас беспокоить, смущать, скажите ей: не верю тебе, окаянной, не верю; анафема тебе и лживому твоему мудрованию.
На хульные мысли надобно говорить слова Архангела Михаила, когда денница отпала: «Станем добре, станем со страхом! Ничто же помыслим пред сотворшим нас!» Или: «Свят! Свят! Свят! Господь Саваоф! исполнь небо и земля славы Твоея! Станем добре, станем крепце, за Господа!»
Пред Богом надобно стоять со страхом и трепетом, чтобы как глава, так и мысль были преклонены.
Непорочность
Надобно стараться, чтобы и мысли были непорочны, и зрение, и хождение, — все было непорочно. Бога ради все хорошо, все легко.
Нищий духом
«Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» (Матф. 5, 3). Нищий тот, кто имеет недостаток в житейских потребностях; а мы должны быть нищи духом, признавать, что ничего не имеем никакого духовного богатства, видеть только свои недостатки.
Обида
Обидели тебя или досадили, то должно так полагать, что это послано непременно от Бога для обличения наших недостатков, и должно смолчать: первое для того, чтоб успокоить нас обидевшего; второе успокоить себя, и третье исполнить Закон Божий.
Осуждение
Если будешь других осуждать, а себя лучше их ставить, то нет нам и надежды ко спасению.
Память о милости Божией
С вашей стороны должно благодарить Господа за Его великое к вам милосердие и напечатать памятью на сердце вашем, как Он печется о вас; не отлучайтесь мыслию от Него, яко чадолюбивого Отца, и чтоб вы полезное ни получали, относитесь к Нему с признательностью, что недостойны столь великого к вам милосердия.
Памятование Суда
Надобно всегда помнить, что мы за все отдадим ответ; за помышления наша, за слова, дела и за намерения.
Является ли по смерти грешная душа пред лице Божие? Нет! Которые на земле отвращались от лица Божия, те не узрят Его, никогда; а на суде, во втором пришествии, только одну минуту, чтоб услышать одно решение: «отъидите от Мене проклятии».
Память смерти
Рассуждайте чаще о смерти, о втором пришествии Христовом, о Страшном Суде, а более никаких мыслей не принимайте.
Надобно всегда помнить, когда смертный час нас постигнет, и как Христос Сын Божий придет судить всех живых и мертвых – может быть, скоро; тогда поставит одних одесную, других ощуюю, и скажет последним: “Идите, проклятии, в огнь вечный”. А первым: “Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие прежде сложения мира”.
Плоть
Плоть наша тлению подвержена, прах, пища червям. Зачем же ее упитывать и гордиться ею? Чем гордиться? разве червями-то?
Подвиги
Бог больших подвигов не требует, а только кротости и смирения и чистоты душевной и телесной.
Поклоны
Сколько поклонов ни клади, а будешь мечтать о себе, что я жестокую жизнь веду, — так и в этих трудах никакой пользы нет.
Послушание
Где нет послушания, Бога нет, и Ангела хранителя нет; а где послушание, тут Бог, тут Ангел.
Какое бы послушание ни было, все Господу Богу. Не с досадою, не с насупленным лицом надобно принимать послушание, а с любовью, как от самого Бога с радостью, в молчании.
В здешней-то жизни и потерпеть и потрудиться, какое бы послушание ни было, да если с памятью Божией, благоприятная жертва Господу Богу, если ничего не значащее, самое маленькое послушание, да с усердием и хорошими мыслями, то великая и приятная жертва Господу Богу.
Самые низшие послушания, да с памятью Божией выше высоких, совершаемых с рассеянными мыслями.
Если послушание с огорчением, не с любовью, никакой пользы нет от него, только вред.
Должно умом своим всегда просить Господа, чтоб послушание и служение не к человекам, а к Нему относить; и так святое послушание будет во спасение души ей, и за малые труды получит великое награждение; в здешней жизни мир душевный, радость в надежде получения будущих благ, а потом и совершенное награждение в царствии небесном.
Пост
Впрочем, если и сухое буду есть, да буду роптать, буду осуждать, сухоядение не на пользу мне.
Христос постился сорок дней и этим подал нам Собою пример; итак в посты и постные дни надобно удержаться от излишества; а в праздники можно разрешить, но осторожно.
Не думайте, что, попостившись неделю, вы уже достойны причащения. Нет; сколько бы ни постились, один пост не делает достойными принятия страшных и пречистых Таин.
Не в том состоит приготовление, чтобы не опускать ни одной службы, да чтобы масло не попало на ложку, чтобы от пищи воздержаться: надобно внутреннее очищение, — чтобы тщеславия не было, гордости, непокорности! Чтобы худой мысли не удерживать в душе ни на минуту!
Пренебрежение
Пренебрежение значит гордость, а гордым Бог противится.
Иногда мы не думаем о том человеке, кого пренебрегаем, что он угодил Господу Богу больше всех и может о всех умолить Господа Бога.
Причащение
К причащению Божественных Таин, чем чаще будете приступать, тем более освящаться ваша будет душа; но должно приготовляться к сему Божественному Таинству, безгневанием и примирением от чистого сердца. Когда мы причащаемся Святых Таин, невидимо принимаем в худую нашу храмину Христа, Сына Божия, а где едина Ипостась, тут и вся Святая Троица. Сколько Господь к нам милосерд! Но мы сего не понимаем.
Кто принимает достойно Тело Христа, Сына Божия, тот выше чудотворца.
Великое от Господа благодеяние – приобщение Св. Тайн. Им освящается душа и тело, и чрез него Бог в нас присутствует. Многие думают, что, постясь недели, уже и достойны. Нет! Достойны быть не можете, а только уповать надобно на Его милость.
Радость
Радоваться надобно о том, что обещал нам Бог; ум человеческий того постигнуть не может.
Роптание
Как нам дерзать прогневлять такое великое Существо Бога, нам, горсти земли, пылинке и червячку? А прогневляем Его непокорством и роптанием.
Сердце
Если сердце непреклонно к любви враждебных нам, тогда молитесь: Господи! Смягчи твердость, жестокость и окаменелость сердца моего.
Скорби
Надобно скорби претерпевать с благодарением; мы думаем, что скорби так просто приходят. Нет, Господь Бог посылает, чтобы мы познали, что не достигли еще смирения, терпения.
Когда же кто оскорбит, утешать себя надобно мыслию, что Бог милостив, — и скорбь пройдет.
Во время скорби вместо ропота и дерзкого обвинения других молитесь и сознавайтесь, что за грехи ваши достойно страдаете.
Господь Бог нас утешает, а мы все свое творим; надобно за что-нибудь Царство Небесное получить. Ежели преодолеем скорбь какую-нибудь, вот мы и соделаемся как бы мучениками. Которые из мучеников не терпели мук, те так и пропали, а которые все претерпели, те прославились.
Скука
Когда сделается скучно, так о смерти размышляйте, о пришествии Христовом.
Ты не одна …, с тобой Бог, Богородица, Ангел Хранитель, а скука происходит от того, что в тебе нет совершенной любви Божией.
Служение Богу
Мне кажется, что все мы должны бы продолжать служение Божие не воздыхая, а с радостью и радостными слезами, а не с огорчительными, подкрепляя себя каждая и друг друга, смотря на примеры угодивших Господу нашему Иисусу Христу, предавшему Себя нас ради на смерть, сотворившему нас наследниками царствия небесного.
Смирение
Смирение столь велико, что может благодать Божию в душу привлещи.
Господь на сердца призирает: чем смиреннее, тем ближе к Богу!
Ни о чем больше не надобно заботиться и просить Бога, как о смирении: все сети вражьи проходит смирение, они даже не касаются его. Эта первая добродетель.
Смирись, всех почитай, никого не оскорбляй – и будет легко.
В смирении все добродетели заключаются: смиренный гордиться, тщеславиться, завидовать, враждовать, осуждать, гневаться, противоречить, отчаиваться, беспокоиться не может.
Смиренномудрие
Сердце мое страхом Твоим да покрыется, смиренномудрствующее, да не вознесшеся отпадет от Тебе, Всещедрый! Смиренномудрие-то себе внимать: что я нерадива, что я ленива, что я против мыслей своих не вооружаюсь, не побеждаю их, да никого не осуждать.
Спасение
Спасение, как с одной стороны трудно, неприступно, тяжело; так с другой очень просто и легко. Господь Бог наставит! Научитесь от Меня, говорить Он,—яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Нет ближайшего и надежнейшего пути ко спасению, как смирение, и величайшее тому воздаяние, кто, будучи жесток нравом, приведет себя в смирение.
Святые утверждают, что как единым смирением, с расположением внутренним, можно спастись, так напротив того одною гордостью погибнуть можно.
Трапеза
Что Господь благословит, то и кушайте; можете кушать, кушайте, а нет и голодом сидите. Подкрепляйте-ка себя одним хлебом, да и то таким, который был бы вам не совсем по вкусу. Что ни дадут, все принимайте с благодарением; представляйте, что и сего недостойны за грехи ваши тайные, коих никто не знает.
Увидите в трапезе какой либо недостаток, встретите в другом чем нужду, будьте терпеливы. Мы недостойны и того, чем здесь пользуемся: надобно и за это благодарить Господа. За все благодарите.
Если же пища вам не покажется, осените себя знамением животворящего креста Господня и скажите в себе: Что ты, враг меня смущаешь? у других и такой пищи нет! Сам Царь небесный благословил меня вкушать ее; кто живет ради Бога, кто пришел для Христа Иисуса, тому вкусной пищи не надобно.
Труд
Ежели заниматься рукоделием в келии, то надобно с одним бесом бороться, а ежели быть в праздности, тогда со ста бесами будешь бороться.
Укоры
За укорение не сетуйте, а будьте благодарны, что вас предостерегают; а если и побранят – не сердитесь.
Ум
А нам внутренность-то свою — ум и сердце обращать надобно к Господу Богу; а если будем обращаться к какой страсти, то будем как язычники, которые почитали своих идолов.
Все святые учат, чтоб ум в молитве упражнялся всегда и не отлучался от памяти Божией.
Ведь только бы ум был с Богом, а то где бы ни стоять, лишь бы с Богом.
Царство Небесное
Царство дает нам небесное, а мы не хотим и не думаем об этом, а все заботимся о земном; если возъимеем пристрастие к пище и к одежде, то это выйдет идолопоклонство; а ничего не надобно возлюбить паче Бога.
Церковная служба
Во время службы в церкви молитесь: “Господи, даждь ми смирение!” – только надобно, чтобы ум наш обратить к Богу, и все поучения относятся к тому, чтобы ум был очищен; мы ходим в церковь для того, чтобы предстать пред Величием Его и приносить Ему словесную службу – молитвы наши недостойные.
Надобно слушать и умом следовать за тем, что читают и поют в церкви, душа-то и напояется; или молиться: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”.
Чудотворцы
Есть даже теперь и чудотворцы, вот они: смиренные, терпеливые и кроткие, которые отгоняют от себя вражьи прилоги, соблюдают чистоту душевную и телесную; они не захотят чудотворения.
Составитель: Силина Е.А., сотрудник Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии