Наставления протопресвитера Александра Желобовского родителям

В день памяти праведных Богоотец Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы, обратимся к наставлениям протопресвитера Александра Желобовского, составленным подвижником веры и благочестия для всех родителей.

«Высоко и почетно звание родителей. Сам Господь наш Иисус Христос, во время земной жизни, оказывал постоянное и глубокое уважение и послушание мнимому (даже мнимому) своему отцу, старцу Иосифу и Пречистой Своей Матери, Пресвятой Деве Марии. Умирая на кресте среди невыносимых страданий, и тут явил Он трогательную заботливость о Своей Матери. «Вот Мать Твоя», сказал умирающий Христос любимому ученику Своему Иоанну, указывая на стоящую у креста Пресвятую Деву Марию; то есть, после Моей смерти почитай, люби и береги ты ее, как мать родную (Ин. 19: 27).

С каждым высоким и почетным званием соединяются важные и трудные обязанности. Так и здесь: на родителях лежит многое множество священных обязанностей по отношению к детям.

И прежде всего, родители должны помнить, что любовь и уважение, которое обязаны питать к ним дети, сами собою не приходят. Любви по приказу не получишь; ее и за деньги не купишь. Правда, перед властью и богатством люди преклоняются и угодничают, но это не любовь, а ласкательство и лесть. Истинная, крепкая любовь заслуживается одними только добрыми качествами.

Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Ефес. 6:4, — вот какое мудрое правило дает святой Апостол родителям в обращении с детьми. Учение Господне, в котором родители, по слову Апостола, обязаны воспитывать детей, есть учение любви и кротости: наш Бог есть Бог любви.

Никакой суровости, ни малейшей несправедливости не должны позволять себе родители с детьми своими: иначе не будет между ними никакого доверия, никакой близости. Если отец и мать наставления детям дают от любви, от сердца, — замечания делают без гнева и желчи, и своим поведением, своею жизнью являют пример прямоты, честности и правды, то, верьте, дети крепко полюбят их и глубоко станут уважать. Слово таких родителей будет для них закон, а воля – святыня.

Не редко родители жалуются на детей, что мало любят их, грубо обращаются с ними и не слушаются их. Больно слышать жалобы эти, а еще тяжелее, конечно, испытывать горе это. Нисколько не оправдывая дурных качеств детей, надобно сознаться, что часто сами родители виноваты в том, что дети к ним невнимательны и холодны. Как у нас растут и воспитываются дети?

В семействах недостаточных, бедных почти без всякого надзора и наблюдения со стороны родителей. С утра до ночи занятые житейскими работами и хлопотами, отец и мать детей оставляют на присмотр — или старых, полуслепых и полухромых бабушек или семилетних – десятилетних сестер – подростков. Нашалят, набалуют дети (и как не шалить в их возрасте и при таких няньках?), усталые и измученные работою родители, вернувшись домой, поучат их, только как? Тычками, пинками и розгами. Ученье это подчас бывает очень сурово и больно. А бедный, плачущий ребенок зачастую и не знает, за что его так наказывают.

Слезы через час обсохнут, боль от родительского наставления поутихнет, и ребенок, как ребенок, снова принимается за прежние шалости, и снова получает прежние вразумления. На сколько эти вразумления вразумительны, то есть какая от них может быть польза, — понять нетрудно. Пользы, конечно, никакой, а вреда множество.

С детства человек привыкает к телесному наказанию, палке, и делается грубым и черствым. Порок, дурное дело для него страшны не потому, что они гадки, бесчестны, а потому, что за них может достаться, за них накажут.

Там где за такими детьми не смотрят, и где они надеются избежать наказания – там непременно солгут и смошенничают: побои и палка чувство чести не развивают, а убивают. На родителей так неразборчиво и не разумно наказывающих, дети смотрят, как на карателей. «Отец идет»; «отец увидит»; «матери скажу»: — обычная в простом народе для детей угроза и узда от шалостей и проказ, — обычная, но весьма непрочная. Зато, в отсутствии родителей, дети ничем не стесняются. Да и чем им стесняться? Чувство стыда неразвито, а добрых правил и наставлений не дано. При таком печальном семейном быту, в детях развиваются скрытность и лицемерие: на глазах они люди, как люди, а за глазами – негодные шалуны.

Нам скажут: «родители ведь любя наказывают детей; добра им желают». Вполне, от всей души, верим этому, но, по чувству правды должны заметить, что такая любовь неразумная, а потому и бесполезная. К телесным наказаниям надобно прибегать весьма осторожно и редко – после того, как внушения и наставления не действуют на человека. Сначала вразуми, растолкуй, усовести: поверьте, ребенок все это поймет и оценит. Он своим детским сердцем почувствует, где сказывается любовь к нему. Ласку и доброту чувствуют даже животные неразумные, и привязываются к человеку весьма сильно: это мы видим на опыте. А любовь родительскую, выражающуюся в брани и розге, дети – существа разумные и нежные, нисколько не ценят. Да мудрено и ценить ее. Жизнь показывает, что подобное обращение не только не привязывает детей к родителям, а напротив разъединяет и отталкивает: оно может даже ожесточить детей. Похвальна строгость, но умеренная и благоразумная.

Родители из простого народа, по большей части, мало и не так учат и наставляют детей своих: им нет времени заниматься с детьми, да и не умеют. Еще меньше чад своих назидают они своим примером, своею жизнью.

За то, что родители бедные мало учат детей своих, и не так, как следует, — за это и винить их слишком нельзя: они передают детям то и так, что и как в свою очередь переняли от своих родителей. Жаль родителей, а бедным детям от этой жалости не легче.

Но вот в чем кругом, без всякого оправдания, виноваты бывают родители перед детьми: в неосторожном поведении в присутствии детей. Простой народ (сказать по правде, не один простой) рассуждает: «дети малы дети глупы, ничего не понимают», и в словах, и в делах своих нисколько их не остерегается. При детях ведутся разговоры, совершаются дела весьма непохвальные; малютки смотрят, слушают, своим маленьким умом соображают, — и поучаются.

Душа ребенка – это мягкий воск; все, что ее коснется, непременно оставит след, и, знаете, след ничем и никогда неизгладимый: такова Божественная природа души, что в ней ничто не пропадает. Люди, внимательные к своей жизни, замечают, что по временам, без всяких по-видимому особенных причин, приходят на ум и припоминаются слова и дела, которые мы слышали и видели в самые ранние детские годы, назад тому двадцать – тридцать лет. Где, как не в душе, в самой глубине ее, все это таится и блюдется? Запечатлеется в душе ребенка все, что делают на глазах его отец и мать; впечатление это, правда, сначала будет неясно, смутно, а потом, с развитием, сын и дочь весьма хорошо поймут и усвоят слышанные и виденные в детстве речи и дела своих родителей: неизбежное, хотя и не всегда желанное, наследство от родителей детям!..

Дети всегда берут пример со старших, и прежде всего с родителей, которых чаще других видят. А пример действует на душу сильнее и крепче всяких наставлений. И у простолюдинов дети многое-многое, к сожалению непохвальное, перенимают от родителей. В сельском быту не в диковину встретить ребенка, которого чуть от земли видно, который едва бродит, едва лепечет, и который бранится такими словами, что большому становится стыдно: откуда это милое, невинное создание изрыгает такую скверну? У нас дети десяти – двенадцати лет позволяют себе удовольствия совсем не детские, — курят табак, выпивают пиво и водку, — кто учит их этому? Вина всему старшие, своим примером развращающие младших. Не здесь –ли скрывается одна из причин частых сельских пожаров, чуть-чуть не поголовного в дни праздничные пьянства, а за ним буйства, разврата, нищеты? Отцы и матери! Рассудите, и скажите по чистой совести: какого поведения, какой нравственности можно требовать от детей, которые растут и вырастают, как былинка в поле, мало чему доброму обученные, мало родительской ласки видевшие, и много, очень много дурного насмотревшиеся?!

Бедность и невежество, если не вполне, то хотя несколько извиняют отцов и матерей в том, что из их неприглядного крова зачастую выходят и неприглядные дети: по семенам и плоды. Но как понять, как объяснить горькие жалобы обеспеченных и богатых родителей на холодность и невнимание к ним детей? Тут, кажется, уже все делается и ничего не жалеется для воспитания детей. «Мы – ли не берегли, мы – ли не ласкали, мы – ли не заботились о семье», — слышишь иногда от людей образованных и зажиточных, — «а детки нас не радуют, не утешают». Откуда, в самом деле, плевелы и на этих, по-видимому усердно обработанных и тщательно наблюдаемых нивах? Видели мы, что бедность и необразованность семьи неблагоприятно действует на воспитание детей.

Не погрешим, если скажем, что роскошь и богатство в руках неумелых родителей так же мало пользы приносят для детей. В семействах богатых дети зачастую не приучаются ни к какому труду, удовлетворяют все свои прихоти и капризы, деньги и титулы ценят гораздо выше и дороже чести и труда, и вырастают ленивыми, избалованными, беспечными и чванливыми. Эти питомцы роскоши и праздности увидят потом всю скудность своих капиталов душевных, всю свою пустоту сердечную, — увидят, и горько станут обвинять в том своих, слишком много их баловавших, родителей: и по делом. Слабую, и опять- таки справедливо слабую признательность и любовь от детей заслуживают и те родители, которые все дело воспитания своих сыновей и дочерей передают мамкам, нянькам, гувернерам и гувернанткам; а сами изредка, для успокоения совести, заглядывают в детскую и класную, и там поласкают или пожурят своих наследников. В самые дорогие и невинные годы жизни, когда человек действует главным образом сердцем и чувством, в эти бесценные лета дети мало и редко видят родителей, а живут среди чужих людей, быть может и добрых, и трудолюбивых, и честных, — а все-таки чужих. И мысли и чувства, и радости и печали (все ведь это есть и у детей) делят они не с отцом и матерью, а с наемниками.

Подрастёт ребенок, отдадут в школу, а он еще реже видится с родителями. Какая умственная и нравственная связь может быть между родителями и детьми – существами, коих сама природа сроднила самым тесным союзом, но которые в жизни так редко видятся и обмениваются мыслию и чувством? Родня они по плоти, родня по крови, но не родня по душе… Дивятся такие родители, что дети к ним мало привязаны; да было – бы дивом, просто чудом, если бы они были к ним много привязаны. Чем, чем они их к себе привязали?!

Отцы и матери! В жизни для вас великое утешение быть любимыми и уважаемыми от детей, а для детей в свою очередь великое счастье любить и почитать родителей. Быть любимым и любить – что может быть выше и дороже этого? Но любовь, еще раз повторяю, — любовь сама не приходит, и ее не купишь и не закажешь: приобретается она заслугою, одною только заслугою.

Детские годы, которые человек проводит у родителей и с родителями, самые дорогие годы: в течение их полагаются основания – задатки, которые имеют весьма сильное и глубокое влияние на всю жизнь. Счастливы сыновья и дочери, которые в детстве видели и слышали одно только доброе и справедливое: смело можно сказать, что потом выйдут из них честные и полезные люди.

Любовь родителей к детям, хлопоты и труды, которые отец и мать употребляют на воспитание их, обязывают детей почитать своих родителей: на это в заповеди Господней имеется прямое повеление: «Чти отца твоего и матерь твою».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *