В этот день, в 1918 году, недалеко от города Кириллова (тогда – Новгородская губерния, ныне — Вологодская область) на крутом склоне горы Золотуха были расстреляны епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев), настоятельница Ферапонтова монастыря игумения Серафима (Сулимова) и четверо мирян – бывший гласный Кирилловской Городской Думы Николай Бурлаков, бывший земский начальник и мировой судья Михаил Трубников, крестьянин Анатолий Барашков и торговец Филипп Марышев.
Все шестеро расстрелянных накануне убийства находились в кирилловской тюрьме. Суда над ними не производилось, следственных дел в архиве ФСБ не сохранилось. Условным основанием для расстрела послужил декрет СНК РСФСР о «красном терроре», выпущенный 5 сентября 1918 года. Арест мирян был произведен большевиками в качестве мести за убийство в Кириллове коммуниста Андрея Костюничева.
В этот памятный день, вспоминая эти трагические события истории нашего края, побываем вместе с мучениками на Кирилловской Голгофе, проживем вместе с ними их последние минуты на земле…
Всю ночь, накануне расстрела, владыка молился в тюрьме. На расстрел мучеников повели в 5 часов утра. В сопровождении карательного отряда из 20 человек они шли пешком по старой Горицкой дороге. Шестидесятилетняя игумения Серафима прихрамывала, опираясь на палку.
– Вот и наша Голгофа, – сказал епископ Варсонофий, приблизившись к месту казни.
Матушка покачнулась. Она думала, что конвой ведет их к Горицкой пристани, чтобы отправить в Череповец, куда накануне был отправлен арестованный священник Ферапонтова монастыря отец Иоанн Иванов. Только теперь до нее дошел смысл происходящего. Владыка Варсонофий протянул руку и поддержал игумению:
– Матушка, приободрись! Ты – лицо духовное, нам надо на смерть идти не боясь, как на брачный пир, с веселием. Наступит время, когда нам с тобой будут завидовать…
Один из приговоренных стал резко говорить что-то в адрес палачей, но владыка остановил его:
– По примеру Спасителя нам нужно всем все простить; в иную жизнь мы должны перейти в мире со всеми.
Расстрел происходил при многочисленных свидетелях.
Арестованных поставили лицом к горе Золотухе, спиной к Кирилло-Белозерскому монастырю. Стрелять собирались в спину.
– Простите меня, окаянную, – сказала матушка, обернувшись.
Карателям послышалось, что она их назвала окаянными. Грянул первый выстрел, матушке попали в лицо. Затем раздались еще пять выстрелов, один за другим. Упали четверо, владыка остался стоять. Он молился с воздетыми к небу руками, читал отходные молитвы. Когда закончил, сказал «аминь» и услышал окрик:
– Да опусти ты руки!
– Я кончил, кончайте и вы, – произнес владыка, повернувшись к обители лицом и благословив ее.
Выстрелом в упор епископ Варсонофий был убит. Могилу заставили копать стоявших неподалеку купцов, новых заложников. Всех убитых положили в одну могилу без гробов и без отпевания…
В 1998 году, еще до официальной канонизации кирилловских мучеников, на Золотухе в память о них был воздвигнут поклонный крест.Тогда же в Вологодской епархии была положена традиция совершать на гору крестный ход от Кирилло-Белозерского монастыря. С тех пор каждый год в крестном ходе принимают участие духовенство Вологодской митрополии и приезжающие паломники, в том числе, белозеры и череповчане.
В 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви кирилловские страстотерпцы были причислены к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских.
У горы Золотухи в память о новомучениках Кирилловских была возведена деревянная часовня.
В сонм святых Череповецкой епархии входят священномученик Варсонофий (Лебедев) и преподобномученица Серафима (Сулимова), уроженка города Устюжны, начало своей монашеской жизни положившая в Леушинском Иоанно-Предтеченском монастыре.
Молитвами Кирилловских новомучеников, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.