Смиренный молитвенник, опытный духовный наставник, стяжатель непрестанной Иисусовой молитвы, отец Феофан, как благочинный, руководил деятельностью сразу нескольких монастырей, расположенных в пределах Череповецкой епархии – Николо-Моденского — в Устюженской земле, Кирилло-Новоезерского – в Белозерском крае, Филиппо-Ирапской пустыни – на Череповецкой (а ныне – Кадуйской) земле.Этот боголюбивый воин Христов своей жизнью и письменными наставлениями явил миру пример служения Богу и ближним в духе любви и кротости, показав, что суть подвига христианина заключается не в неумеренном удручении плоти, а в смирении.
Являясь продолжателем традиции старчества, идущей от преподобного Паисия (Величковского), отец Феофан в тех же добрых началах воспитал несколько поколений иноков обновленного им Николо-Моденского монастыря, Кирилло-Новоезерского монастыря и других обителей, находившихся под его руководством. Духовное окормление братии мудрым наставником принесло свои плоды – прежде пустовавшие монастыри расцвели, в них восстановилась монашеская жизнь.
Архимандрит Феофан родился 12 мая (по старому стилю) 1752 года. Феодор (так звали его в миру) происходил из дворян. Еще в детские годы он избрал для себя монашеский путь, но, повинуясь воле родителей, вынужден был отложить свое намерение и устроиться на службу в Вотчинную коллегию. В 18 лет Феодор ушел в Саровскую пустынь, но жизнь в ней оказалась не такой суровой, какой искал юноша, и он перешел в Санаксарский монастырь. Здесь Феодор начал изучение азбуки иноческого жительства: безусловное послушание, терпение, смирение, строгость к себе.
Вот как писал в своих записках об этом сам подвижник: «Свечей-то не было; с лучиной читали в церкви. И платье-то какое носили! Балахоны! Один смурый кафтан был для одного, который для покупок выезжал. Отец Феодор (настоятель) нарочно искушал братий, <…> давал балахоны, худо сшитые.< …> А чтобы при себе что-нибудь иметь – ничего уж не было! Огня в келье никогда не бывало. А послушание было такое, что я сам и полы мыл, и щепки собирал, и ложки мыл, и пищу варил; сами караулили по ночам, походим, да поклонов несколько земных и положим – помолимся. А всенощная продолжалась в Санаксаре семь часов». Основным правилом было отсечение своей воли. Настоятель не допускал у послушников слов «я не желаю, не хочу».
После трехлетней жизни в Санаксарском монастыре Феодор продолжил свое иноческое воспитание во Введенской Островской пустыни под руководством афонского постриженника старца Клеопы. Этот молитвенник длительно учился духовному деланию у преподобного Паисия (Величковского) и передал свой опыт ученику Феодору. Впоследствии по примеру наставника архимандрит Феофан управлял братией со всепрощающей любовью и кротостию, заботился не столько об упражнении иноков в постах и трудах, сколько о водворении среди них смирения и миролюбия.
Получив опыт монашеского жития в Тисманском монастыре, в котором Феодор принял постриг с наречением имени Феофан, и в Молченской Софрониевой пустыни, иеродиакон Феофан в 1782 году был направлен в Александро-Невскую лавру трудиться канонархом и ключником. Завершил свое многолетнее обучение в школе послушания и терпения отец Феофан во время служения келейником у митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила. Владыка ценил в нем духовную опытность и знание иноческой жизни, всецело ему доверял и часто прибегал к его советам.
Осуществляемый иеромонахом Феофаном мудрый подбор кандидатур в настоятели терпящих бедствие монастырей из лиц, хотя и необразованных, но духовных, опытных в подвижнической жизни, и своевременное на них указание митрополиту Гавриилу по просьбе последнего, помогли возродить Валаамскую, Тихвинскую, Симонову (Московскую), Клопскую обитель.
Много келейнику Феофану в тот период пришлось пережить наветов со стороны клеветников. Вот как вспоминал об этом сам старец: «На меня много лгали Преосвященному. Однажды сказали, что вот Вы, Ваше Преосвященство, столов не делаете, а у Феофана каждый день столы, человек по десяти обедают. Преосвященный спрашивает меня: «Что это у тебя за столы?» «Да вот, для странных, – я отвечал, – которым не случится, где пообедать, я готовлю щи, горох и кашу». Так он служил, чем мог, ближним, тайно творя для них дела милосердия.
Видя в отце Феофане опытного духовного руководителя, митрополит Гавриил назначал его восстанавливать то один, то другой пришедший в упадок монастырь. И Господь не посрамил угодника Своего. Свет подвижнического жития архимандрита Феофана был настолько ярким, что в какой бы опустевшей и разоренной обители он ни служил настоятелем, к нему всегда начинала собираться братия. Так, например, было в Николо-Моденском монастыре, где игумен Феофан за малый срок с 1791 по 1793 год выстроил каменную колокольню и трапезную, ввел строгий порядок, завел чинное богослужение и увеличил число братии и богомольцев. Прежний настоятель потом сильно удивлялся, как всего за два года к архимандриту Феофану набралось 20 человек братии.
Так же было и в Кирилло-Новоезерской обители, на возрождение которой отец Феофан был отправлен в 1793 году. На момент его приезда в монастыре пребывало только двое пострижеников». В обители не было пищи, здания рушились, царила полная скудость. За время тридцатишестилетнего управления архимандрита Феофана монастырь преобразился. Отец Феофан собрал многочисленную братию (80 человек), ввел общежитие, строгий чин богослужений, непрерывное чтение Псалтири, столповое пение, привлек богомольцев, обновил собор, построил почти заново две церкви, воздвиг колокольню, возвел двухэтажные здания келлий, окружил остров каменною с башнями оградой, соединил монастырь мостом с ближайшим островом.
Что же лежало в основе его подвигов, трудов и общения с братией? Смирение. Священное Писание говорит: «Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа» (Сир. 3, 18). Жизнь старца – подтверждение данных строк. Архимандрит Феофан и словом, и делом являл смирение. Он отмечал, что без смирения не обрести любви Божией: «Любовь же Божию приобрести, кроме смирения и смиренномудрия, невозможно. Постарайтесь научиться смирению и смиренномудрию; а от кого научиться сему мудрому художеству? От самого Спасителя». Любимым изречением, которое часто повторял подвижник, были слова Спасителя: «Научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Подвижник отмечал, что кротость и смирение есть проявление христианской любви, к стяжанию которой надлежит стремиться каждому.
Наставления старца были простыми и кроткими. Подвижник предлагал свои поучения в таком виде, как будто сам учился у слушателей, а не учил их. Заметив недостаток инока, игумен не обличал его в лицо, а говорил о нем в виде общего назидания братии.
Архимандрит Феофан во всем был примером для окружающих. Он не пропускал ни одной службы, исполнял с братиею все послушания, работал на полях, носил самую бедную одежду, не имел своего имущества. С одинаковой любовью он принимал каждого, кто хотел послушать его душеполезных наставлений. Если приезжие желали, то он по глубокому своему смирению сам по их зову приходил к ним в гостиницу. Каждого своего посетителя старец почтительно провожал до крыльца.
Ныне чтя смиренного подвижника, постараемся и мы, по примеру архимандрита Феофана, смиренно поступать и мыслить, с любовью и кротостью обращаться друг с другом, помня, что «велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется» (Сир. 3, 19–20).