В 2023 году исполняется 105 лет со дня мученической кончины святого.
Павел Александрович Кушников родился 16 декабря 1880 года в семье священника Александра Михайловича Кушникова, клирика Спасо-Преображенской Моденской церкви Устюженского уезда (ныне — село Модно Устюженского района), отличавшегося крепкой верой и благочестием.
Путь юного Павла был традиционен для детей священников: сначала он окончил духовное училище, а затем, в 1905 году — Новгородскую духовную семинарию.
После получения духовного образования отец Павел стал служить учителем церковно-приходских школ, неся свет Евангелия в народные массы. Много учеников воспитал он, стараясь не только преподать вероучительные истины, но и пробудить в сердцах воспитанников живую веру.
В 1913 году отца Павла определили на священническую вакансию к каменной Богоявленский Бельской церкви Устюженского уезда (ныне деревня Бельское Чагодощенского района). В этом храме все последующие годы – вплоть до своей мученической кончины — отец Павел как священнослужитель показал себя с наилучшей стороны. Так, в клировой ведомости его поведение получило очень высокую оценку — «отлично-хорошее», а поведение жены, Серафимы Васильевны – «весьма скромное».
В приходе было четыре земских школы, в трех из которых законоучительствовал отец Павел.
Начавшиеся после установления советской власти в Череповецкой губернии гонения на Церковь конечно же коснулись и отца Павла. Он стал в этом регионе первым священником, пострадавшим за веру.
Священнику жилось трудно в окружении недоброжелателей, агрессивно настроенных как против Церкви, так и против батюшки лично. О многих горестях и бедах, которые ему приходилось претерпевать от окружающих, сообщает отрывок из беседы священника с митрополитом Новгородским и Старорусским Арсением (Стадницким), в которой отец Павел «говорил о своих скорбях, о том, что некоторые из прихожан, только временно живущие в приходе, потому что занимаются на фабрике, агитируют против него, подкапываются, и просил совета, что делать».
Ему приходилось не только терпеть клевету, но страдать из-за нее. Так, в 1917 году некоторые из жителей села написали заявление-донос на отца Павла в Устюженский уездный комиссариат. Обвинение выдвигалось серьёзное: пропаганда неповиновения новому правительству, приверженность монархическому строю. В результате наветов клеветников над отцом Павлом началось следствие, а вслед за ним — допросы.
Чтобы понять причину появления выше упомянутого доноса, надо вернуться на несколько лет назад и обратиться к личности священника Павла Кушникова, причём не только как духовного радетеля о спасении вверенных его попечению душ, но и как заботливого отца своих чад в устройстве их жизнеобеспечения.
В нелегкое для всей страны время — революции, Первой Мировой войны — батюшка заботился не только о духовно-нравственном благополучии и здоровье своей паствы, но и о продовольствии для своих пасомых. С этой целью им была создана приходская общественная потребительская лавка, распределяющая продукты питания между жителями прихода. Управление лавкой было передано прихожанам. Впоследствии «делом стали управлять не лица, выбранные всем приходом и облеченные их доверием, а люди, не отличающиеся порядочностью, но нахальством, ибо они сами себя выбрали». Появилась опасность, что лавка перестанет существовать. После отстранения оных («не отличающихся порядочностью, но нахальством») от управления, стали появляться ложные доносы в приверженности старому строю, что явилось фактически актом мести священнику.
Случай расправиться с батюшкой, не давшим обмануть людей, и воспользоваться критическим положением в своекорыстных целях, вскоре представился.
Отец Павел, как истинный пастырь, не мог оставаться в стороне от того, что происходило в стране, понимая к каким последствиям может привести хотя бы только один неверный шаг. В целях избежания тяжёлых последствий таких действий он стал призывать к благоразумию свою паству. Желая объяснить истинный смысл совершающихся событий, священник в Вербное воскресенье выступил с проповедью на тему «Как строить», в которой раскрыл смысл отрывка из Евангелия от Матфея (Мф.7: 23-29). Эта проповедь послужила причиной доноса на батюшку со стороны негативно настроенных против него крестьян села Бельского. Ему было предъявлено обвинение в приверженности к старому строю. На основании прошения в мае 1917 года Святейший Синод начал исследование по данному делу.
Большинство свидетелей говорило, что прямо против новой власти батюшка не агитировал. В использованном им в проповеди образе дома разрушившегося (под которым подразумевался дом Романовых, просуществовавший 300 лет) и необходимости строительства нового дома на камне священник доходчиво объяснил сложившуюся на тот момент ситуацию, в чём некоторые увидели отрицательное отношение к временному правительству. Но, по словам многих свидетелей и очевидцев происходящего, батюшка, наоборот, призывал народ к единству, послушанию власти: «Чтобы быть едиными, будем слушаться объединенной воли нашего временного правительства и отвергать силою всякие попытки властвовать со стороны. Власть должна быть на Руси одна, иначе Русь распадется и нас заберут живьем голыми руками!»
На защиту отца Павла встали хорошо знающие батюшку и любящие его прихожане. Многие, очень многие любили батюшку. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в ответ на обвинение священника в приверженности к старому строю, прихожане не побоялись властей и написали заявление – ходатайство, подтверждая, что в своих проповедях отец Павел не говорил ничего предосудительного, заверив заявление более чем 300 подписями. По данному делу батюшка был оправдан.
Отметим, что любовь пастыря к пасомым была поистине Христовой, самоотверженной, жертвенной: несмотря на давление со всех сторон, ведение следственного дела по наговору, постоянно довлеющей над ним угрозой наказания, отец Павел не бежал, не прятался, а остался до конца верен своему пастырскому долгу и не оставил вверенной ему Богом паствы. Это была истинно пастырская ревность.
Жизнь отца Павла при его добрых делах являлась светом для мира и была примером для подражания. Такое действенное указание следования добродетели и пути Божию не могло не вооружить «ратников невидимых» на противление истине. Конечно же, понимал отец Павел, к чему может привести путь следования истине и каким может быть исход сего пути. «Открывать дела Божии славно», но и предостережение Спасителя: « Если Меня гнали, будут гнать и вас…» (Ин. 15: 20) — без сомнения, помнились отцом Павлом. И посему принятое им решение («если Богу угодно будет, чтобы отняли у меня жизнь…»), которое он высказал при личной встрече с митрополитом Новгородским и Старорусским Арсением (Стадницким), было – по сути своей – осознанным выбором отца Павла.
Священник Павел Кушников предполагал свою скорую мученическую кончину, совершал постепенное восхождение на свою Голгофу и был готов принять смерть за Христа.
22 февраля (по старому стилю) 1918 года он был неожиданно арестован двумя делегатами от Устюжского исполнительного комитета, обвинен в сокрытии оружия для «белогвардейцев», хотя при обыске ничего не было обнаружено. 23 февраля отца Павла вывели за село Бельское к болоту, застрелили и тут же зарыли.
Отец Павел, покорившись Промыслу Божию, достойно принял мученическую кончину. Пав жертвой Красного террора, он до конца остался верным священнической присяге и вверенной ему Богом пастве.
В субботу 31 марта (13 апреля), святейший Патриарх Тихон с членами Собора совершили первое поминальное моление об усопших мучениках за веру и Церковь в храме Московской Духовной Семинарии. На заупокойных ектениях и за панихидой поминались убиенные поименно, согласно Синодику. Седьмым по списку (и первым из иереев) шло имя священника Павла Кушникова.
Решением Священного Синода 4 апреля 2019 года имя священномученика Павла Кушникова было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Не гаснет со временем свеча верности и любви ко Христу, возженная в сердце отца Павла. Свет добродетелей боголюбивого пастыря как прежде, так и ныне сияет миру. Как в начале XX века, так и сейчас, в XXI веке
приходской священник Павел Кушников являет собой образ истинного христианина, простого, кроткого и ревностного по Бозе, неоднократно жертвовавшего собой ради блага ближнего, оставшегося до конца верным Христу и своему пастырскому долгу и смиренно принявшего мученическую кончину. Его подвиг, как и подвиг большинства новомучеников — это подвиг крестных страданий, давший ему бессмертный мученический венец.
Чтя ныне память священномученика Павла, испросим у сего доблестного воина Христова крепости веры и любви к Богу и ближним, помощи в жертвенном служении окружающим нас людям ради Христа и мужества всегда во всем следовать воле Божией.