17 февраля — день памяти двух великих светильников веры и благочестия
Череповецкой епархии — преподобного Кирилла Новоезерского, подвизавшегося в Белозерском крае, и преподобного Досифея Череповецкого, подвизавшегося на Череповецкой земле.
Жили и трудились эти угодники Божии примерно в одно время: преподобный Кирилл — во второй половине XV века — первой трети XVI века; преподобный Досифей – во второй половине XVI века.
Про подвиги святого Кирилла история сохранила пространное житие, а про преподобного Досифея – всего несколько строк. Недостаток источников компенсирует свет их добродетельного жития, который и ныне сияет сквозь века, как и прежде, вдохновляя людей на подвиги Христа ради.
Поскольку у подвижников была одна цель – единение с Богом, потому много схожего в их жизни. Оба они радели о спасении своей души и ушли из любви к Богу от красот суетного мира в пустынь, чтобы в безлюдном месте служить Господу, молиться Ему в глубине сердца, быть только с Ним. Местом уединения преподобного Кирилла стал Красный остров Нового озера, а преподобный Досифей затворился в келье в густом лесу, близ реки Шексны.
Оба были великими постниками и молитвенниками. Пищей им служили трава да кора деревьев. Иисусова молитва была их дыханием. Преподобный Досифей молился в своей келье (единственными предметами, обнаруженными в келье пустынника царем Иоанном Грозным были лампада и Псалтирь); преподобный Кирилл также всю ночь пребывал в молитве, славословя Господа.
Оба по мере сил утесняли свою плоть: отец Досифей – стоянием на камне, отец Кирилл — ходил босой даже в самые жестокие морозы.
Обоим приходилось терпеть скорби от прихода людей. Так, вожделенное уединение подвижника Досифея было нарушено, когда его келью обнаружил царь и его слуги, и отшельнику пришлось спасаться от них бегством.
Преподобному Кириллу досаждали на острове местные рыболовы, а также грабители. Но и на них действовала нравственная высота подвижника. Однажды воры сняли колокол с церкви и хотели уже переправиться на другой берег, но заблудились. Встретивший похитителей Кирилл обличил их жадность и, накормив, отпустил с миром. Это так подействовало на злодеев, что они после случившегося перестали нарушать покой Новоезерской обители. Как не вспомнить здесь слова старца Иосифа Исихаста: «У праведности нет колокольчика, чтобы узнать о ней по его звону. Колокольчик праведности – это снисходительность, долготерпение, выдержка. Вот украшения монаха и всякого христианина».
И преподобный Досифей, и преподобный Кирилл являлись для окружающих примером веры и благочестия, образцом для подражания. Имена обоих вошли в названия обителей, устроенных на местах их подвигов — Кирилло-Новоезерского монастыря и Досифеевой пустыни, где подвизались их последователи.
Глядя на этих боголюбцев, вчитываясь в страницы их житий, что видим мы? Пламень крепкой веры и негасимой любви ко Господу, самоотверженность и мужество в борьбе со грехом, смирение, долготерпение. Из этих добродетелей-дощечек сколотили они свои скромные легкие лодочки и достигли в них тихой пристани спасения. Пусть же будут добрыми помощниками в том и нам.