Даниилов Шужгорский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Был основан преподобным Даниилом Шужгорским во второй половине XVI века на Шужгорской горе среди лесов Белозерского уезда. О истории монастыря, как и о его основателе, сохранилось совсем немного сведений. Известно, что постриженник Корнилиева Комельского монастыря монах Даниил в поисках пустыннического жития пришел в дремучие леса Шужгоры. Для своих подвигов он избрал гору, именуемую Шужгорой. Здесь отшельник подвизался денно и нощно в трудах и молитвах, служа Богу чистым сердцем, стемясь к преображению собственной души. Живя на горе, терпя здесь голод и холод, вероятно, вспоминал он и другой горе — Фаворской, и о Славе Господней, явленной Христом на той горе. Неслучайно построенная подвижником на горе деревянная церковь была освящена именно в честь Преображения Господня. Свет добродетельного жития преподобного Даниила не смог остаться незамеченным для людских глаз, ибо «ниже вжигают светильника, и поставляют под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине» (Мф. 5:15). Узнав о святом житии подвижника, к безмолвнику стала стекаться братия, желавшая спасать свои души под руководством мудрого наставника. Так постепенно на горе образовался мужской монастырь. После блаженной кончины преподобного Даниила иноки с псалмопениями погребли его утружденное тело на территории монастыря. Над мощами преподобного была поставлена часовня.
Трудно было малочисленной братии жить и подвизаться в суровых условиях, оставшись без руководства духоносного старца. После кончины преподобного Даниила в конце XVI века монастырь просуществовал не долго.
В исторических источниках и исследованиях содержится разная информация о времени упразднения монастыря. Одни историки относят закрытие к концу XVII века, когда после лихолетья Смутного времени во многих обителях прекратилась монашеская жизнь. Другие считают, что монастырь был закрыт в ходе церковной реформы 1764 года.
Как отмечает исследователь Македонская Н.М., в конце XVII века Шужгорского монастыря уже не существовало. В переписных книгах Белозерья конца XVII века имевшиеся на Шужгорском погосте две деревянные церкви уже были записаны не как монастырские, а как приходские. Это были: холодная церковь, освященная в честь Преображения Господня, и теплая церковь в честь преподобного Даниила Столпника. Над могилой преподобного Даниила Шужгорского в XVII веке по-прежнему стояла деревянная часовня.
В то же время в ряде исторических источников встречается информация о том, что Шужгорский монастырь был официально упразднен в XVIII веке. Так, епископ Амвросий (Орнатский) в шестой части «Истории российской иерархии» (1815 год) пишет, что «по Штатам 1764 года этот монастырь был обращён в приходскую церковь, и известен ныне под именем села Спасского на Шужгоре«. О упразднении монастыря в 1764 году сообщает и Зверинский В.В. в 1892 году в «Материалах для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем». Возможно, в 1764 году государственная власть просто констатировала факт прекращения существования на Шужгоре монашеской жизни, завершившейся здесь ранее, а именно, в XVII веке.
До середины XVIII века церкви в приходе были деревянными. В 1755 году старанием прихожан на месте деревянной была построена каменная Спасо-Преображенская Шужгорская церковь с колокольней. Главный престол в холодном храме был освящен в честь Преображения Господня, престол в теплом храме — во имя преподобного Даниила Столпника, придел — в честь преподобного Даниила Шужгорского. В рукописной описи церквей Белозерского уезда 1850-х — сер.1860-х гг., хранящейся в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике (Ф.14. Оп.1. Ед.хр.4), говорится, что Спасо-Преображенская Шужгорская церковь была благоустроена, отличалась благолепием и внутренним благоукрашением. Мощи преподобного Даниила Шужгорского в XIX веке пребывали в Преображенской Шужгорской церкви под спудом за правым клиросом.
Преображенская церковь то была приписной, то самостоятельным приходом. Приход состоял из 45 дворов, был весь окружен хвойным лесом. Все постройки причта и прихожан были деревянные. Прихожане в летнее время занимались обработкой земли, в зимнее — вывозкой леса из купеческих дач; лес отправляли в г.Рыбинск. Кроме каменной Преображенской церкви в приходе имелась часовня во имя великомученика Георгия Победоносца.
В церковной описи 1916 года значится, что утварью церковь снабжена достаточно. По штату к церкви был положен священник и псаломщик. Церковь была наделена пахотной и сенокосной землей, обрабатываемой силами причта. Для священно и церковно- служителей на церковной земле силами прихожан было построено два деревянных дома. Также церкви принадлежали две избы, два хлебных амбара и две деревянные кладовые.
Преображенская церковь имела приписную деревянную, покрытую тесом часовню, которая располагалась в деревне Лилигумзь.
Ближайшей к Преображенскому храму церковью была находящаяся от него в 10 верстах Троицкая Желобовская церковь.
В годы гонений на Церковь Преображенский храм стали беспощадно разрушать. По воспоминаниям старожил кресты с куполов церкви скинули жители окрестных деревень «пугорский Степан да лилигумзский Саша». Окончательно разрушили храм в годы Великой Отечественной войны, пол и иконы сожгли. Ныне бывший Шужгорский приход находится в урочище Шужгора в километре от урочища Пугорка Белозерского района.
До наших дней от Шужгорского монастыря и существовавшего после него прихода сохранились только руины Преображенской церкви, построенной в 1775 году.
(По материалам статьи Силиной Е.А. Даниилов Шужгорский Спасо-Преображенский мужской монастырь и Шужгорский приход).
Геннадиева Белозерская Преображенская мужская пустынь
Пустынь была основана в 1529 году, располагалась в Белозерском районе вблизи Ялгозера, в 50-ти верстах от города Белозерска.
Строения в ней все были деревянные, в том числе церковь Преображения Господня без приделов. Упразднена в 1764 году. После упразднения на месте пустыни существовал Шольско-Геннадиево-Пустынский приход. В 1778 году стараниями верующих здесь была построена деревянная церковь с престолами Преображения Господня (главный) и Архангела Михаила. До настоящего времени не сохранилась.
Езовая Преображенская мужская пустынь
Пустынь была основана в конце XV века.
Располагалась рядом с Леушинским монастырем, на юго-западе от села Мякса Череповецкого района. Это место сейчас затоплено.
В XVII веке пустынь пережила польско-литовское разорение и не сразу восстановилась.
Во времена правления императора Петра Великого пустынь была приписана к Пошехонскому Адрианову монастырю, находившемуся от неё в 70-80 верстах. Находилась она на территории езовой волости (особые государевы рыболовные волости. Езы (частоколы из деревьев) ставились в реку сразу после ледохода, на зиму езы разбирались. В езовых волостях у митрополитов были свои монастыри и пустыни). В XVIII веке езовая ловля рыбы прекратилась, так как езы мешали судоходству.
В 1756 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, пустынь была упразднена.
На фото: руины Преображенского храма бывшего Даниилова Шужгорского Преображенского монастыря.