5 июня, в Собор Ростово-Ярославских святых, вспомним о тех из них, кто подвизался когда-либо на землях, входящих ныне в Череповецкую епархию. Это преподобный Севастиан Сохотский, преподобные Игнатий и Исаакий Ломские, священномученики Петр Богородский и Василий Преображенский.
Преподобный Севастиан Сохотский, Пошехонский жил в XV веке. По народному преданию Севастиан еще в юношеском возрасте почувствовал расположение к подвижнической жизни и поступил в одну из многочисленных тогда иноческих обителей Воскресенский Череповецкий монастырь. Здесь он прошел различные послушания, был пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона и в иеромонаха. Позже подвижник удалился в дремучие пошехонские леса по реке Сохоти, построил храм во имя Преображения Господня и основал обитель, став первым игуменом Преображенского монастыря на реке Сохоти. Собственным примером и наставлениями поучал иноческой жизни преподобный братию обители. Подвижник сам жил все время в тесной и ветхой хижине, построенной своими руками. В молитве, посте и трудах протекла жизнь его. Целые ночи он проводил без сна, в славословии Богу, коленопреклонении и молитве, а днем совершал богослужение в храме и изнурял тело, чтобы удалить от себя земные и чувственные помыслы. Смиренный основатель обители сам обрабатывал землю и питался трудами рук своих. Он носил воду, рубил дрова, молол жито, помогал пекущим хлебы, плел вервие. Обычно преподобный питался только хлебом и вареными плодами без масла; пил воду, за которой сам же ходил на реку Сохоть до самой глубокой старости. Его одежда, ветхая и убогая, едва покрывала тело. Подвизаясь с преданностью воле Божией, удаляясь от всего мирского, преподобный советовал ученикам своим: «Братия, терпите скорби и беды, да избудете вечныя муки». Кончина его последовала в конце XV века (в 1492 г.).
Преподобные Игнатий и Исаакий Ломские
Преподобный Игнатий жил в XVI в. Любя безмолвие, он удалился из многолюдной обители преподобного Кирилла Белоезерского и стал спасаться в окрестности бывшего города Ломска (или Лома). Желание пустынной отшельнической жизни заставило преподобного Игнатия оставить основанный им монастырь. Передавши управление обители одному из учеников, подвижник удалился в Вадожскую волость, на берега реки Даровицы, впадающей в реку Сару, и стал здесь жить отшельником. Место было глухое, лесистое, и поселения людские отстояли отсюда верст на пять-шесть. Сообщения с ними шли по едва заметной тропинке, вьющейся по берегу речки Даровицы. Преподобный Игнатий плел лапти и потом оставлял их на этой лесной тропинке. Путники, нуждавшиеся в них, поднимали те лапти, оставляя взамен их хлеб. Этим хлебом и питался преподобный Игнатий, уделяя часть подаяний другому иноку, по имени Исаакий (по некоторым источникам Иоакиму), подвизавшемуся верстах в трех от преподобного. Слух о высокой подвижнической жизни отшельника мало-помалу распространился, и к нему стали приходить ревнители иночества. Для них преподобный поставил здесь храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Так постепенно устроился монастырь. Святой Игнатий почил от трудов своих 28 декабря 1591 года.
Священномученик Петр Богородский (Петр Николаевич Богородский) родился в 1878 г. в с. Ильинское-на-Югу в семье диакона. В 1985 году окончил Духовное училище и Ярославскую певческую школу. С 1896 г. по 1903 г. был псаломщиком в с.Старо-Петровское Пошехонского уезда Ярославской губ. С 1903 г. по 1906 г. нес послушание псаломщика Троицкого собора в г. Пошехонье Ярославской губернии. С 1906 г. в течение 10 лет Петр Николаевич работал учителем в сельских школах. С 1916 г. по 1918 г. он работал письмоводителем, а в 1918 г. возвратился к церковному служению в должности псаломщика Успенской кладбищенской церкови в г. Пошехонье, где служил до 1926 г. В 1926 г. рукоположен во священника к Сохотскому женскому монастырю, а после его закрытия переведен в с. Федоринское. Отец Петр боролся с распространением обновленческой ереси, за что три года провел в северной ссылке — с 1931 г. по 1933 г. 31 нваря 1931 г. он был осужден по ст.58-10 УК РСФСР. Приговор — ссылка в Северный край. В ссылке жилось очень тяжело, голодно, часто приходилось питаться одной травой: многие болели тифом и умирали. Отец Петр ссылку пережил, и, оказавшись на свободе, стал помогать материально оставшемуся там духовенству, старался поддержать и духовно. После ссылки в 1933 г. поселился в г. Пошехонье-Володарске. Помогал верующим разобраться в обновленческом движении и освободить от обновленцев Успенскую кладбищенскую церковь. По возвращении служил священником в с. Давыдовское, а затем в Успенской церкви в г. Пошехонье. В 1935 г. с разрешения властей в этой церкви начала действовать «тихоновская» православная община, возглавляемая отцом Петром, а храм был «поделен» с обновленцами. Обновленцы пытались вновь отобрать Успенский храм у «тихоновцев», строча доносы в органы власти. Отец Петр не отказывал в совершении необходимых треб. Несмотря на запрет властей, крестил «взрослых» детей (в возрасте от 1 до 13 лет), и это был поставлено ему в вину.11 ноября 1936 г. отец Петр был арестован и обвинен в организации контрреволюционной группы церковников, распространении террористических настроений, проведении нелегальных сборищ, противодействии снятию колоколов, помощи ссыльному духовенству, антисоветских проповедях. Участие в контрреволюционной деятельности священник категорически отрицал. Осужден 15 августа 1937 г. на 8 лет ИТЛ. Заключен в Севвостклаг (Дальний Восток, Магадан, бухта Нагаева). Скончался священномученик Петр 6 ноября 1938 г. в лагере.
Священномученик Василий Преображенский родился 23 января 1876 года в селе Крутец Дикушинской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Константина Преображенского. Образование Василий получил в духовном училище; в 1916 году он был призван в армию, где служил писарем до 1917 года.
В годы гонений на Русскую Православную Церковь Василий изъявил желание стать священником – и был рукоположен и служил в Николо-Рождественском храме в селе Верховье на Югу Ермаковского района Ярославской области (соврем. село Верховье Череповецкого района). В 1937 году храм был закрыт и священник переехал в село Покров-Рогули Приухринского сельсовета; поселившись в доме церковной старосты, он крестил, исповедовал и отпевал на дому. 28 декабря 1937 года отец Василий был арестован и обвинен в срыве собрания, посвященного выборам в Верховный Совет СССР, в клевете на политику советского правительства и антисоветской агитации. 16 июня 1938 года Специальная Коллегия Ярославского областного суда приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Священник Василий Преображенский скончался 14 июня 1940 года в Ярославской исправительно-трудовой колонии № 3 и был погребен в безвестной могиле.
Как видим, подвижники, входящие в Собор Ростово-Ярославских святых жили в разное время и в разных местах, но всех их объединяло одно — горячая любовь к Богу, желание быть с Ним и служить Ему. Крепкая вера и помощь Спасителя помогли им перенести тяготы и лишения отшельнического жития, суды и допросы представителей советской власти, суровые условия существования в исправительно-трудовых лагерях. По слову апостола Павла, угодники Божии все смогли во укрепляющем их Иисусе Христе (Флп. 4:13).