Преподобный Сергий Шухтовский (в миру — Стефан) был схимонахом Шухтовского монастыря, расположенного в местечке Шухтово (ныне с. Покров Череповецкого района, в 50 километрах от города Череповца). Родился он в Казани. С детства отличался строгим постничеством. В младенчестве вместо материнского молока питался «ячменным и неквасным суслом». С возрастом он принимал в пищу лишь сухой хлеб и воду, да и то лишь два раза в неделю. Стремясь познать иноческую жизнь, подвижник совершил пеший поход в Палестину, побывал в Константинополе, на Афоне, в Соловецкой обители. Путешествуя пешком по святым местам, он навыкал молитве, учился преодолевать трудности, связанные с терпением зноя и холода, недостатка и грубости пищи, встречи с всевозможными опасностями от лихих людей; борясь с унынием от долгого и трудного пути, упражнялся в терпении и мужестве. Преподобный Сергий во время своих странствий обучался иноческому деланию во многих монастырях православного мира, беседовал с подвижниками веры и благочестия, по всей видимости нашел для себя образец монашеской жизни, который и старался воплотить в пустыни Русского Севера.
Еще один важный факт из жизни преподобного это миссионерство среди лопарей (саамов): «из Новагорода пошед в Самоядь Лопскую к океану морю». Под Самоядью Лопскою подразумевается Лапландия- земля в северной части Скандинавского и западной части Кольского полуострова.
Примерно в 1603 году угодник Божий пришел в Вологодские земли, где принял иноческий постриг от настоятеля Череповецкого Воскресенского монастыря архимандрита Исаии, который, будучи иконописцем, написал впоследствии образ своего святого постриженника.
Достоверно не известно пришел ли преподобный Сергий в уже существующий монастырь на реке Шухтовке или же он был основателем оного. Известно, что преподобный был игуменом монастыря, о чем свидетельствует древняя копия, игуменского посоха хранящегося в Череповецком музее. Сам посох был усердными богомольцами по щепкам унесен по домам.
Посвятив себя всецело служению Богу, преподобный Сергий пребывал день и ночь без сна в молитве, в строгом посте и воздержании, терпеливо перенося тяготы и лишения. По слову Евангелия, подражая Христу, он не имел места, где главу преклонити: у него не было постели, подвижник проводил почти все время без сна, засыпая на короткий срок на локтях и коленях. Еще при жизни святой муж сподобился от Бога дара прозорливости и чудотворения. Преподобный преставился в 1609 году и был погребен близ Покровской церкви.
До нашего времени сохранились накладки, бывшие на раке преподобного Сергия Шухтовского, которые ныне пребывают в Череповецком музейном объединении г.Череповца.
Шухтовский Покровский монастырь просуществовал не долго. В Смутное время, когда Русский Север разорялся лихоимцами, многие монастыри перестали существовать в следствии множественных разорений и пожаров, среди них был и Шухтовский монастырь. Известно, что в 1618 году на месте упокоения преподобного Сергия был построен деревянный Троицкий храм. В переписной книге 1678-1679 годов сведения о Покровском монастыре отсутствуют. Позже на месте монастыря были построены два каменных храма и склад. В 1960-1970 годы храмы стали местными жителями разбираться на кирпичи и к 2000 году от них практически ничего не осталось. В 2009 году на фундаменте Троицкого храма, где, по преданию, находится захоронение преподобного Сергия, был построен небольшой Покровский храм.Предание гласит, что преподобный Сергий молился у камня в лесу и умывался в источнике неподалеку. И камень, и источник сохранились до нашего времени. Глубина источника около шести метров. Сохранился старый сруб с коваными гвоздями. Постепенно стараниями местных жителей над источником был воздвигнут навес, в лесу среди болот благоустроена дорога до источника.У источника установлен Поклонный крест. Сегодня каждый желающий может помолиться святому Сергию Шухтовскому на его источнике и испить из него бодрящей прохладной воды.
Для нас преподобный Сергий Шухтовский является образцом человека, посвятившего свою жизнь Богу. Это пример крепкой веры, бесконечной преданности и пламенной любви ко Христу, аскетических подвигов, богоугодного жития. Святой учит нас своей жизнью осознанно перенимать опыт духовного делания опытных подвижников. Желая принять иночество, он прежде сам глубоко изучил монашество, странствуя по монастырям, а затем только был пострижен в ангельский образ. Столь же пытливыми, ищущими истины, изучающими неустанно духовный опыт святых отцов следует быть и нам. Преподобный жил, как странник на земле, не прилепляясь ни к чему тленному и временному. Он избегал удобств, сознательно ущемляя себя в пище (как известно, подвижник был великим постником, питался только хлебом и водой) и сне (не имел постели, спал всего несколько часов на согнутых локтях и коленях). Учит тому и нас: не баловать и не расслаблять себя излишеством, а строго подходить к себе, вести внимательную и трезвенную внутреннюю жизнь. Любя Бога, святой не мог жить без молитвы, без уединенной беседы с Ним. А как живем мы? Какое место в нашей жизни занимает Бог? Часто ли мы всем сердцем молимся Ему? До наших дней сохранился большой камень, у которого возносил свои молитвы ко Господу преподобный. Теперь у этого камня стоит Поклонный крест, призывая каждого своим строгим силуэтом среди шумящей на ветру листвы лесной полосы вырваться из суеты и бесконечных забот, остановиться у креста, и, вспомнив о Боге, преклонить перед Ним свою главу…