Священномученик Павел Кушников родился 16 декабря 1880 года в семье священника Спасо-Преображенской Моденской церкви Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне с. Модно Устюженского района Вологодской области) Александра Михайловича Кушникова. Александр Михайлович Кушников отличался крепкой верой и благочестием. За ревностное исполнение пастырских обязанностей он был удостоен множества церковных наград, включая сан протоиерея и орден св. Анны 2-й степени. У отца Павла перед глазами был замечательный пример для подражания, которому он и старался следовать в течение всей своей жизни.
Путь юного Павла поначалу был традиционен для детей священников: сначала он окончил духовное училище, затем поступил в Новгородскую духовную семинарию, из которой был выпущен в 1905 году с аттестатом 2 разряда.
Немало отцу Павлу довелось служить учителем церковно-приходских школ, неся свет Евангелия в народные массы. Много учеников воспитал он, пытаясь не только преподать им вероучительные истины, но и пробудить в них живую веру, прочувствовать эту веру сердцем, привести их к действенному исповедованию православия, к убеждению следовать этим, пусть и нелёгким, но единственно правильным путём.
31 июля 1913 года резолюцией архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) отца Павла определили на священническую вакансию к Бельской церкви Устюженского уезда (ныне деревня Бельское Чагодощенского района Вологодской области).В этом храме все последующие почти 5 лет – вплоть до своей мученической кончины — отец Павел как священнослужитель покажет себя с наилучшей стороны … В клировой ведомости его поведение получило очень высокую оценку — «отлично-хорошее».
Гонения на Церковь начались вскоре после установления советской власти в Череповецкой губернии, причем отец Павел стал первым в этом регионе из известных нам священнослужителей, пострадавших за веру.
В нелегкое для всей страны время — революции, Первой Мировой войны — батюшка заботился не только о духовно-нравственном благополучии и здоровье своей паствы, но и о продовольствии для своих пасомых. С этой целью им была создана приходская общественная потребительская лавка, распределяющая продукты питания между жителями прихода. Управление лавкой было передано прихожанам.
Священнику жилось трудно в окружении недоброжелателей, агрессивно настроенных как против Церкви, так и против батюшки лично. Стали появляться ложные доносы в приверженности отца Павла старому строю, что явилось фактически актом мести священнику.
О том, что отец Павел снискал у своих прихожан любовь, говорит тот факт, что когда ему власти предъявили обвинение в приверженности к старому строю, прихожане не побоялись властей и написали заявление – ходатайство, свидетельствуя, что в своих проповедях отец Павел не говорил ничего предосудительного, заверив заявление более чем 300 подписями. По данному делу батюшка был оправдан. Отметим, что любовь пастыря к пасомым была поистине Христовой, самоотверженной, жертвенной: несмотря на давление со всех сторон, ведение следственного дела по наговору, постоянно довлеющей над ним угрозой наказания, отец Павел не бежал, не прятался, а остался до конца верен своему пастырскому долгу и не оставил вверенной ему Богом паствы. Это была истинно пастырская ревность.
То, что священник Павел Кушников предполагал свою скорую мученическую кончину, совершал постепенное восхождение на свою Голгофу и был готов принять смерть за Христа, не вызывает никаких сомнений. Об этом же свидетельствовал уже после смерти отца Павла митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий), председательствуя на заседании Всероссийского Поместного Собора, состоявшегося в Москве 27 марта/9 апреля 1918 года: «Мне очень грустно было получить сообщение о том, что убит в Новгородской епархиисвященник, тем более что отца Павла Кушникова я прекрасно знал. Он был на последнем съезде изаявил себя очень усердным деятелем. Он говорил о своих скорбях, говорил о том, что некоторые из прихожан, только временно живущие в приходе, потому что занимаются на фабрике, агитируют против него, подкапываются, и просил совета, что делать. Я сказал: «Мы все несем крест, и Вы несите крест». Он сказал: «Это соответствует моему направлению. Если Богу угодно будет, чтобы отняли у меня жизнь, прошу помолиться о мне».
Жизнь отца Павла при его добрых делах являлась светом для мира и была примером для подражания. Такое действенное указание следования добродетели и пути Божию не могло не вооружить «ратников невидимых» на противление истине. Конечно же, понимал отец Павел, к чему может привести путь следования истине и каким может быть исход сего пути. «Открывать дела Божии славно», но и предостережение Спасителя: « Если Меня гнали, будут гнать и вас…» (Ин. 15: 20) — без сомнения, помнились отцом Павлом. И посему принятое им решение («если Богу угодно будет, чтобы отняли у меня жизнь…»), которое он высказал при личной встрече с Митрополитом Новгородским и Старорусским Арсением (Стадницким), было – по сути своей – осознанным выбором отца Павла.
22 февраля по старому стилю (7 марта по новому стилю) 1918 года двое членов местного исполнительного комитета приехали неожиданно в село Бельское, арестовали священника Павла Кушникова, обвинили его в сокрытии оружия для «белогвардейцев», хотя при своем обыске ничего не нашли. На следующий день, 23 февраля по старому стилю (8 марта по новому стилю) отца Павла вывели за село к болоту, застрелили и тут же зарыли. Несмотря на усиленные мольбы родственников, тело убитого так и не было возвращено им для погребения на кладбище.
Священномученик Павел Кушников, покорившись Промыслу Божию, достойно принял мученическую смерть, пав жертвой Красного террора, до конца оставшись верным своей священнической присяге, вверенной ему Богом пастве.
В субботу 31 марта (13 апреля), святейший Патриарх Тихон с членами Собора совершили первое поминальное моление об усопших мучениках за веру и Церковь в храме Московской Духовной Семинарии. На заупокойных ектениях и за панихидой поминались убиенные поименно, согласно Синодику, седьмым по списку (и первым из иереев) шло имя священника Павла Кушникова.
Священномученик Павел Кушников, служивший простым приходским священником, являет нам собой образ христианина, смиренно принявшего мученическую кончину, оставшегося до концаверным Христу, своему пастырскому долгу. Его подвиг, как и подвиг большинства новомучеников,- это подвиг крестных страданий, подвиг смерти, давший ему бессмертный мученический венец.
4 апреля 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение причислить священника Павла Кушникова к лику святых и включить его имя в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.