Архимандрит Феофан (в миру — Федор Соколов) был одним из учеников преподобного Паисия Величковского. Получив иноческое воспитание на началах старчества, архимандрит Феофан в этих же началах воспитал и несколько поколений обновленного им Кирилло- Новоезерского монастыря и других обителей, находившихся под его руководством. Отец Феофан ввел в монастыре святоотеческие древние иноческие уставы, которые были к тому времени забыты на Руси и которым научил его преподобный Паисий: уставы о внутренней молитве, откровении помыслов, старческом руководстве. 36 лет (с 1793 г. по 1829 г.) архимандрит Феофан управлял Кирилло-Новоезерским монастырем. Он ввел в монастыре строгий общежительный устав. За время его управления обитель преобразилась. Обновив дух иноческий, отец Феофан собрал многочисленную братию. Он завел чинную службу, привлек богомольцев, возбудил усердие к обители и богатые жертвы. Он обновил расширил собор, выстроил две церкви, воздвиг колокольню, возвел двухэтажные здания келлий и обвел остров на протяжении 250 сажен каменною с башнями оградою, выстроенною на сваях, вбитых в воду, соединил монастырь с ближайшим островом мостом. Он ввел в обители строгий чин богослужений, торжественное отправление служб, столповое пение, непрерывное чтение псалтири, постоянные занятия для братии. Для удобства наблюдения за жизнью иноков, отец Феофан установил жилья в три келлии, чтоб новоначальные находились под присмотром старших. Больше всего старался он управлять посредством убеждения, и поучал братию как наедине, так и в полном собрании, после трапезы. Он не любил обличать в лицо, но, заметив недостаток инока, говорил о том в виде общего наставления братии. Архимандрит Феофан служил во всем примером для братии: он не пропускал ни одной службы, исполнял с братиею все послушания, работал на полях, ел в трапезе, носил самую бедную одежду и не имел имущества. В 1829-1830 гг. в монастыре подвизался послушником Димитрий Брянчанинов (будущий святитель Игнатий), которого привлекли сюда строгий аскетизм насельников и возможность общения с жившим здесь на покое архимандритом Феофаном. В дальнейшем, святитель Игнатий отзывался об архимандите Феофане, как о почтеннейшем старце, «который по подобию праведного Иова, предоставив занятие внешними предметами о.Вениамину, сам занимался непрестанно молитвами и словом Божиим».
Назначенный благочинным нескольких монастырей, архимандрит Феофан заботился об их духовном преуспеянии, в частности, о Горицкой женской обители. Приезжая в монастырь, он подолгу, после службы, беседовал с инокинями. Некоторые из бесед ими записаны. Кроме иноков, к отцу Феофану обращалось много мирян. Он принимал всех. Архимандрит наставлял своих духовных чад таким образом, как будто бы наставления служили поучением скорее самому отцу Феофану, чем его собеседнику. Своей беседой старец подводил слушателя к тому, чтобы собеседник сам высказывал нужную ему истину. По словам свидетелей после бесед с отцом Феофаном становилось мирно и тепло на душе. Из духовного наследия архимандрита Феофана до наших дней дошли письма его духовным чадам.
Предлагаем вашему вниманию Душеполезные изречения архимандрита Феофана (Соколова) и «Азбуку духовную. Изречения Архимандрита Феофана (Соколова), настоятеля Кирилло-Новоезерского монастыря», составленные сотрудником Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии Силиной Е.А. на основе писем старца Феофана, а также смонтированный Екатериной Александровной видео-ролик, посвященный духовному наследию подвижника.