Преподобный Кирилл Новоезерский еще будучи отроком стремился к иноческой жизни. Оставив тайно родительский дом, он отправился в обитель преподобного Корнилия (в Вологодском Комельском лесу), о которой слышал от своих благочестивых родителей. Преподобный Корнилий благосклонно принял Кирилла и постриг его в иноки. Между тем родители Кирилла от одного комельского инока узнали о местопребывании сына. Прибыв в обитель отец в строгом постнике не сразу узнал своего сына. Когда же он признал в нем Кирилла, то и сам постригся в иноки с именем Варсонофия. Мать Кирилла перед смертью также восприяла иноческий чин.
После смерти отца Кирилл, раздав нищим оставшееся после него имение, отправился на север, в глушь лесов, чтобы здесь вести уединенную жизнь. Пищей ему здесь служила трава и кора деревьев. Так как тело его стало постепенно ослабевать в подвигах, то он молил Господа, чтобы Он указал ему место постоянного пребывания. Горячая молитва подвижника была услышана, и, повинуясь небесному указанию, св. Кирилл отправился к Белоозеру. Здесь с одной горы он увидел Новое озеро и на нем Красный остров. Явившийся подвижнику во сне Ангел дал ему указание, что здесь Бог избирает ему место пребывания. Пробудившись от сна, Кирилл твердо решил основать на Красном острове Божью обитель, для каковой цели и приобрел вскоре от местных крестьян указанный остров; затем соорудил здесь келлию и две церкви. Тогда же он был поставлен в сан священника.
Кирилл ревностно подвизался на новом месте в молитве и посте, претерпевая многие скорби от бесов и людей. Особенно досаждали подвижнику местные рыболовы. Беспокоили его обитель также и грабители, во множестве бродившие тогда по лесам и дорогам Руси. Но и на них действовала нравственная высота святого подвижника. Жизнь святого Кирилла в обители была во всем примером и образцом для других братий. Он ходил босой, сам рубил дрова и копал землю. За свою праведную жизнь Кирилл был сподоблен от Бога особенной благодати Святого Духа и дара исцелений. Однажды его ученик Дионисий видел, что с ним служит литургию диакон, который затем вдруг исчез. Преподобный запретил ему рассказывать об этом чудесном явлении. Около того же времени по молитвам его исцелился от тяжкой болезни один князь, который в благодарность за это велел выдавать для обители преподобного каждый год 40 мер ржи, а также в достаточном количестве масла и соли. Пред кончиной своею преподобный Кирилл с великой прозорливостью предрек те бедствия, которые предстояло испытать Российской земле. «Будут, – говорил он, – на земле беды великие и мятеж между людьми; но, – прибавил он, – царство наше будет умирено и устроено Богом». Преставился святой подвижник 4 февраля 1532 года.
Вскоре открылись знамения особенной близости его ко Господу. Так, когда один инок, по имени Кириак, заболел, то преподобный Кирилл в сонном видении явился ему и, осенив его крестным знамением, исцелил от болезни. Также святой исцелил другого инока по имени Макария, наказанного Богом за своенравный дурной характер тем, что он не мог ни есть, ни спать. Когда его привели к гробу преподобного, то он упал на землю. Тогда его положили на гроб преподобного, — и больной тотчас же пробудился совершенно здоровым. Много и других исцелений произошло по молитвам к преподобному Кириллу. Мощи святого были обретены нетленными при закладке в его обители нового храма, который по обету строился боярином Морозовым, получившим по молитвам к подвижнику спасение от многих бед. Оратимся к истории обретения мощей.
4 сентября, когда начали копать рвы под новый каменный храм, и повели один ров близ того места, где была гробница преподобного Кирилла, под гробницей на глубине пол-аршина от поверхности земли среди древесных корней открылся совершенно неповрежденный гроб. Без патриаршего указа и митрополичьего приказания архимандрит и келарь не осмелились взять землю с гроба, открыть и освидетельствовать его. Гроб был до указа обложен кругом досками, а об открытии донесено митрополиту Ростовскому Варлааму, патриарху Иосифу и боярину Морозову. Морозов, получив извещение, рассказал царю все с ним бывшее и ознакомил его с житием и чудесами преподобного Кирилла. В октябре патриарх по совету с царем послал Вологодскому архиепископу Маркеллу грамоту с предписанием ехать на Новое озеро, осмотреть мощи святого, перенести их во временное помещение, устроить празднество и донести о всем царю и патриарху.
Архиепископ Маркелл прибыл в Новоезерский монастырь вместе с архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Афанасием и того же монастыря келарем Савватием и соборными старцами. 7 ноября при игумене новоезерском Амфилохии, монастырской братии и многочисленном стечении народа он велел очистить гроб от земли, открыть его и освидетельствовать мощи и одежды. По осмотре архиерей и священный собор переложили тело в новый гроб и перенесли его в деревянную церковь Воскресения Христова. В церкви праздновали Успению Пресвятой Богородицы, пели соборне вечерню, заутреню и перед литургией молебен Всемилостивейшему Спасу, Богородице и всем святым и святили воду. Многие из бывших на торжестве больных получили исцеление. Народ брал от ветхого гроба частицы дерева и уносил их с собою с верою в их целебную силу.
В 1651 году по царскому повелению в деревянном храме Воскресения была поставлена новая рака для мощей преподобного Кирилла. Около того же времени было установлено общецерковное празднование ему как святому Российской Церкви. В 1652 году была окончена постройка новой каменной церкви и освящена 22 августа Кирилло-Белозерским архимандритом Митрофаном и новоезерским игуменом Амфилохием. В день освящения с великой честью, со свечами, кадилами и пением святые мощи были положены в новой церкви Воскресения на правой стороне, у южных дверей, над тем местом, где был ранее гроб в земле.