В библиотеке кафедрального собора преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких (г. Череповец, Макаринская роща, д.1) открылась выставка книг, посвященная архимандриту Феофану (Соколову), настоятелю Кирилло-Новоезерского монастыря. На выставке представлены книги и копии фрагментов рукописей и исторических документов: Поучения Феофана (Соколова), архимандрита Новоезерского Кириллова монастыря, XIX в. (НИОР РГБ, Ф. 557), «Старческие советы Феофана Новоезерского, валаамских и соловецких подвижников благочестия», «Письма о духовной жизни», Православный молитвослов с молитвами старца Феофана Новоезерского, Духовные наставления архимандрита Феофана, записки отца Феофана (Журнал «Странник» 1862 г.), Краткий исторический очерк Кирилло-Новоезерского монастыря из Новогородских епархиальных ведомостей 1916 г., «Жизнеописание блаженной памяти священно-архимандрита о. Феофана настоятеля Кирилло-Новоезерского монастыря с портретом покойного старца и приложение его нравственных наставлений записок и писем» (Новгородские епрхиальные ведомости 1901 г. №5-21) и др. Выставка снабжена наглядным материалом: портретами архимандрита Феофана, гравюрами с изображением Кирилло-Новоезерского монастыря. Также на выставке читатели смогут познакомиться с выпуском «Подвижников благочестия» Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии, посвященной отцу Феофану, и взять с собой мини-брошюрку с духовными наставлениями старца.
Выставка организована сотрудником Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии историком Силиной Екатериной Александровной. В настоящее время сотрудниками Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии проводится сбор информации для подготовки документов в Синодальную комссию по канонизации святых для рассмотрения вопроса о причислении отца Феофана к лику святых. Данная выставка приурочена к 16 декабря, дню кончины архимандрита Феофана. Выставка будет открыта до 14 января 2019 г.
График работы библиотеки: среда-пятница: с 14.00 до 17.00, суббота: с 10.00 до 17.00, воскресенье: с 11.30 до 17.00, понедельник, вторник — выходной. Приглашаем всех желающих.
Архимандрит Феофан был одним из учеников великого старца Паисия Величковского, через которого возобновилось в России древнее учреждение старчества. Получив иноческое воспитание на началах старчества, архимандрит Феофан в этих же началах воспитал несколько поколений монахов обновленного им Кирилло-Новоезерского монастыря и других обителей, находившихся под его руководством. Он старался управлять посредством убеждения и поучал братию и наедине, и в полном собрании, после трапезы. Он не любил обличать в лицо, но, заметив недостаток инока, говорил о том в виде общего наставления братии. Его простые, дышавшие убеждением и кротостью, поучения производили неотразимое впечатление. Но сильнее всего действовал его пример. Он не пропускал ни одной службы, исполнял с братией все послушания, работал на полях, ел в общей трапезе, носил самую бедную одежду и не имел имущества. При таком управлении старца число иночествующих быстро возросло.
Отец Феофан также был строителем Моденского монастыря (Устюженский район), в котором он привел в порядок здания, упорядочил жизнь братии, благодаря чему в монастырь стало приходить много иноков. Кроме того, архимандрит Феофан являлся благочинным нескольких монастырей, духовно окормлял Воскресенский Горицкий женский монастырь. Сохранились письма и беседы с духовными советами отца Феофана инокиням (они представлены на выставке).
Кроме личных трудов, архимандрит Феофан памятен в летописях русского иночества теми заслугами, которые оказал он в деле духовного обновления русских обителей (Валаама, Тихвинской, Симоновой (московской), Клопской), когда состоял при митрополите новгородском и петербургском Гаврииле. Сохранились его записки, а также духовные наставления (также представлены на выставке).
Во время пребывания в Кирилло-Новоезерском монастыре отец Феофан прославился как опытный духовник. За советом к нему обращалась не только братия монастыря, но и миряне. Старец вел обширную переписку со своими духовными чадами, старался отвечать на каждое письмо, поступившее на его имя. Много наставлений сохранилось также из переписки архимандрита Феофана с сестрами Горецкого монастыря. Часть из этих поучений мы предлагаем вашему вниманию.
О любви к Богу.
Надобно ум свой соединять с Богом, а не в пустоте проводить жизнь свою.
От высокоумия нашего мы не чувствуем милостей Божиих, мы не прилепились совершенно ко Господу Богу; оттого нам всё тяжело, всё скучно; оттого все в неудовольствии, в прискорбии пребываем.
Бога далеко искать не надобно. Он везде Сый и вся исполняяй, Он в сердце нашем.
Престолу Божию ближе предстоят те, кои не имеют никаких попечений о мирской жизни и не прилепляются любовью ни к одному человеку.
Если бы мы помнили всегда, что живем в дому Божием, в тихом пристанище, и всегда имеем присутствующего с нами самого Бога и Ангела Хранителя, тогда бы и на земле-то ангельская жизнь была.
Более всего любите Бога и не ищите человеческой любви; когда будем любить Бога всем сердцем и душею, то и друг друга будем любить; а без любви Божией человеческая любовь будет тщетна.
На что нам о будущем много заботиться? Господь Бог лучше устроит о нас, нежели как мы думаем; надобно предавать себя Его святой воле.
Об отношении к ближним
Не надобно нам думать: любят ли нас или не любят, а лучше думать, что недостойна быть любимою, сама же люби всех, потому что нам не сказано быть любимыми, но велено всех любить.
Должно всех почитать за святых, а о себе думать, что недостойна, и, говоря с ними, не других винить, а себя.
Не должно внимать чужим недостаткам, но всегда взирать на свои грехи, и не осуждать других, а себя обвинять и укорять. Чрез сие можем получить в своей жизни исправление.
Досаждающие и враждебные люди посылаются от Бога для нашего исправления и искушения, чтоб нравы наши довести до младенческих.
О смирении
Нет ближайшего пути ко спасению, как смирение, и величайшее тому воздаяние, кто, будучи жесток нравом, приведет себя во смирение.
Иные уходили в затворы, другие носили тяжелые вериги, но этого не взыщется от нас, а надобно смириться, терпеть, иметь послушание, вот чего потребуется. Скорбное слово претерпишь – вот и вериги твои.
О борьбе с грехом
Вместо того чтобы время посвящать Богу, мы посвящаем его своим страстям. После будем сожалеть, но потерянного времени не возвратим.
Смертных грехов должно бояться, и убегать, и остерегаться, как-то: гордости, непокорства, тщеславия, сребролюбия. Они называются смертными потому, что ведут во дно адово.
О мысленной брани
Диавол старается мысль нашу смутить, осквернить, а мы попечёмся освящать её молитвою, – и козни его будут недействительны.
К одному Богу должны прилепляться любовью и в мыслях не разлучаться с Ним; не заниматься суетою, но стараться, как можно, пробираться сквозь пристрастия и суетные воображения к чистоте мысли о едином Боге.
Можно разбирать мысли, отвергать недостойные, а принимать одни добрые, так и дела-то согласны будут; а ежели принимать всякую мысль, то их такая куча найдет, как саранча. Одни только мысли иметь надобно: что я и что Бог. А кто я? Комар, прах, земля.