9 декабря — память преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких

Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие – ученики преподобного Сергия Радонежского, основатели Воскресенского монастыря, давшего начало городу Череповцу.

Желая уединенного монашеского жития, отшельники Афанасий (по прозванию Железный посох) и Феодосий, поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, среди непроходимых дремучих лесов, в  местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну. Там они поставили церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь. Согласно преданию, Феодосий являлся первооснователем монастыря. В легенде об образовании города Череповца говорится: шел купец в лодке с товаром по реке. Неожиданно днем сделалось темно, и лодка купца с товаром села на мель. Пораженный   купец   стал  горячо  молиться,  и  вдруг он увидел,  что находившаяся  вблизи гора, покрытая лесом, озарилась светом. Лодка купца снялась с мели и поплыла к горе, а видение исчезло. Потрясенный до глубины души, купец взошел на гору. Ему представился чудесный вид: в низменности, поросшей густым лесом, извивалась река Ягорба, вдали на восток уходила серебряная лента Шексны. Купец отметил это место крестом, а год спустя вернулся сюда и срубил небольшую часовню. Считается, что этим купцом и был когда-то инок Феодосий, вернувшийся на место, указанное ему Богом, и основавший там, по благословлению преподобного Сергия Радонежского, мужской монастырь. Преподобный Феодосий и стал первым настоятелем монастыря. Точное время основания Череповецкого Воскресенского монастыря неизвестно, но он существовал к 1449 году, т.к. этим годом датируется грамота, данная обители белозерским князем Михаилом Андреевичем.

Вторым настоятелем стал преподобный Афанасий, ученик преподобного Сергия Радонежского, имевший прозвище «Железный посох». Свое прозвище старец получил из-за железной палицы, которую он носил с собой для изнурения плоти. О преподобном Афанасии так же почти никаких сведений не сохранилось, лишь в летописных святцах сказано: «преподобный Афанасий пустынник, зовомый Железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392 по Р.Х.)», да в Строгановском иконописном подлиннике, описывается внешний вид святого: «Преподобный Афанасий… подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы».

Череповский Воскресенский монастырь был до основания разорён во время нашествия Литвы в 17 веке,  поэтому не сохранилось никаких  других сведений о блаженных его основателях, кроме надписи на вкладной книге 1567 года в одной из рукописей Череповецкого Воскресенского монастыря: «Сия книга святыя обители Воскресения Христова и Живоначальной Троицы и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона и начальников святыя обители сия преподобных отец наших Феодосия и Офанасия». В 1764 году Воскресенский монастырь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 году- в городской собор.

Время местной канонизации преподобных неизвестно. Она подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 году по благословению Вологодского епископа Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 году по инициативе наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Иеронима (Зиновьева). Мощи преподобных Афанасия и Феодосия почивают в городе Череповце под спудом Воскресенского собора. Память их совершается 9 декабря (26 ноября по старому стилю).

Тропарь и кондак  преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким

Тропарь, глас 5.

Яко всехвальнии ученицы / великаго покровителя и заступника земли Русской, / Богоноснии отцы наши Афанасие и Феодосие, / от юности вашея крест Христов на рамена вземшии, / усердно Тому последовали есте / и добре потрудилися в Сергиевой обители. / Отонудуже Божиим изволением прибывша, / благочестно во граде нашем Череповце подвизалися есте, / и обитель Воскресения Христова устроиша, / молитвою и трудом Богу угодивше, / от Него венец славы Небесной прияли есте, / и ныне святыми своими телесы / в соборнем храме под спудом почивающе, / духом же вкупе с преподобным Сергием / у Престола Всевышняго предстоя, / о нас молитеся прилежно / избавитися нам от всех бед и скорбей / и спастися душам нашим.

Кондак, глас 3.

Несть брань наша к плоти и крове,/но к духовом злобы поднебесным,/сице апостольски взывали есте, преподобнии,/тем же от мира суетнаго уклоньшеся,/в пустыни пожили есте,/во еже Ангелом соревнители явитися/и препобедити демонския ополчения./Сице ныне по нам поборайте,/огрождающе ны от наветов и козней бесовских,/да мы, собравшеся в памяти вашей,/поминающе подвиги ваша, умиленно воззовем:/яко предстателие теплии,/от бед избавите нас,//Афанасие и Феодосие пречуднии.

Молитва преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким

О богоблаженная двоице, велицыи и преславнии чудотворцы, преподобнии отцы наша Афанасие и Феодосие! О горлицы пустыннолюбныя, возлетевшия от гнезда великого аввы земли  Русския, преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия! Се ныне мы, грешнии, собраннии в день земнаго вашего торжества, лобызающе образ ваш честный, усердно молим вас, яко теплых предстателей наших пред Господем: во многих скорбех и искушениих терпение велие показавшия, даруйте нам, немощным, крепость во обстояниих жития нашего; усердне подвиги ваша земная совершившия, укрепите наша силы, во еже не точию словесы, но и делы заповеди Евангельския соблюсти; сердца ваша горе возносившия ко Господу, сотворите ны не наемники быти, но поистине чады Божиими, в любве пребывающими ко Отцу Небесному. Пастыри наша наставите усердными быти в хранении стада Господня, ни единыя же овцы словесныя погубити, но вся притекшие ко Христу, Первопастырю нашему, добре пасти и ко Царствию Небесному управити. Правителей наших в Законе Божии утвердите, труждающимся испросите утешение и крепость, да приимут от делания рук своих не токмо полезная к жизни сей временней, но и возмогут лепту свою Богови принести. Юныя уцеломудрите, старыя поддержите, на путь брачный вступившия в любве и уповании друг ко другу укрепите. В монашестве подвизающимся и во след вас тещи хотящим пособницы будите в обетов соблюдении. Да и ныне, и в предняя веки умножатся, яко звезды небесныя, иноки, угодившие Богу во ангельстем житии на земли нашей. Нас же всех, помощи вашея ныне просящих, сопроводите ко вратом Чертога Небеснаго, да прешедше поприще земнаго своего жития, возможем купно с вами и со всеми святыми земли нашея прославляти пречестное и великолепное Имя Единосущныя и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в бесконечныя веки. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *