Записки из деревенской глуши на пользу души.
Здравствуй, сестра! Пишешь, что все лето вынуждена проводить в деревне, и скорбишь, что не имеешь возможности посетить церковь. Сетуешь, что вся с головой ушла в решение хозяйственных вопросов, и некогда помыслить о Боге. Другиня, утешься и посмотри на все с другой стороны: сейчас ты, подобно безмолвникам, устранилась шума и суеты городской жизни и получила прекрасную возможность здесь, в деревенской тиши работать Господу не только своими руками, но и сердцем.
Ведение хозяйства никоим образом не удаляет тебя от Бога, если ты трудишься для Него и мысленно пребываешь с Ним. Дабы снова взошло солнце радости на дождливом небосклоне ума твоего, шлю тебе сии деревенские записки, составленные мной как раз во время жительства в деревне. Душеполезного чтения. Да принесут нивы сердца твоего Богу добрые плоды!
Кто жил в деревне, тот знает, как сладка тишиной и единением с природой деревенская жизнь. В глуши, на природе все пустые, посторонние мысли уходят, и ты остаешься один на один с Богом. Становится проще заглянуть в глубины своего сердца, понять движение мысли.
Величие природы, ликующее пение птиц способствуют молитве, побуждают к ней. Неспешная жизнь в деревне содействует богомыслию. На все здесь смотришь глазами веры.Любуясь красотой садов и полей, вдыхая аромат цветов, мыслишь о рае и вдохновляешься на новые труды Христа ради. Наблюдая за тем, как с яблонь падают недозрелые яблоки с червоточинкой, понимаешь, что и сам так же, подпав греху, позволив червю страсти грызть твое сердце, отпадаешь от Христа – древа Жизни.Укладывая дрова в поленницу, мыслишь о добродетелях, кои тебе нужно стяжать и о добрых делах, которые ты можешь сделать. Черпая воду из колодца, с благодарностью думаешь о Христе – источнике воды живой. В горячем пару бани приводишь себе на память мысли об аде и молишься об очищении души от греха. Сгребая граблями сено в стога, замечаешь, что от направления движения руки зависит количество захватываемого сена и форма стога, и размышляешь о том, что и в борьбе со страстями нужно к каждой выработать свою тактику, иметь свой подход, работать над противоположной ей добродетелью с опорой на опыт святых отцов.Шелуша сухой горох для заготовки, глядя на горошины в стручках, дружно сидящие в ряд, размышляешь о единстве всех в Теле Христовом, о духовном родстве верующих.
Видя, что даже опавшие недозревшие плоды с червоточинкой приносят людям пользу (из них делают сухофрукты, готовят компот, квас и др.), сама стремишься творить добрые дела, быть полезной другим.
Как дела огородные способствуют работе над страстями.
Как известно, живущим в деревне очень много приходится трудиться на огороде, в поте лица взращивая себе будущую пищу. И, как правило, многие труды приносят хорошие плоды. То же и в жизни духовной: нужно много над собой работать, чтобы страсти преодолеть. И труды на огороде нам в том добрые помощники. Огородные дела в деревне сменяются одно за другим, не давая впасть в леность и бездействие, способствуя работе над своей душой.
Вот тебе несколько бодрящих, а порой и шутливых, рецептов от огородного аптекаря.
Против лени поставь трудолюбие, трудись усердно, с молитвой, Христа ради.
Против уныния. Взгляни на красивые ризы цветов, обрати внимание, как тянуться они к солнышку, как открываются на солнце и закрываются, когда оно уходит, так и ты тянись к Богу, припадай с молитвой к Нему, ищи Его на темном небосклоне твоего сердца, затянутого скорбями-тучами. Подобно цветам, следуй всегда за Солнцем – Христом.
Против превозношения – прополка огорода от крапивы. Ее жжение, как распаляющий яд гордыни. Но это-то и смирит тебя.
Против тщеславия, гордыни рекомендуются работы с землей. Трудясь на ней, хорошо вспомнить, что сама есть земля и в землю возвратишься. Удобряя землю навозом, помни, что сама по грехам своим ничуть не лучше его. Так что не морщи нос, а возьмись старательнее работать над собой.
Против осуждения – вкушение лука и чеснока голью. Как осудишь или позавидуешь, так сразу и ешь. Надоест есть горечь – перестанешь судить и завидовать.
Против нетерпеливости – терпение укусов комаров и мошки.
Против нанесения обид – сбор крыжовника. Собирая ягоды с колючих веток, подумай, что некоторые твои слова и поступки, возможно, ранят людей сильнее, чем шипы куста колют твои руки.
Против малодушия – горох. Пусть таким же твердым, как спелые горошины, будет и дух твой.
Против сребролюбия и стяжательства – щедро угощай плодами урожая других, особенно неимущих.
Против блудной страсти – умерщвление плоти трудами и травоядение, овощная пища.
Против забвения грехов – окучивание картошки и капусты. Окучивая их, собирай в кучу мысли, вспоминай свои грехи.
Против забвения о Страшном Суде – работа в теплице. Зайди туда на жаре — тут же вспомнишь огнь и зной ада!
Против сластолюбия – выработай в себе привычку отдавать самый вкусный плод ближнему, как приношение Христу.
Против непослушания. Посмотри, как послушно Богу растут растения, летают облака и птицы, идут дожди, да и в целом живет созданная Творцом природа, — учись у них послушанию.
Против маловерия. Наблюдая за ростом овощей и фруктов, злаков и ягод, увидь заботливую и вездесущую руку спасительного Промысла Божия и за все поблагодари Бога-Питателя.
Против жестокосердия – тщательный полив огорода. Видишь, как растения радуются и жадно пьют воду? Так и сердце твое будет ликовать, когда будешь к Богу припадать, и станет мягче, как поплачешься Спасу о грехах своих.
Против честолюбия. Не твори милостыни принародно, скрывай свои добрые дела подобно тому, как корнеплоды (свекла, морковь, репа и др.) прячутся в землю.
Против рассеянности. Мысли, как вольные овцы, блуждают по зеленому лугу — твоему уму. Не стоит оставлять их без пригляду, а то в грязную канаву упадут или в такой дремучий лес забредут, что век не сыщешь. Поставь над ними пастуха — трезвение, пусть неусыпно бдит за ними и играет им на псалтыри, научая петь псалмы.
Против нерадения о стяжании добродетелей. Посмотри на выращиваемые тобой овощи и фрукты. Они приносят Богу-насадителю свои плоды, а ты – нет. Почему? Может, ленишься? Исправляйся.
Не потакай своим слабостям, не считай их маловажными, а то окрепнут, превратятся в навык и станут еще ядренее, как переросшая редиска.
Разбирай мысли и откидывай негодные, пустые и злые, подобно тому, как луща сухой горох для заготовки его на зиму, отбрасываешь червивый. Так точно и с мыслями, — избавляйся от помыслов, подточенных червями гордости и тщеславия.
Нарезая на противни яблоки для просушки в печи, удаляя из некоторых червей, поразмысли о червях зависти и уныния, грызущих твое яблоко-сердце. Гони их прочь!
Подобно тому, как пропалываешь сорняки, пропалывай почаще от греха и огород своего сердца.
Конечно, все это – подсобные средства. Главный Целитель душ наших – Бог. Вот к Нему-то и прибегай почаще с молитвой, да укрепит, вразумит и помилует нас всех, яко Человеколюбец.
Маленькие волны стихотворения для якоря дум в памяти закрепления.
Чтобы смирить себя, почувствовать букашкой, —
Сравни твой безобразный, греховный смрад и красоту простой ромашки.
Не хочешь быть бездушной скотиной –
Ухаживай хотя бы за домашней животиной.
Чтобы выкорчевать из сердца памятозлобия пеньки,
Посади среди них прощения васильки.
Гаси пламень озлобления
Обильным, смиренным поливом растения.
Против превозношения –
Навозной водой гряд орошение.
Если речь твоя резка и колка, —
Поможет молчаливая с самоукорением прополка.
Против раздражения –
Крапивы жжение.
А следом, сестра, прилагаю несколько мыслей-росточков в помощь для стяжания добродетелей.
Яко репейная колючка цепляется к подолу и всюду пребывает с ним, так и ты прилепись к Господу и не отцепляйся от Него.
Подобно тому, как радует вкусом спелая малина, пусть будут сладки и приветливы твои речи, и радушно обхождение с другими.
Как внимательно собираешь гусениц с капусты, также разборчиво старайся рассматривать и анализировать помыслы: от кого они (заботливого ангела или коварного беса)? Что содержат: добро или зло?
Как тщательно очищаешь от грязи только что выкопанную свежую картошку, так же старательно очищай и свое сердце от греха покаянием.
Слушая радостное пение птиц, задумчивый стрекот кузнечиков, веселое жужжание пчел, вместе с ними пой душой, славя и за все благодаря Бога.
Набирая наколотые дрова в печь, подумай, что и они когда-то были деревьями. Так и ты, человек, создан Богом по Его образу и подобию. Но чист ли в тебе образ Божий и цело ли подобие? Надо бы стараться устранить имеющиеся повреждения и восстановить в себе образ и подобие Божие в целости и чистоте.
Учись у камней – мужеству и крепости духа, у муравьев и пчел трудолюбию, у пауков, плетущих паутину, то и дело рвущуюся на лету – терпению, у земляных червей — смирению.
Смотри на всех чистым, как утренняя роса, оком.
В завершении отмечу, что при желании у всего, чем окружил нас Бог, можно поучиться чему-нибудь полезному, получить для души своей дельный урок. Например, улитка. Ее неспешный темп вразумляет нас не торопиться в гневе на колкое слово, не быть скорыми на необдуманный поступок.
Или, к примеру, лягушки, которыми многие пренебрегают. Как они молчаливы и сдержанны, несмотря на сыплющиеся на них оскорбления! Вот бы нам поучиться у них терпеливому перенесению скорбей и беззлобию… В общем, куда ни взгляни, — все способствует духовному росту и исправлению. Дело за тобой и твоей волей.
Взгляни на природу духовным оком и открой свое сердце Господу. Вперед, к преображению души, к Богу!
Фотографии к статье автора — Силиной Е.А.
Примечание: Статья написана в ответ на многочисленные обращения верующих, вынужденных этим летом уйти на самоизоляцию в деревне в связи с пандемией, и потому не имеющих возможности посещать храм. Записки — это попытка утешить и поддержать таких скорбящих в деревнях и селах людей.