Игумения Таисия (Солопова): негасимый светильник любви, веры и благочестия.
«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5: 19)
Обращаясь к жизнеописанию того или иного угодника Божия, православный христианин старается перенять из него опыт ведения духовной жизни, получить наставление для своего спасения. Каждый, в силу особенности своего мышления, сердца, берет из жизнеописания что-то свое и старается в дальнейшем реализовать полученные знания в своей жизни. Какие же уроки для спасения своей души можем мы извлечь из благочестивой жизни игумении Таисии? Чему учит нас эта дивная подвижница?
Какие же уроки для спасения своей души можем мы извлечь из благочестивой жизни игумении Таисии? Чему учит нас эта дивная подвижница?
Конечно, вере во Христа, преданности Ему, вверению себя Его спасительному Промыслу, самозабвению, бесконечной любви ко Спасителю.
Жизнь игумении Таисии, представляющая собой жертвенное горение пред лицом Божиим, есть та самая свеча, о которой пишет евангелист: «… зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5: 15). Так и матушка своими трудами, непрестанными молитвами, делами милосердия и сострадания согревала души всех, обращающихся к ней за помощью. Продолжает она это делать и теперь. Главное, обратиться к подвижнице с верой, твердым упованием, что услышит и поможет. Подобно свече она зажигала прежде (и продолжает возжигать ныне) огоньки веры и любви ко Христу в людских сердцах.
Зная наизусть Евангелие, матушка Таисия жила по Слову Божию, наставляя в христианской вере как современников, так и потомков словами, письмами и всей своей жизнью.
Самозабвенно трудясь на земле для Бога, игумения Таисия учит и нас, ее последователей, выполнять каждое свое дело для Господа. Сколько сложных задач ей приходилось решать, неся послушание в начале покорной и любящей дочери, затем монастырской послушницы, письмоводительницы, певчей, казначеи, монахини, а после и руководительницы монашеской общины, устроительницы Леушинского монастыря и духовной матери многих – игумении, храмостроительницы, устроительницы монастырей и пр.
Игумении Таисии приходилось не только заботиться о вверенных её попечению сестрах Леушинской обители, их пропитании, духовном окормлении, но и об окружающем монастырь населении, его образовании. Она всегда помнила и наставляла других, что все, что мы имеем – дар Божий, который должен быть употреблен на служение Ему: «Принеси в жертву дар Давшему его, ибо «что имаши, его же неси приял» (1 Кор. 4, 7). Не от Бога ли всещедрого все наши таланты и способности, и не взыщет ли Он с нас отчета в их употреблении?» («Письма игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни». Письмо шестое.)
Радея о духовном образовании, игумения Таисия открывала церковные школы для детей и для учителей, составляла душеполезные наставления («Письма игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни»). Вдохновением на подвиги и труды ради Господа для нас служат и великолепные стихотворения талантливой матушки о Боге и вере.
Миссионерская деятельность подвижницы распространилась далеко за пределы Леушинского монастыря и его окрестностей. Открыв подворья в г. Санкт-Петербурге, Череповце, Рыбинске, устроив не одну обитель, игумения Таисия излила из них на окружающий мир свет любви Христовой, согрев его светом сердце не одного человека, приведя к вере многих. Благоустраивая пристани полноводных рек, создавая на них пристанище для сестер, матушка Таисия стремилась к тому, чтобы везде звучала молитва и славословие Богу, приводя многие кораблики – души человеческие в тихую и мирную гавань Церкви Христовой.
Воспринимая все скорби, беды и болезни как задания и поручения, данные Богом, матушка, с тепрением несла их.
Читая автобиографические «Записки игумении Таисии, настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря», невольно замечаешь смирение матушки, осознание ею своей духовной нищеты. Вспомним, как начинает матушка свои «Записки»: «Не по своей воле или желанию начинаю я эту запись, и не только не по желанию, но даже и против него; единственно, из послушания людям, гораздо более меня опытным, без сравнения умнейшим меня и более духовным, людям известным не только мне, убогой, но и всем ревнующим о жизни богоугодной и о спасении своих душ».
О чем говорит это введение? О том, что матушка жила не по своей воле, а по воле Божией, явленной ей в сей раз через окружающих её людей. Как игумения Таисия относится к окружающим? Как к людям более совершенным, чем она. Не раз наставляет она такому смиренному мышлению, упованию во всем и всегда не на себя или другого человека, а на помощь Божию и новоначальных инокинь в своих письмах к ним: «Не на свои немощные и убогие силы полагаясь, а на всемощную благодать и помощь Божию надеясь, начнем понемногу приучать свое мятущееся сердце к божественной тишине сладчайшего Иисуса, ибо Он есть «eдин Царь мира».» («Письма игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни». Письмо тринадцатое.). «Видишь,— и оправданиям Господним, то есть благоугождению Господу, не научиться без смирения и самоуничижения. Десять дев в полуночи ожидали пришествия небесного Жениха; но только половина их была принята в чертоги Его, а остальные, как не имевшие елея во светильниках своих, к стыду своему и прискорбию, не только не были допущены в чертог, но и услышали грозные слова Жениха: «аминь глаголю вам: не вем вас» (Мф. 25, 12). Смотри, чтобы этот недостаток елея не оказался и в тебе недостатком смирения и послушания, без коих угаснет твой светильник веры и мнимого усердия.» («Письма игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни». Письмо третье.).
Учит жизнь подвижницы нас и всепрощающей любви к ближнему. Сколько завистников, клеветников её окружало, но всех матушка, по заповеди Божией, прощала, молясь за обидчиков. Так, например, приняла она обратно в монастырь, и сестер, прежде устроивших против неё заговор.
Добродетельная жизнь игумении Таисии дает нам множество примеров помощи нищим, сиротам. Это и питание голодных, и денежная помощь нуждающимся, и опека сирот, и подаренная ей неимущим возможность получить образование, профессию, которой можно будет зарабатывать себе на жизнь, и многое другое. Несмотря на занятость, внимала она многочисленным просьбам обращающихся к ней за помощью и старалась помочь каждому, научая и нас не оставаться равнодушными к нуждам и бедам других, самоотверженно служить ближнему по заповеди Божией о любви, забыв себя, помня, что «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5: 7).
Отмечая данную добродетель матушки, протоиерей Николай Шиловский, в своем слове во время Литургии 6 января 1915 года, в день отпевания игумении Таисии, произнес: «…оставив нас телом своим, ты, дорогая матушка, не оставила нас душою своею в дивных уроках, какие мы черпали из личного примера твоей многотрудной земной жизни. Ты при жизни всех учила, как нужно жить в Боге и для Бога, как нужно самоотверженно служить ближнему своему; ты часто, забывая нищету и бедноту свою, делилась последним, что имела с бедняком и неимущим. Ты не могла равнодушно посмотреть на слезы ближних своих; ты не однажды протягивала руку помощи и врагам своим.» (Источник: Новгородские епархиальные ведомости. – 1915 г. — №7. С. 258-259).
Каждому человеку трудно забыв себя, свои желания, постоянно служить другому, как Самому Богу. Матушка дает на сей счет такую рекомендацию: «Если будешь смотреть на ближнего, как на близкого (не чуждого) тебе человека, как на собрата твоего, искупленного бесценною кровию Богочеловека и усыновленного Им Отцу Небесному, то, если в сердце твоем теплится хотя малая искра любви к Господу, ты непременно возлюбишь и ближнего твоего, ибо «любяй Бога, любит и брата своего» (1 Ин. 4, 21). Если ты будешь чаще припоминать любвеобильнейшие слова Господа: «Еже сотвористе единому сих братии Моих меньших,— Мне сотвористе» (Мф. 25,40), то никогда ничего не пожалеешь для них — ни вещественного подаяния, ни нравственных для них трудов. Если будешь почаще вглядываться в свои собственные недостатки и проступки, то ни о ком не будешь не только говорить, но и думать дурно, ибо не увидишь чужих погрешностей, когда внимание твое будет сосредоточено на твоих собственных грехах. Да если бы даже и пришлось тебе видеть сестру твою согрешающею, то помысли, что она тотчас же может покаяться, исправиться и загладить свой грех, «силен бо есть Бог возставити ю» (Рим. 14, 4), а ты, осуждающая, можешь ежеминутно согрешить гораздо горше ее и не знаешь, будет ли тебе дано время на исправление и заглаждение греха. Итак, берегись осуждения, угождай всем, считай себя худшею всех, храни любовь ко всем в сердце твоем и проявляй ее на деле; тогда будешь мирствовать и спасешься» («Письма игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни». Первое письмо.).
Очищая свое сердце покаянием, непрестанной молитвой, причащением Святых Христовых Таин, матушка Таисия сподобилась от Бога видений Святой Троицы, Господа, Богородицы, святых, т.к. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). Пример духовной борьбы подвижницы показывает как старательно надлежит нам очищать свои сердца покаянием, сколь внимательно следует вглядываться внутрь своего сердца, в свои мысли и чувства, пытаться познать себя, искоренить греховные страсти.
Непрестанно пребывая в молитве,молясь в минуты скорби и радости, находясь в сложных жизненных обстоятельствах, начиная и оканчивая каждое дело молитвой, игумения Таисия наставляет так поступать и других. Так, матушка пишет о молитве: «Внутреннюю же, тайную молитву может и должен держать каждый, по слову Апостола: «Потаенный сердца человек в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Пет. 3, 4), предстоя пред Господом. … Долговременный, неослабный труд, постоянное самопринуждение, как я сказала, потребны для стяжания внутренней непрестанной молитвы. … она (молитва — коммент. авт.) доступна и удобна при всяком физическом труде, при всяком житейском занятии, при вкушении пищи и пития, при прогулке, при исполнении общественных послушаний, и всегда и во всякое время дня и ночи, лишь бы ум и сердце внимали своему «внутреннему деланию». Много и весьма много писали об умной молитве Иисусовой богомудрые отцы, опытом изведавшие и сладость, и силу ее; так, один духоносный муж говорит: «с именем Иисуса или с искреннею мыслью об Иисусе соединена великая сила: она прогоняет страсти, запрещает бесам, наполняет сердце небесною тишиною и радостью» («Письма игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни». Письмо тринадцатое).
Отмечая необходимость мужества в подвиге, самопринуждения в деле следования воле Божией, игумения Таисия говорит: «мы, читая и слушая повествования о великих подвигах святых, часто говорим в свое оправдание: «То были святые!.. То было в те прежние времена! А теперь и люди слабые, и время не то!» Так вот, уразумей из опыта, что и теперь есть истинные подвижницы. Не время, не место делают человека святым, а доброе его произволение и твердая воля. Молись неослабно, и Господь не лишит тебя Своей благодати» ((«Письма игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни». Письмо двенадцатое).
Безусловно, такой яркий светильник веры, любви и благочестия, каким являлась игумения Таисия, не мог остататься незаметным для окружающих. Многие современники отмечали глубокую веру и любовь матушки к Богу и вверенному ей делу. Обратимся к воспоминаниям о игумении Таисии современников.
Праведный Иоанн Кронштадтский, духовный отец, друг и сомолитвенник игумении Таисии, в своих письмах часто называл матушку святой старицей, подвижницей Божией и Царицы Небесной, беззаветно преданной Христу, главу её священной, «мыслящей непрестанно, яже суть Божия», любовь матушки о Христе постоянной, чистой, неоскудевающей (письмо праведного Иоанна Кронштадтского игумении Таисии 1 января 1907 г.), слова и душу благими, сердце добрым, простым и боголюбивым (письма праведного Иоанна Кронштадтского игумении Таисии 16 января 1907 г., 1 июля 1907 г.).
Священник Леушинского монастыря Клавдий Екатерининский в речи, обращенной к матушке 23 марта 1901 года по случаю её 20-летней настоятельской деятельности, сказал: «Своею материнскою любовию к своим чадам – сестрам обители Вы заслужили такую любовь их, что каждая из них готова за Вас свой живот положить и каждая старается жить как можно лучше, чтобы не огорчить свою Матушку» (Статья «Скромное торжество в обители».// Новгородские епархиальные ведомости № 13 от 1 июля 1901 г. С. 868-871).
Протоиерей Леушинского монастыря Александр Светловский, благодаря матушку за её многочисленные труды, любовь, молитвы в 1915 году в надгробной проповеди произнес: «По чьему ходатайству все это было? Да по ходатайству все той же, незабвенной, ныне преставльшейся Игумении Таисии. Вот, что значит вера и глубокая любовь к своему делу. Иисус Христос говорил: аще имате веру яко зерно горушно и речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет, и ничтоже невозможно будет вам. И мы видели осуществление этих слов на покойной дорогой нашей матушке Игумении. Слава Богу, воздвигающему таких деятелей в Церкви Христовой; и глубокая благодарность и земной поклон почившей за все ее хлопоты, за ласки, за любовь!».
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того благодать Духа и описала для нас жизнь и деятельность всех святых… чтобы мы узнали, как они, будучи одного с нами естества, совершили всякую добродетель, чтобы и мы не ленились подвизаться в ней». Следуя совету святого, извлечем для себя из жизни игумении Таисии уроки, полезные для спасения душ наших, и, с помощью Божией, постараемся, следуя примеру сей духоносной старицы, ревностно подвизаться в добродетели, учиться самоотверженно любить Бога и ближних; стремиться, чтобы все мысли, чувства, слова и дела наши были для Бога и в Боге, а сердца были чистыми, добрыми, простыми и боголюбивыми.
Глядя на этот негасимый светильник веры, впитывая в себя его свет и тепло, будем старательно поддерживать в своих сердцах пламень любви ко Христу, всегда помня слова духовного завещания матушки Таисии: «Храните веру, … будьте тверды в вере и любви ко Господу нашему Сладчайшему Иисусу, коего вы носите в сердцах своих. Если пребудете в вере и любви к Господу, то Господь пребудет с вами».