ПРЕПОДОБНЫЙ ЗОСИМА ВОРБОЗОМСКИЙ

Преподобный Зосима Ворбозомский. Настенная роспись. Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких г. Череповца.

Немного сведений сохранилось до наших времен о преподобном Зосиме Вобозомском.  В рукописной «Памяти преподобнаго отца нашего Зосимы, Орбозомскаго чудотворца» (известна в нескольких списках 2-й половины XVIII века — начала XIX века) сообщается, что известий о Зосиме до его прихода на Ворбозомское озеро нет: «А о рождении, и воспитании, и пострижении его не обретохом писанием изложено»[1].  По преданию, преподобный  Зосима, желая пустыннического жития, уединился на Красный остров Ворбозомского озера, для богомыслия и единения с Богом. [2] Здесь подвижник построил деревянную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. [3]  Угодник Божий постоянно пребывал в постах, трудах и молитвах. Согласно преданию, преподобный Зосима для умерщвления плоти постоянно носил кость  морского животного, толщиною в обхват человека, вышиною около 70 см.[4]

Надгробный образ преподобного Зосимы. Эта икона, на которой святой изображен в рост, находилась раньше над местом его погребения. Ныне икона пребывает в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.

Постепенно известие о святой жизни отшельника распространилось по округе и к нему стала стекаться братия, желая спасаться под его богомудрым руководством. В устроенной обители преподобный Зосима  ввел строгий общежительный устав.

Отец Зосима примером своей богоугодной, подвижнической жизни учил своих учеников любви к Богу и ближним, памяти смертной, терпеливому перенесению скорбей.

Единственный исторический источник о преподобном Зосиме, относящийся ко времени его жизни в Ворбозомской пустыни, — ободная грамота верейско-белозерского князя Михаила Андреевича (1432-1486), известная в составе грамоты царя Иоанна IV Васильевича от 12 февраля 1566 г.: «Велел князь Михаила Андреевич в Ворбозоме отвести лесу к деревне к Пидьбину Пречистой Благовещенью в пустыню старцу Изосиме, а и отвод земле: от Михайловы деревни на олховое болото да в Мурочинское болото».[5]   Этот документ подтверждает, что к концу XV  века на Ворбозомском острове уже была Благовещенская пустынь, в которой подвизался старец Зосима.

После многих иноческих подвигов  преподобный Зосима мирно почил в конце XV- начале XVI вв. (точный год кончины неизвестен) и был погребен учениками в созданной им обители. В синодике Кирилло-Белозерского монастыря середины XVII в. преподобный Зосима упоминается между преподобным Нилом Сорским († 7 мая 1508 года) и преподобным Иродионом Илоезерским († 28 сентября 1541 года).[6]

В ныне утраченном Ворбозомском синодике  память преподобного Зосимы была помещена под 7 ноября (старый стиль) с указанием: «…творим панихиду и братский корм».[7]

«Память преподобнаго отца нашего Зосимы…» содержит сведения о месте погребения святого: «…близ соборныя церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы от северныя страны, в пределе святаго великого Николы чюдотворца. А святыя его мощи лежат под спудом»[8].

В рукописи, хранящейся в Государственном музее-усадьбе «Архангельское», память преподобного отца нашего Зосимы также помещена под 7 ноября (по старому стилю). [9] Видимо, этот день считался днем кончины преподобного.

Память преподобного Зосимы чтится 4/17 апреля (день тезоименитого подвижнику преподобного Зосимы Палестинского) и 7/20 ноября (день преставления).

Сохранилось Послание преподобного Зосимы  своей духовной дочери Анастасии.

Местное празднование преподобному Зосиме началось после половины XVI века.

К концу XVII века в Ворбозомской обители имелся 2-х этажный деревянный храм: верхняя холодная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и нижняя теплая церковь в честь Рождества Христова с приделом апостола Иоанна Богослова. Церковь была «ветха»[10]. В 1684 году Ворбозомский монастырь был приписан к Кирилло-Белозерскому монастырю. В 1764 году Ворбозомский монастырь был упразднен, храм обители обращен в приходский, братия перешла в Кириллов монастырь.

В 1809 году в бывшем Ворбозомском монастыре на месте деревянного храма был построен каменный Благовещенский храм с пятью престолами (окончательно завершен в 1829 г.): в холодной церкви главный – Благовещения Пресвятой Богородицы, в правом приделе – апостола Иоанна Богослова, в левом приделе – преподобного Зосимы Ворбозомского, в теплой церкви: в честь Рождества Христова и во имя святителя Николая Чудотворца. Гробница преподобного Зосимы располагалась в холодной церкви перед иконостасом, на границе придела его имени с главным храмом.[11]

В 1894 году над гробом преподобного Зосимы, находящемся в холодном храме Благовещенской церкви, находилась деревянная рака с образом преподобного величиною в рост.[12]

В 40-х гг. XIX века Благовещенская церковь стала приписной к ближайшей Воздвиженской церкви (располагалась на восточном берегу Ворбозомского озера), а вскоре и вовсе пришла в запустение.

В 1890 году остров  на Ворбозомском озере с церковью был передан Горицкому Воскресенскому  женскому монастырю, на Ворбозомском острове  был организован скит.  В 30-х гг. XX в. скит был разорен. По воспоминаниям местных  жителей окрестных деревень во время разграбления храма иконы снимались со стен и бросались прямо в озеро.  Сам остров был превращен в пастбище для выпаса коней.В настоящее время Благовещенский собор находится в руинированном состоянии.

В настоящее время память преподобного Зосимы Ворбозомского не забыта. Место его подвигов на острове Ворбозомского озера постоянно посещают почитатели святого,  в руинированном храме совершаются молебны.

В XXI веке сотрудником Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии были составлены тропарь, кондак, молитва и служба преподобному Зосиме Ворбозомскому, благословленные правящим архиереем для богослужебного употребления в пределах Череповецкой епархии.

В кафедральном соборе г.Череповца при создании росписи верхнего Благовещенского храма образ преподобного Зосимы Ворбозомского разместили в ряде иконописных изображений местных святых.

Также сотрудниками епархиальной Комиссии по канонизации было издано Послание преподобного Зосимы  своей духовной дочери Анастасии.

Память угодника Божия празднуется  4/17 апреля,  7/20 ноября и в Собор Вологодских святых.

Силина Е.А., историк, сотрудник Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии

[1] «Память преподобнаго отца нашего Зосимы, Орбозомскаго чудотворца»// РНБ. F.I.260. Л. 100 об.

[2] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 г.//Новгородские Епархиальные ведомости №15 от 1 августа 1894 г. С.709.

[3] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. Стр.710.

[4] Летопись Горицкого монастыря. Зосимо-Ворбозомский скит и его прошлое//Кириллов: Ист.-краевед. альм. Вып. 1. Вологда, 1994.  Также: Дар Зосимо-Ворбозомской пустыни // Благовестник. – 2007. – № 10-12. – С. 34-37.

[5] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь // Новгородские Епархиальные ведомости № 23 от 1 декабря 1895 г.  С. 1402.

[6]  РНБ. Кир.-Бел. № 759/1016. Л. 43 об.

[7] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные ведомости № 15 от 1 августа 1894. С. 711. Примеч. 7.

[8] «Память преподобнаго отца нашего Зосимы, Орбозомскаго чудотворца»// РНБ. F.I.260. Л. 100 об.

[9]  Рукопись «Память преподобнаго отца нашего Зосимы, Орбозомскаго чудотворца» Инвентарный № 18405//Государственный музей-усадьба «Архангельское».

[10] Васильев Ю. С. Две переписные («записные») книги: а) монастырей и пустыней; б) церквей и причта Белозерского у. и Чарондской округи кон. XVII в. // Белозерье: Краеведческий альманах. Вологда, 2007. Вып. 3. С. 116.

[11] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 415.

[12] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные ведомости № 15 от 1 августа 1894. С. 711.

 

 

Иконография

В рукописном Сборнике житий и повестей, датируемом серединой и последней четвертью XVIII века (Государственный музей-усадьба «Архангельское», инвентарный № 18405), под 7 ноября имеется миниатюра 2-й половины XVIII века с ростовым  изображением преподобного Зосимы в монашеском одеянии, с раскрытой  ладонью правой руки и с чётками в левой. Волосы волнистые, борода на конце раздвоенная (Л. 174 об.).

Известен ростовой образ преподобного, находившийся на крышке его деревянной раки: святой представлен седовласым старцем с прямой, слегка раздвоенной бородой, благословляющим, со свитком в левой руке. Образ хранился у протоиерея Валентина Парамонова, уроженца города Кириллова, который забрал его из города Белозерска в 50-х гг. XX века. В то время он был настоятелем Воскресенского собора города Череповца и благочинным. Известно, что в годы гонений на Церковь  образ был вынесен вместе с другими святынями из Благовещенского храма, стоящем на Красном острове Ворбозомского озера.  В  советское время икона использовалась как одна из досок мостков. Однажды священник увидел, что женщины стирают бельё на какой-то странной доске. Доска оказалась надгробной иконой преподобного Зосимы.

Обнаружив святыню, священник оставил её у себя дома, а затем по мере переводов с места на место перевозил с собой в те храмы, куда был назначаем священноначалием. Так старинный образ побывал в Рязани, Егорьевске и, наконец, осел в Москве. Ныне ростовая икона преподобного Зосимы является святыней  храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы (помещена в приделе во имя святителя Иоанна Милостивого).

Современный поясной список этой иконы выполнен для Горицкого Воскресенского женского монастыря. Преподобный изображен с залысинами и проседью, с длинной и острой на конце бородой, со свитком в левой руке (Мокиевский А., прот. Дар Зосимо-Ворбозомской пустыни // Благовестник. Вологда, 2007. № 10-12. С. 34-37. Ил.).

На иконе «Собор Белозерских чудотворцев» (XIX в.), находящейся прежде в часовне преподобного Кирилла Новоезерского в городе Белозерске, ныне в Успенском храме города Белозерска,  изображены 9 белозерских святых в 2 ряда. Преподобный Зосима в середине, прямолично (остальные в небольшом повороте к центру), в монашеском одеянии — синей рясе, темно-красной мантии с золотой каймой, куколь на плечах, в деснице — свернутый свиток, левая рука опущена. У святого седые волосы и клинообразная борода до середины груди.

 

Источники:

1. «Сборник духовнаго содержания». Память преподобного отца нашего Зосимы, Орбозомского чудотворца. Скоропись писцовая.  К.18- нач.19 вв. 103 л.//  РНБ,  F. I. № 260. Л. 100 об.

2. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. Стр.709-715.

Литература:

1. Преподобный Зосима Ворбозомский//Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих…1876 г. С.71.

2. Ворбозомский-Благовещенский монастырь//Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., Университетская типография, 1852. С.402.

3. Благовещенский-Ворбозомский монастырь//Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. II. Монастыри по штатам. 1764, 1786 и 1795 годов.   Спб., Типография В.Бвзобразова и Коми. (Вас. Остр., 8 л., д№45, 1892),  С.67.

4. Дар Зосимо-Ворбозомской пустыни // Благовестник. – 2007. – № 10-12. – С. 34-37.

5. Бурова Л. Зосима Ворбозомский чудотворец / Л. Бурова // Белозерье. – 2009. – 17 декабря. – С. 9-10.

6. Послание преподобного Зосимы  своей духовной дочери Анастасии

7.Путевые записки сотрудника комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии о поездке на Ворбозомский остров в июле 2017 года.

8. Силина Е.А. Послание от Изосима святаго дщери своей

9. Бондарь С. Косых Е.А. Поучение и послание святого Изосима к Анастасии

10. Силина Е.А. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь.