Преподобный Сергий Шухтовский

Память — 1 июня

Преподобный Сергий Шухтовский (в миру — Стефан) был схимонахом Шухтовского монастыря, расположенного в местечке Шухтово (ныне с. Покров Череповецкого района, в 50 километрах от города Череповца). Сведения о благочестивой и подвижнической жизни преподобного Сергия приведены в  надписи на его гробнице, находившейся в ныне разрушенном Троицком храме села Покровское, которое сейчас именуется Покров.

«В лето 7117 (1609) месяца мая 19-го на память священномученика Патрикия, епископа Прусского, преставися раб Божий, инок и схимник Сергий, при благоверном царе и великом князе Василии  Иоанновиче Шуйском и при святейшем Ермогене, патриархе Московском. Погребено же бысть его трудолюбивое тело в часовне у церкви Живоначальныя Троицы и Покрова Пресвятыя Богородицы, что в Шухтове, во области града Белаозера. Рождение и воспитание святого во граде Казани. Егда родися, сосца матерня  никако же прият, пияше ячменное и неквасное сусло, пища же его сухий хлеб и сурово зелие точию  по дважды в неделю. Из Казани ходил в Палестнину и Царьград и тамо  пребысть три лета, ходя по святым местам, навыкая обычаям монастырским, пребываше  во искусе иноческом, ношаше на себе власяную рясу. Непострижен из Палестины прииде в великий  Новград в соборную церковь Софии премудрости Божия. Из Новагорода  пошед в Самоядь Лопскую к океану морю, и оттоль пойде в Соловецкую обитель прпп. отец Зосимы и Савватия, и в 7111 (1603) году пришед в Шухтовскую волость, пострижеся во иночество и восприя великий ангельский образ в Череповском Воскресенском монастыре от архимандрита Исаии, о чем подписано на иконе чудотворца Сергия, коия изображена писанием вышеупомянутым архимандритом, понеже сам искусен был сему художеству. В бельцах преподобному имя бысть Стефан, а во иноцех наречен Сергий, и пребываше без сна день и нощь: в молитвах же и в постех и в коленопреклонениях. Постели себе не имеяше. Егда же воздремаше, тогда мало сна приимаше на локтях точию и наколену, а всех лет жития его в бельцах и по иноцех 50 (или 75 лет). Возрастом бемал, лице имея бело кругло, власами черн, кудреват, брады не имеяше, мантия долга, ряса черна, и егдабе жив, многа чудеса сотвори, и даром пророчествия сподобися, пищу себе не у всех приимаше».

Жизнь преподобного Сергия являет собой особый вид подвижничества – странничество, когда подвижник путешествуя пешком по святым местам навыкает молитве, преодолевает трудности связанные с терпением зноя и холода, недостатка и грубости пищи, встречи с всевозможными опасностями от лихих людей, а так же борясь с унынием от долгого и трудного пути, упражняясь в терпении и мужестве. Странник на Руси, это богомолец, навыкший в добродетелях мудрец. Преподобный Сергий во время своих странствий обучался иноческому деланию во многих монастырях православного мира, беседовал с подвижниками веры и благочестия, по всей видимости нашел для себя образец монашеской жизни, который и старался воплотить в пустыни Русского Севера.

Еще  один важный факт из жизни преподобного это миссионерство среди лопарей (саамов): «из Новагорода пошед в Самоядь  Лопскую к океану морю». Под Самоядью Лопскою подразумевается Лапландия- земля в северной части Скандинавского и западной части  Кольского полуострова.

Достоверно не известно пришел ли преподобный Сергий в уже существующий монастырь на реке Шухтовке или же он был основателем оного.  Известно, что преподобный был игуменом монастыря, о чем свидетельствует древняя копия, игуменского посоха хранящегося в Череповецком музее. Сам посох был усердными богомольцами по щепкам унесен по домам.

Накладки, бывшие на раке преподобного Сергия Шухтовского, хранятся ныне в Череповецком музейном объединении г.Череповца.

Шухтовский Покровский монастырь просуществовал не долго. После кончины преподобного, последовавшей в 1609 году, в Смутное время, когда Русский Север разорялся лихоимцами, многие монастыри перестали существовать в следствии множественных разорений и пожаров, среди них был и Шухтовский монастырь. Известно, что после завершения бедствий, принесенных смутным временем, в 1618 году на месте упокоения преподобного Сергия был построен деревянный Троицкий храм. В переписной книге 1678-1679 годов сведения о Покровском монастыре отсутствуют. Позже на месте монастыря были построены два каменных храма  и склад. В 1960-1970 годы храмы стали местными жителями разбираться на кирпичи и к 2000 году от них практически ничего не осталось. pokrovskij-xram В 2009 на фундаменте Троицкого храма, где, по преданию, находится захоронение преподобного Сергия, был  построен небольшой Покровский храм.

Презентация. Шухтовский приход. История. Документы. Фотографии

С именем преподобного Сергия  Шухтовского связанно еще два места паломничества верующих, расположенные рядом с селом Покров – это святой камень и источник преподобного Сергия.

kamen-i-krest

В двухстах метрах от села Покров в направлении деревни Никола находится камень преподобного к которому, как утверждает народная молва, святой Сергий ходил для молитвы.

В нескольких метрах от камня, в лесу, расположен источник преподобного Сергия Шухтовского.

На территории Череповецкого района в поселке Суда находится единственный в мире храм посвященный преподобному Сергию Шухтовскому.
xram-prepodobnomu-sergiyu-shuxtovskomu

Статья написана по материалам М.Г. Мальцева, фондов Череповецкого музейного объединения, сайта https://azbyka.ru/days/sv-sergij-shuhtomskij-shuhtovskij

Тропарь, кондак и молитва преподобному Сергию Шухтовскому.

Тропарь и кондак преподобному Сергию Шухтовскому были написаны в конце 19 века. Дьячок Шухтовской церкви, Василий Николаевич Бальзаминов ( некогда был священником, за приверженность к спиртному был низведен на должность дьячка), после угрозы настоятеля пожаловаться на его нетрезвый образ жизни благочинному и отправить на черные работы в монастырь, всю ночь коленопреклоненно молился преподобному Сергию с просьбой избавить его   от наказания. Наутро он принес написанные тропарь и кондак святому Сергию. Ниже приведены тропарь и кондак написанные дьячком Бальзаминовым.

Тропарь, глас 8:

 Бденными  молитвами  и  потоки  слез­ными  пустыню  напоил  еси / и  из    глубины  воздыханьми ю расплодил  еси /и бысть  постнически равно Ангелом  житие твое; /страдальчески  бореньми, яже от бесов и от ненаказанных  человек, претерпел  еси /и Ангелом собеседник  явися, /Божественнаго  винограда  насеятель  быв; /и, оставив  временное  житие, преселился еси в жилище Небесное. /Тем же тя почитаем, преподобне отче  наш Сергие, //моли Христа  Бога  спастися  душам  нашим.

Кондак, глас 2:

От мира  скрывся, в пустыни  пожил  еси, / досточудне  Сергие, / но   Христос  тя показа  Русской земли, / яко  сокровище  многоценное. / Пустыню  одождил  еси своими  поты / и бысть, яко риза винограда нетленнаго, / темже  моли за архиереии за власти, // и за вся христианы, чтущих  память твою.

Молитва преподобному Сергию Шухтомскому

  О  многотерпеливе  подвижниче, преподобне  Сергие, отче наш! Ты  от   лет младых  иго  Господне на раменах  своих понести  восхотевый, устремил  еси стопы твоя  ходити в заповедех Его  и руце твоя укрепил еси  к деланию  повелений Его. Ты, отче преподобне, верою  несумненною укрепляемь, от стран южных, идеже  Господь наш Иисус Христос плотию Своею пречистою  хождаше, и распят  бысть, и воскресе  из мертвых яко Бог, даже до стран полунощных, яже близ окияна ледовитаго, востече, слово  Божие возвещая и в подвизех своих возрастая в меру  совершенну. Ныне мы грешныя, чада твоя, собраннии на месте  земнаго твоего упокоения, идеже положено  бысть многотрудное  тело твое, вопием к тебе из глубины сердца и глаголем: огради  святыми твоими молитвами землю нашу и вся люди, чающия твоего милостиваго  предстательства, градом и весем  буди  твердый  хранитель, пастырем  буди образ веры и наставление во благочестии, иноком в терпении и целомудрии  путевождь. Умири, о святый наш наставниче,  вся раздоры, в народе нашем аки буря воздвизаемыя, да приидем во единство  веры и в союз  любве, во еже исполнитися на нас словесем  Господним: аще в любве пребудете, познает мир, яко  поистине ученицы  Моя  вы есте. Не отрини нас от покрова  молитвы  твоея, теплый наш ко  Господу ходатаю, да не будем  снедию врагу и брашном  чуждему, но да будем до последняго нашего издыхания подражателями  тебе  в  соблюдении  заповедей  Господних, сладость вкушающе  повелений  Его. И яко же благовествовал  еси  Закон Господень, прохождая  землю всю, даждь и нам от восток  солнца и до запад  хвалити  Имя  Господне, да твоим заступлением достигшее бесконечнаго  невечерняго дне, купно с тобою внидем  в Горний светлый Иерусалим, идеже  Безначальному  Небесному  Отцу, от небытия в бытие нас приведшему, и Беспорочному  Агнцу Божию, Кровию  Своею нас искупившему, и Животворящему Утешителю Духу, дары благодатными нас снабдевающему, песнь воспоим во веки  веков. Аминь.

Акафист преподобному Сергию Шухтовскому, составленный сотрудником Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии,  благословленный управляющим Череповецкой епархии епископом Череповецким и Белозерским Игнатием к богослужебному употреблению в пределах Череповецкой епархии.

Источники

Память преподобного Сергия Шухтомского//»Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра. Т.5

Музейные экспонаты

Накладки, бывшие на раке преподобного Сергия Шухтовского.