Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие

Житие преподобных отцов наших Афанасия и Феодосия  Череповских, чудотворцев, основателей святой обители Воскресения Христова и Живоначальной Троицы.
До  наших  времен  сохранилось очень мало сведений об основателях Воскресенского Чере́повского монастыря преподобных и богоносных отцах наших Афанасии и Феодосии. Во времена польско-литовского нашествия в начале XVII столетия многие города и монастыри северной Руси были разграблены и сожжены. Не избежал этой участи и Череповский монастырь. Практически все письменные источники, свидетельствующие о преподобных, были тогда утрачены. Уцелели лишь Синодик 1587 года, в котором были вписаны имена основателей обители преподобных Афанасия и Феодосия, и  вкладная книга монастыря 1568 года, сообщающая:«Сия книги святыя обители сия Воскресенья Христова и Святыя Живоначальныя Троицы, и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона, и начальников святыя обители сия преподобных отец наших Феодосия и Офонасья»;«Лета з7  семьдесят шестаго (1568) месяца сентября воскресенской архимандрит Макарий, поговоря с священници и старци, со всею братьею, сия книги уложил вкладные братцкие и служни и всех православных крестьян, приходящих во святую обитель сию, и хто что даст вкладу денег, или хлеба, или лошадей, или какия животины нибуди Воскресенью Христову в дом и Святой Живоначальной Троице и преподобных святых чудотворец Сергию и Никону, Феодосью и Офонасью» [1].Из немногих устных преданий, дошедших до нас, о череповецких преподобных известно следующее.«Ехал с товаром московский купец по р. Шексне в Белозерск. Около нынешняго г. Череповца, близ устья р. Ягорбы, днем вдруг сделалась такая тьма, что берега реки, лес и прочее исчезло из глаз купца. Лодка с товаром села на мель. Пораженный таким необыкновенным явлением купец стал горячо молиться, и вот, во время молитвы его глазам представилось еще более удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, и из-за горы по долине р. Ягорбы исходили лучи света, указывающие направление пути. Купец снялся с мели и подплыл по направлению лучей к чудной огненной горе, — и явление исчезло. Потрясенный до глубины души такими необыкновенными явлениями, купец взошел на эту гору. Чудный вид представился ему с этой горы: кругом беспредельные леса, под ногами, в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась р. Ягорба, вдали на востоке серебреная лента Шексны. Все это случилось в Воскресный день. Ознаменовав это дивное место крестом, купец уехал. На следующий год, привезя с собою большую икону Воскресения Христа, (день чуднаго видения), он устроил на горе часовню и украсил ее привезенною иконою»[2].

Преподобные Афанасий и Феодосий, Череповецкие чудотворцы. Икона XIX в. Из фондов Череповецкого музейного объединения.

Предание говорит, что купец, устроивший часовню на горе, собственноручно прорубил в лесу просеку, образовав тропинку (современный  Советский (Воскресенский) проспект) от часовни Воскресения Христова к будущей церкви села Федосьева (современная Красноармейская площадь),  где водрузил крест на месте, на котором предполагал в будущем возвести храм. Этим купцом, положившим начало Воскресенскому монастырю, а также Федосьевской церкви был преподобный Феодосий.[3]

После внезапно постигшего его горя – смерти всей семьи, купец раздал всё свое имущество нищим и посвятил себя служению Богу. Ища мудрого духовного наставника, он пришел в Свято-Троицкий монастырь к преподобному игумену Сергию и принял от него пострижение с именем  Феодосий.

Но близость столичного города и многолюдность большого монастыря утомляли святого и напоминали о прошлой суетной жизни. На память ему все чаще приходила пылающая гора, что видел он на реке Шексне.

Желая уединенного подвижнического жития, преподобный Феодосий, испросил у старца Сергия позволения удалиться на север, в места малоизвестные. Авва Сергий благословил и дал ему в помощь одного из своих учеников, сподвижника и сомолитвенника, преподобного Афанасия, по прозванию «Железный Посох», которое  подвижник получил из-за  обычая всегда носить  с собою железную палку для изнурения плоти.

Угодники Божии поселились в Белозерском краю на Череповском урочище, среди непроходимых дремучих лесов, в  местности, при впадении реки Ягорбы в реку Шексну. Здесь, у часовни в честь Воскресения Христова, которую построил Феодосий еще будучи купцом, иноки поставили  церковь в честь Святой Троицы.

Следуя примеру своего учителя преподобного Сергия, угодники Божии вели строгое иноческое житие, пребывая в непрерывных трудах и неослабных всенощных молитвословиях. Благочестивые подвижники умерщвляли свои тела постом и молитвою,  ведя  невидимую и суровую брань со страстьми и похотьми. Они  непрестанно воздыхали о грехах своих и памятовали  о часе смертном.

Слава об их равноангельном житии, строгом воздержании, трудолюбии, смирении и душевной чистоте стала распространяться, и постепенно к Афанасию и Феодосию начали собираться люди, чтобы под их руководством спасать свои души.

Вскоре устроился небольшой монастырь. Преподобные строго наставляли братию соблюдать общежительный устав: никому не следовало что–либо приобретать для себя или что-то считать своим, по заповедям святых отцов все надлежало считать общим.

Преподобный Феодосий стал первым настоятелем обители. Приняв смиренно  тяжесть игуменского  креста,  он не скорбел об оставленном богатстве и людской славе, твердо памятуя, что не от людей, а от Бога следует искать похвалы. Будучи строителем нового монастыря, расположенного в лесных, непроходимых местах, он, несмотря на все беды и трудности,  всегда во всем полагался на Бога, веря, что Щедрый и Милостивый Господь не оставит Своей благодатью усердно работающих Ему.

После многих лет богоугодной жизни, чувствуя приближение своей смерти, преподобный Феодосий призвал к себе монастырскую братию и дал ей наставление. Он увещал иноков пребывать в вере и единомыслии, хранить чистоту душевную и телесную, удаляться от злых похотей и страстей, питать ко всем нелицимерную любовь. Перед своей кончиной сей достойный подвижник поставил вместо себя игуменом преподобного Афанасия.

Подлинно неизвестно в каком именно году преподобный Феодосий предал свою святую душу в руки Христа Бога, Которому он со всей своей  любовью и усердием угождал в жизни.

Иноки с  псалмопениями и надгробными песнями  погребли честное тело святого в обители, которую он основал и где столь ревностно подвизался, служа им во всем добрым примером.

Господь, как любящий Отец, не оставил чад Своих, даровав им нового заботливого наставника – преподобного Афанасия. Благодаря этому светильнику веры и благочестия, умудренному  духовной опытностью,  братия жила в мире и любви, неся посильные подвиги во славу Господа нашего Иисуса Христа.

Скончался преподобный Афанасий 5 июля[4] 1392 года, в один год со своим великим учителем преподобным Сергием Радонежским. С псалмопениями и надгробными песнями братия похоронила святое тело преподобного Афанасия  в обители, отдавши землю земле.

В 1764 году Воскресенский монастырь был закрыт. А в 1777 году из подмонастырской слободы и села Федосьева был учрежден город Череповец. Поэтому преподобные Афанасий и Феодосий считаются основателями не только монастыря, но и города Череповца.

Милосердный Господь дивно прославил Своих угодников: и по сей день многочисленные и различные чудеса подаются всем с верою призывающим их и просящим их о помощи и заступлении.

Память их совершается 9 декабря, в Собор Вологодских святых, а также в Собор Радонежских святых.

[1] Афетов Л.В. Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений. 1895 год. Рукопись.//ЧерМО, Ф.9, оп. 43, ед. хр. 1, л. 20.

[2] Афетов Л.В. Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений. 1895 год. Рукопись.// ЧерМО, Ф.9, оп. 43, ед. хр. 1, л. 10-11.

[3] Афетов Л.В. Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений. 1895 год. Рукопись.//ЧерМО, Ф.9, оп. 43, ед.хр. 1, л. 14.

[4] 18 июля по новому стилю.

Составители жития: протоиерей Олег Кочубей, Е.А. Силина.

Исследования историков

 Сведений преподобных Афанасии и Феодосии сохранилось мало, так как в Смутное время Воскресенский монастырь был почти до основания разрушен, и при этом погибли все письменные источники.

Согласно преданию об основании города Череповца, два инока, Феодосий и Афанасий, пришли на место, где срубил часовню один московкий купец, увидевший когда-то здесь удивительное зрелище: неожиданно днем сделалось темно, а лодка с товаром села на мель. Пораженный купец стал горячо молиться, и его глазам предстало видение: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, озарилась светом, лучи которого, казалось бы, указывали направление пути. Лодка купца снялась с мели и поплыла к горе, а видение исчезло. Потрясенный до глубины души, он взошел на гору. Ему представился чудесный вид: в низменности, поросшей густым лесом, извивалась река Ягорба, вдали на восток уходила серебряная лента Шексны. Купец отметил это место крестом, а год спустя вернулся сюда и срубил небольшую часовню. Далее, согласно преданию, иноки Феодосий и Афанасий поставили там церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь. О святом Феодосии ничего доподлинно неизвестно. О преподобном Афанасии также почти никаких сведений не сохранилось, лишь в летописных святцах о нем сказано: «Преподобный Афанасий пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392 по Р.Х.)»; в Строгановском иконописном подлиннике описывается обличие святого: «Преподобный Афанасий… подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы».

Вкладная запись 1567 г. в одной из рукописей Череповецкого Воскресенского монастыря сообщает о первых храмах и об основателях обители: «Сия книга святыя обители сея Воскресения Христова, и святыя Живоначальныя Троицы, и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона и начальников святыя обители сея преподобных отец наших Феодосия и Афанасия» (ИРИ. Т. 6. С. 657-658). Из того факта, что одна из первых церквей Череповецкого монастыря была освящена в честь Св. Троицы и преподобных Сергия и Никона Радонежских, митр. Амвросий (Орнатский) делал вывод, что Афанасий Череповецкий пришел на берег р. Ягорбы из Троицкого Сергиева монастыря, так как отшельники в древности имели обыкновение строить обители по образцу тех, в которых они приняли монашество.

По мнению Л. А. Афетова, написавшего в конце XIX века рукопись «Исторический очерк бывшего Череповского Воскресенского монастыря и его земельных владений», первооснователь монастыря Феодосий и легендарный купец, срубивший часовню, – это один и тот же человек. Основание монастыря состоялось по благословлению преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Феодосий и стал первым настоятелем монастыря.

Вторым настоятелем стал преподобный Афанасий, ученик преподобного Сергия, имевший прозвище «Железный посох». Свое прозвище старец получил из-за железной палицы, которую он носил с собой для изнурения плоти.

В летописных святцах сказано «преподобный Афанасий пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392 по Р.Х.)». В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) в числе святых «града Устюжны Железныя» назван «преподобный Афанасий пустынник, зовомый Железный Посох, ученик бысть святаго Сергия Чудотворца, преставися в лето 6900 (1392)» (в дате, приведенной в «Описании», очевидно, недописаны цифры десятков и единиц лет, кончину Афанасия  Череповецкого, по-видимому, следует отнести ко времени после 1392). «Описание» по списку Савваитова (Барсуков. Стб. 67) называет другую дату преставления преподобного Афанасия Железного Посоха — 1388 г. Эти сведения «Описания» традиционно относят к Афанасию Череповецкому, хотя Н. П. Барсуков различал 2 святых: преподобного Афанасия по прозванию Железный Посох, подвизавшегося в Устюжне-Железной, и Афанасия Череповецкого — основателя череповецкого монастыря. Малообоснованной представляется точка зрения И. Ф. Токмакова, который считал Афанасия Череповецкого уроженцем Устюжны-Железной, подвизавшимся как юродивый при церкви Рождества Христова в Устюжне до своего прихода на Ягорбу.

Время основания череповецкого Воскресенского монастыря неизвестно, но он существовал к 1449 г., т. к. этим годом датируется грамота, данная обители белозерским кн. Михаилом Андреевичем (ИРИ. Т. 6. С. 656). В 1764 г. Воскресенский монастырь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 г.- в городской собор. Время местной канонизации преподобных неизвестно, она подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского епископа Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архимандрита Иеронима (Зиновьева).

Литература, содержащая сведения о преподобных отцах наших Афанасии и Феодосии Череповецких:

  • Описание о российских святых. С. 182; ИРИ. Т. 6.
  • Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь. С. 56-57;
  • Барсуков. Источники агиографии;
  • Поройков Н. Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии // Новгородские ЕВ. 1895. № 3;
  • Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание г. Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С. 63-65;
  • Зверинский. Т. 2. С. 103-104, № 738;
  • Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 467;
  • «Зеленая» Минея, ноябрь, том 2, стр. 400;
  • Рыбаков А. А. Устюжна: Череповец: Вытегра. Л., 1981;
  • Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 64;
  • Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. С. 250-251;
  • Хрусталёв М. Ю. Воскресенский Череповецкий монастырь по архивным и иконографическим источникам XVIII-XX вв. // Череповец: Альманах. Вологда, 1999. Вып. 2.
  • Хрусталёв М. Ю. , Афанасий Череповецкий // Православная энциклопедия, т. 4, с. 70-71.

Иконография

Имя  Афанасия Череповецкого встречается под 5 июля в иконописных подлинниках кон. XVIII в. (БАН. Строг. № 66. Л. 116об., с добавлением: «глаголемаго Железного Посоха») и 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 181об.).

Известно несколько икон преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких конца XIX века. (ЧерМО. Воскресенский собор Череповца): святые изображены в рост, в молитвенном предстоянии иконе Троицы Новозаветной («Отечество»), на фоне пейзажа с каменным Троице-Сергиевским собором Череповца (разобран в 1929), облачены в схиму, с куколем на голове, имеют седые бороды средней длины, ладони сложены на груди крестообразно, в левой руке четки. В иконостасе правого придела Воскресенского собора, освященного во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, находится образ 1900-х гг. подобной иконографии.

В конце 90-х гг. XX в. иконописцем МДА С. Л. Тарасовой была написана аналойная икона «Преподобный Сергий Радонежский благословляет преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких на основание монастыря» (Воскресенский собор Череповца).

В 1992 году на набережной Ягорбы в Череповце поставлен памятник преподобным (скульптор И. Архипов); в 1997 г. на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде воздвигнут памятный крест с 20 образами вологодских святых (скульптор А. В. Климков), среди которых представлен Афанасий Череповецкий.