Протоиерей Александр Иванович Мошинский прослужил в храмах Вытегорского района Череповецкой (а тогда — Олонецкой) епархии 20 лет.
Отца Александра называли «праздничным батюшкой», потому что с его появлением в души людей приходили пасхальная радость и утешение.
Пастырь в проповедях был немногословен и прост. Отличался большой любовью к богослужению, строго следил за чётким соблюдением церковного устава.
Александр Иванович Мошинский происходил из семьи священника Ивана Алексеевича Мошинского. Родился он 29 мая 1885 года в селе Карбозеро (ныне Подпорожский район Ленинградской области).
Духовное образование получил в Олонецкой Духовной семинарии.
21 сентября 1907 года обвенчался с Глафирой Васильевной Громовой, дочерью протоиерея Василия Ивановича Громова, закончившей Олонецкое женское епархиальное училище, готовившее учительниц для школ крестьянской грамоты.
7 октября 1907 года Александр Мошинский был рукоположен Преосвященным Мисаилом, епископом Олонецким и Петрозаводским, во диакона, а 12 октября того же года – в сан священника к Покрово-Власьевской церкви Лядинского погоста Каргопольского уезда (ныне — д. Столетовская (Лядины) Каргопольского района Архангельской области). Также отец Александр был принят членом Благочиннического совета, вёл страховые дела по храмам и другим зданиям церковного ведомства.
Около 4-х лет трудился здесь отец Александр, а затем, 9 июня 1911 года был переведён в Порожскую Константино-Еленинскую церковь Вытегорского уезда Олонецкой епархии (ныне – деревня Порог Вытегорского района), где прослужил до 1913 года.
С 26 октября 1913 года священник был назначен настоятелем в Саминскую Ильинскую церковь Вытегорского уезда (ныне — с. Саминский погост Вытегорского района).
Этот красивый деревянный шатровый храм постройки конца XVII – начала XVIII веков является самым древним памятником деревянного зодчества на территории Вытегорского района. Сохранился до наших дней.
На новом месте служения отец Александр также стал членом местного Благочиннического совета.
С 11 октября 1916 года служил настоятелем Оштинской Богоявленской церкви Лодейнопольского уезда Олонецкой епархии (соврем. – село Ошта Вытегорского района).
Здесь отец Александр также трудился ещё и заведующим женской церковно-приходской школой.
Всего в храмах Вытегорского района, ныне входящих в состав Череповецкой епархии, отцу Александру довелось прослужить около 20 лет.
В каждом из выше означенных приходов священник исполнял обязанности законоучителя, иногда в нескольких школах одновременно. Его супруга Глафира Васильевна была учительницей, и вероятно, работала вместе с мужем в тех же школах.
Семья священника была многодетной. Впоследствии два сына – Виктор и Асинкрит – стали священниками и были репрессированы, а дочери Анастасия, Глафира, Клавдия и Матрона вышли замуж за священников.
Весной 1923 года отец Александр был арестован за сопротивление обновленцам, провёл в заключении 4 месяца.
В 1924 году был удостоен сана протоиерея.
31 июня 1931 года священник был перемещён настоятелем к каменной церкви Рождества Богородицы в посёлок Кириши Ленинградской области. 26 февраля 1933 года был назначен настоятелем в Подпорожскую Димитриевскую церковь, а 13 ноября 1933 года – в Пулковскую Смоленскую церковь под Ленинградом.
В 1935 году удостоен права ношения митры.
Во время очередного витка гонений на Церковь в 1938 году Пулковский храм был закрыт, и с 9 января того же года отец Александр был назначен настоятелем кладбищенского Спасо-Парголовского храма (г.Санкт-Петербург, район Парголово), в котором прослужил до конца жизни.
Священнику довелось пережить тяжелые годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Спасо-Парголовская церковь и служивший в ней священник стали в это тяжкое время утешением в скорбях всем страждущим от голода и лишений.
Во время войны и блокады полуголодный протоиерей Александр продолжал совершать богослужения в холодном, недотопленном храме.
По воспоминаниям прихожан, по завершении Литургии священник выходил с кадилом в притвор храма, заполненный телами людей, умерших от голода и при бомбёжках, и совершал их отпевание. Ленинградцы привозили умерших на саночках. Погибших было так много, что не все вмещались в притвор. Многих отец Александр отпевал прямо на улице. Также священник заботился и об их погребении. На территории кладбища рядом с храмом был вырыт ров, в который и захоранивали погибших.
Несмотря на все трудности блокадного времени, священник после богослужений обходил дома верующих и совершал требы. Окормляемый им в качестве благочинного в 1944 — 1955 годах Пригородный округ был обширен, простирался от Выборга до Гатчины.
Родные рассказывают историю о пяти яйцах, бывших в то голодное время настоящей драгоценностью. Их священник получил в благодарность за приобщение на дому одного болящего и отдал нуждающимся уже в следующем же доме, куда пришёл совершать требы.
Пастырские труды отца Александра в военные годы были оценены властями. В 1946 году священника наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В 1952 году на праздник Пасхи священник был удостоен почётной церковной награды– вторым крестом с украшениями.
По послевоенным воспоминаниям современников, протоиерей Александр, как организатор и церковный администратор, был строг и аккуратен, как хозяин дома – гостеприимен и радушен.
Часто его дом с большим приусадебным участком был переполнен.
Из отдалённых уголков благочиния к нему приезжали священники в забрызганных грязью по бездорожью рясах и в кирзовых сапогах. Многие из них имели многодетные семьи и с трудом выживали на незначительные приношения бедных прихожан из отдалённых приходов. Всех их надо было принять и накормить. Двери веранды распахивались и матушка Глафира Васильевна ставила самовар. Никто из приезжавших в гости не оставался без чая с вареньем, ведь на участке, спускавшемся к самому озеру росли и малина, и смородина, а с мостков над водой можно было ловить рыбу, что являлось важным подспорьем для хозяйства, особенно в трудные послевоенные годы.
Бывали и архиереи. Особенные дружеские отношения были у отца Александра с епископом Симеоном Лужским (Бычковым), и Преосвященным Романом, епископом Эстонским и Таллинским (Тангом). Всех важных гостей отец Александр принимал в своем кабинете, где у иконы горела негасимая лампада.
Несмотря на то, что больное сердце всё чаще и чаще давало знать о себе, священник до последних дней служил в храме, трудился настоятелем и благочинным.
«В один из зимних дней 1955 года, – как вспоминал клирик Спасо-Парголовского храма диакон Алексей Тихомиров, – находясь в епархиальном управлении по служебным делам, батюшка потерял сознание и был доставлен в больницу. У постели больного круглые сутки находились супруга и дочери».
В субботу 26 февраля 1955 года отец Александр мирно отошел ко Господу. Как только эта весть дошла до Парголовского храма, печально зазвонили его колокола. Отпевание совершалось в среду первой недели Великого поста.
Заупокойную Литургию приехал совершить епископ Эстонский и Таллинский Роман. Множество священников из города и всех концов Пригородного благочиния сослужили ему. К началу отпевания приехал митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Отпевание длилось три часа.
Погребли настоятеля у алтаря храма, в котором он служил в последние годы.
Жизнь отца Александра пришлась на тяжёлое для России время. Его вера и любовь к Богу и ближним прошли испытания в суровые годы революции, войны и блокады Ленинграда. Гонения на верующих советской власти не сокрушили мужественного исповедника.
Вспоминая слова апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7), укрепимся и мы в вере христианской и помянём в своих молитвах заботливого пастыря и наставника многих верующих: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, приснопамятного протоиерея Александра, и прости ему вся согрешения вольныя и невольныя, и даруй ему Царствие Небесное».