Протоиерей Михаил Алексеевич Смирнов родился 28 октября 1893 году в деревне Хотыль Устюженского уезда в многодетной семье. В детстве он страдал «куриной слепотой» – плохо видел в сумерках. Заботу о мальчике взял на себя настоятель Покровской церкви г. Устюжны иерей Павел Остряков и его супруга. Отец Павел и матушка Мария упросили родителей Михаила дать им мальчика на воспитание, так как своих детей не имели. Те согласились. Так отец Павел стал одновременно приемным и духовным отцом ребенка.
Михаил, по примеру своего наставника, решил всецело посвятить себя Богу. Он окончил Устюженское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию, ректором которой в те годы был архимандрит Алексий (Симанский) – будущий патриарх Алексий I. Во время учебы юношу постигло большое горе: от гриппа-испанки умерли его приемные родители.
В 1916 году, после завершения учебы в семинарии, Михаил поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Но закончил только два курса, так как в 1918 году академия была закрыта.
Тогда будущий священник вернулся в Устюжну и непродолжительное время трудился делопроизводителем Устюженского и Залесского лесничеств.
В 1919 году епископом Алексием (Симанским) Михаил был рукоположен сначала во диакона, а спустя непродолжительное
время, и во иерея к Покровской церкви г. Устюжны, где когда-то нес службу его приемный отец иерей Павел Остряков.
В этом храме о. Михаил прослужил без малого 22 года.
В 1922 году батюшка был назначен благочинным Устюженского округа, обязанности которого с перерывами исполнял вплоть до своей кончины, проявив себя стойким борцом против обновленчества.
Отец Михаил пользовался заслуженным авторитетом среди верующих и священнослужителей, сводя на нет влияние антицерковной пропаганды в Устюжне и ее окрестностях. Поэтому светские власти стали действовать против него методами угроз и прямых репрессий, принуждая снять сан. Не выдержав преследований, батюшку оставила жена, но сам он остался верным христианским обетам. Поэтому власти активизировали травлю священника.
Органами ОГПУ 15 мая 1932 году он был арестован и осужден по статьям 58-10 и 58-11 «за контрреволюционную пропаганду». Решением выездной сессии коллегии ОГПУ от 14 сентября 1932 года отец Михаил был приговорен к заключению в концлагерь сроком на три года, но вскоре по просьбе верующих он возвратился к месту своего служения
Все довоенные годы отца Михаила постоянно подстерегала угроза ареста. Поэтому прихожане, горячо любившие своего батюшку, прятали его в Устюжне, в подвалах домов, в родной деревне Хотыль и даже в лесу.
В 1941 году Покровская церковь была закрыта, а ее настоятель в очередной раз арестован. Отца Михаила отправили в Шексну, на лесосплав. Прихожане собирали передачи для любимого батюшки со всего города. На свидания к заключенным допускались только родственники. Ольга Алексеевна Девяткина, которой приходилось выдавать себя за сестру заключенного настоятеля (имела одинаковое отчество), ходила к нему в Шексну из Устюжны пешком, так как денег на проезд не было.
В лагере отец Михаил пользовался уважением не только среди верующих, но и среди атеистов. Во время церковных праздников он отказывался работать. Наказание (карцер) батюшка воспринимал с радостью, так как там он мог помолиться без помех.
Тюремное начальство неоднократно пыталось его «убрать». Однажды, перед самым ледоходом его отправили с одного берега реки Шексны на другой с запиской. Отец Михаил, помолившись Господу и перекрестившись, выполнил приказ. На другом берегу удивились – как он смог пройти? «А помолился и прошел, как по мосту» – объяснил батюшка. Тогда ему приказали отправляться обратно. И вновь с молитвой отцу Михаилу удалось перейти реку. Как только он перешел, лед тронулся.
После возобновления богослужений в Носовской церкви под Череповцом верующие Покровской Устюженской общины, настоятелем которой более 20 лет являлся о. Михаил, активизировали попытки добиться открытия своего храма, но возродить родной приход им не разрешили, так как Покровская церковь уже была переоборудована под кожевенную промартель и все ее имущество «ликвидировано». Но взамен власти согласились отдать Казанский храм. Согласно официальной справке, богослужения в нем возобновились 28 сентября 1943 года. 29 сентября 1943 года в качестве священников данной церкви были зарегистрированы протоиерей Михаил Алексеевич Смирнов и о. Александр Иванович Надеждин. Обязанности псаломщиков стали исполнять священник Иоанн Степанович Соболев и Михаил Петрович Смелков. В 1944 году о. Иоанн Соболев перешел на священническую вакансию, а вторым священником Устюженского храма был назначен протоиерей Александр Иванович Соболев.
Таким образом, В Казанском храме г. Устюжны молитвы о победе русской армии возносили четыре священнослужителя и один церковнослужитель.
Причем отец Михаил с первых же месяцев своего служения стал призывать верующих вносить средства на нужды обороны. О том, как это происходило, красноречиво говорит следующий рапорт председателя Устюженского райисполкома:
«В Вологодский облисполком.
Уполномоченному СНК СССР по делам русской православной церкви по Вологодской области тов. Игнатову на № 103-5 от 23.06.44 г.
Устюженский Исполком районного Совета депутатов трудящихся на Ваш запрос о высылке сведений о патриотической деятельности действующей церкви сообщает следующее: за время с 24.10.1943 г. по 30.08. 1944 г. священником действующей Казанской церкви Смирновым сделано 18 выступлений перед верующими о помощи Красной Армии. Проведен сбор средств для Красной Армии в сумме 24 107 рублей и собрано средств для детей фронтовиков 12 332 рубля. Всего поступило средств в Устюженское отделение Госбанка 36 439 рублей. Изготовлено и сдано верующими теплых вещей: шерстяных носков 14 пар, шерстяных варежек – 4 пары.
Председатель Исполкома Райсовета
Секретарь Марков.
30.08.1944 г.»
После назначения на Вологодскую кафедру епископа Иустина (Мальцева), протоиерей Михаил Смирнов был назначен благочинным 2 округа Вологодской епархии. При его непосредственном участии были открыты Понизовская Георгиевская церковь Устюженского района, Воскресенский собор г. Череповца и ряд других церквей. Оставаясь благочинным, отец Михаил неоднократно служил в Череповецком Воскресенском соборе. В 1954 году, после смерти его настоятеля протоиерея Димитрия Белова он стал исполнять должность главного священника череповецкого собора, одновременно являясь настоятелем Казанской церкви Устюжны, а с апреля 1955 года – еще и исполняющего обязанности настоятеля кафедрального собора города Вологды. Как опытный протоиерей и отличный знаток устава, отец Михаил много сделал для вверенных его руководству приходов. Согласно некрологу, именно «его заботами приобрели благолепный вид Казанский храм в Устюжне, Вологодский кафедральный собор и Череповецкий Воскресенский храм».
Отец Михаил состоял членом Епархиального совета и председателем Епархиальной ревизионной комиссии. Его усердное пастырское делание отмечено высокими Патриаршими наградами, вплоть до митры и второго креста с украшениями. Он также был награжден орденом св. равноапостольного князя Владимира II степени и неоднократно – Патриаршими благословенными грамотами.
В конце 1955 года, после устроения церковной жизни в Вологде и Череповце, отец Михаил окончательно переехал в Устюжну.
По воспоминаниям прихожан, был он добрым и внимательным. Каждому казалось, что это именно к нему батюшка относится с особой теплотой, потому что душевного тепла отца Михаила хватало на всех. Верующие рассказывали, что о. Михаил, подобно святителю Николаю Чудотворцу, узнав, что кто-то нуждается в помощи, втайне ночью приходил в их дома и на пороге оставлял деньги, продукты, теплые вещи, в которых в тот момент особенно нуждались люди. В службе он был строгим, но никогда не кричал. Он искренне любил своих прихожан и очень дорожил богослужением. Однажды, когда отец Михаил был в Москве у патриарха Алексия I, тот предложил своему старому знакомому послужить вместе с ним, но батюшка отказался, сославшись на то, что в праздник родная Устюжна останется без него.
Отца Михаила любили не только устюжане, но и верующие других приходов и духовенство всей епархии.
Отец Михаил взрастил нескольких видных архипастырей. Он был наставником диакона Николая (Кутепова), ставшего впоследствии митрополитом Нижегородским и Арзамасским, иерея Михаила (Мудьюгина), будущего ректора Ленинградской духовной академии и архиепископа Вологодского и Великоустюжского, протоиерея Василия Чугунова и протодиакона епархии Георгия Рябинина. В 1958 году отец Михаил привлек к исполнению обязанностей чтеца Виталия Арсентьевича Белова, который с 1967 по 1990 год являлся настоятелем Воскресенского собора г. Череповца.
В середине 1960-х годов здоровье батюшки резко пошатнулось. Трудно было ходить. На службу его теперь возили в грузовичке, единственном доступном транспортном средстве. Когда отец Михаил окончательно слег, то он признался однажды диакону Георгию Рябинину: «Как бы я был рад только подавать кадило и молиться в алтаре!»
Скончался митрофорный протоиерей Михаил Смирнов 9 марта 1967 года на масляной неделе. Похоронили его в церковной ограде рядом с могилой его воспитателя – священника Покровской церкви в Устюжне о. Павла Острякова. Ныне эта могила пользуется особым почитанием у верующих г. Устюжны.
По заключению прокуратуры Новгородской области от 25 августа 1989 года протоиерей Михаил Смирнов реабилитирован.
Источники:
1. Дела №№1а/6786, 1а/8822, 1а12231 Архива УФСБ РФ по Новгородской области.
2. Ф. р-15 ОП.1 Д. 59. МУ «Череповецкий центр хранения документации».
Благодарим за предоставленные материалы Татьяну Николаевну Новожилову, работников прихода храма Казанского образа Божией Матери г. Устюжны.