Жизненный путь и подвиг веры этого подвижника связан и с Череповецкой епархией и с Вологодской. Это был последний служащий священник в Кирилловском районе в период репрессий в первой половине XX века. Заключительные годы земного странствия стали для него временем мучительных допросов, завершившихся кончиной в Белозерской тюрьме. 14 апреля 2024 года исполняется 85 лет со дня преставления игумена Иннокентия.
Будущий игумен Иннокентий (в миру — Калинин Иван Федорович) родился 21 января 1886 года в деревне Селище Усть-Угольской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии в крестьянской семье.
Окончил 2 класса церковно-приходской школы.
Из любви к Богу еще в юности решил оставить суетный мир и поступить в монастырь. В 14 лет Иван пришёл в Нило-Сорскую пустынь, насельником которой оставался до её закрытия. В 1908 году юноша был определён в обитель указным послушником.
Его духовным наставником стал многоопытный подвижник и аскет – схиигумен Нил (Судьбицкий). Послушник Иван в 1904–1919 годах служил келейником при схиигумене Ниле в Иоанно-Предтеченском скиту. Здесь, в скиту, он нёс послушание певчего и библиотекаря.
Инок Иоанн стал первым историографом Нило-Сорской пустыни. В 1913 году вышла в свет его книга «Описание Нило-Сорской общежительной пустыни».
В 1914 году он принял монашеский постриг, при пострижении был наречен Иннокентием, затем рукоположен во иеродиакона.
В 1915 году иеродиакон Иннокентий был определен ризничим, в 1917 году — казначеем, в 1917-1919 годах состоял монастырским письмоводителем.
С 1917 года исполнял послушание казначея монастыря.
В 1917 году он был избран представителем от общежительных монастырей Новгородской епархии и командирован на Всероссийский съезд учёного монашества, проходивший в Сергиевом Посаде 7-14 июля.
8 сентября 1918 года иеродиакон Иннокентий был рукоположен во иеромонаха.
В апреле 1919 года отец Иннокентий был мобилизован в тыловое ополчение, где прослужил 4 месяца.
Затем иеромонах Иннокентий» возвратился, как указано в послужном списке Нило-Сорского монастыря, «по приговору прихожан Соровской церкви для исполнения религиозных нужд народа». Несмотря на гонения против Церкви и верующих, отец Иннокентий продолжал духовно окормлять христиан, служа приходским священником в Вознесенской церкви местечка Сóрово.
Кроме того, с 1920 года, чтобы снискать пропитание, он трудился счетоводом в двух кооперативах.
Сóровская церковь оставалась последней среди закрытых монастырей и приходов, куда тайком пробирались верующие из других районов.
Так, при этом храме жил последний епископ Кирилловский Тихон (Тихомиров), окормлявший приходы Череповецкой епархии в 1920-1924 годах и управлявший Череповецким викариатством в 1926-1929 годах.
Игумен Иннокентий знал, что будет репрессирован, так как ни священников, ни монахов на свободе в Кирилловском районе в 1938 году, кроме него, уже не осталось. Но он до конца остался верен своей пастве и пастырскому долгу.
13 января 1938 года кирилловскими властями были поданы в облисполком сведения о наличии церквей по району и сельсоветам. «…В районе служителей культа один, Калинин Иннокентий Фёдорович […], регистрация не производилась с 1936 г., [церковь] действующая, на некоторую часть населения имеет большое влияние, и не только на окружающее население Липовского сельсовета, но даже и других сельсоветов: Вогнемского, Пидемского, Филипповского, Суховерховского. Береговского, Гориц и др[угих] сельсоветов, посещающих церковь. Кроме перечисленных сельсоветов, приезжают из других районов, таких как Череповецкий, Белозерский [и] более отдалённых».
18 мая 1938 года игумена Иннокентия арестовали, ему предъявили обвинение по статье 58-10 части II Уголовного Кодекса РСФСР.
Содержался он в Белозерской тюрьме. На допросы отца Иннокентия возили в Кириллов, где не раз допрашивали с применением пыток.
Так в протоколе судебного заседания от 25-26 марта 1939 года в показаниях обвиняемого Калинина значится: «Протокол своего допроса на предварительном следствии я подписал, потому что допрашивавший меня начальник РО НКВД т[оварищ] (имя написано неразборчиво) применял ко мне насильственные меры,
тыкал меня кулаками под бока и заставлял стоять, не сходя с места по 10 часов, в результате чего ноги у меня опухли, и потому, чтобы лишиться дальнейших мучений, я не выдержал и подписал протокол».
Сам протокол допроса, хранящийся в следственном деле архива УФСБ Вологодской области, составлен стандартно, он почти ничем не отличается от других следственных дел, что свидетельствует о том, насколько массовым был террор в то время. (Тогда часто документы составлялись вообще без участия обвиняемого).
Из текста протокола видно, что вёлся он не со слов игумена Иннокентия.
Так, в протоколе отцу Иннокентию приписаны слова: «Я усилил контрреволюционную агитацию среди населения… через исповедь… и ставил вопрос «доволен ли он существующим строем». «Крестьян, которые ко мне обращались за советом, я убеждал, чтоб они в колхозы не вступали, запугивал их голодом…».
Давались показания после физического воздействия на подследственного.
До наших дней сохранился рассказ Евгении Васильевны Тихоновой, близко знавшей игумена Иннокентия: «Отца Иннокентия гоняли на допросы постоянно из Белозерска в Кириллов, зимой. Туда да обратно надо было ходить пешком, а он был слаб здоровьем. Многие из нашей деревни ходили следом за ним. Последний раз он уже не шёл, а его привезли. Лицо чуть-чуть видно, шарфом весь опутанный, а на ногах ничего тёплого нет. Замучили его…».
Начальник Кирилловского РО НКВД констатировал, «что обвиняемый по настоящему делу Калинин Иван Фёдорович 14 апреля 1939 года скончался от туберкулёза легких и слабости сердечной мышцы, о чем имею подтверждение и справку Белозерской тюрьмы».
Следственное дело было прекращено за смертью обвиняемого в Белозерской тюрьме.
Реабилитирован 27 мая 1996 года.
В приложении:
1. Фото иеромонаха Иннокентия (Калинина) с неизвестными. 1929 г.
2. Труды инока Иоанна (Калинина): Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Новгородской епархии. 1913 г.; Нило-Сорская пустынь и ее подвижники. 1914 г.
Приложение:
Инок Иоанн (Калинин). Нило-Сорская пустынь и ее подвижники
Инок Иоанн (Калинин). Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Новгородской епархии