Родился в 1778 году в семье диакона погоста Чуди, Череповецкого уезда, Новгородской губернии.
В ноябре 1788 года поступил в Кирилло-Белозерское уездное духовное училище, а через 4 года был переведен в Александро-Невскую главную семинарию, которая с 1797 года переименована в Санкт-Петербургскую Духовную академию.
В 1800 году окончил курс учения и был определен преподавателем разных предметов в Новгородскую Духовную семинарию.
С 1802 года — инспектор Новгородской Духовной семинарии.
10 марта 1804 года утвержден префектом семинарии и преподавателем философии.
10 июля 1805 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона; 23 июля — во иеромонаха и 14 августа причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры.
9 февраля 1808 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря и ректором Новгородской Духовной семинарии.
С сентября 1811 года — настоятель Новгородского Юрьева монастыря.
В марте 1812 года назначен настоятелем ставропигиального Московского Новоспасского монастыря.
12 марта 1816 года хиротонисан в Санкт-Петербурге во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии.
С 9 ноября 1819 года — епископ Пензенский и Саратовский.
4 сентября 1825 года уволен на покой с пребыванием в Кирилло-Белозерском монастыре.
Скончался 26 декабря 1827 года и погребен в Кирилло-Белозерском монастыре, у входа в Успенский собор.
В 1813 году настоятелю Новоспасского монастыря архимандриту Амвросию было поручено восстановление некоторых московских монастырей, пострадавших от нашествия неприятеля. В докладе Святейшего Синода говорилось, что архимандрит Амвросий «оказал особенное старание и попечение», за что и был награжден орденом святой Анны 2-ой степени.
Преосвященный Амвросий известен как автор замечательного труда «История Российской иерархии», начатого им еще в период его преподавательской и ректорской деятельности в Новгородской Духовной семинарии (1804-1810). Он взял на себя священную обязанность приготовить этот огромный труд ко второму изданию по собранным дополнительным и полнейшим сведениям. С этой целью в январе 1825 года подал прошение в Святейший Синод об увольнении на покой. Эта просьба была удовлетворена в сентябре месяце.
За свои ученые труды преосвященный Амвросий получил звание почетного члена императорского московского общества истории и древностей Российских.
Епископ Амвросий был великим подвижником. Строгость и суровость к себе и другим — вот его качества, которые прежде всего отмечали современники. Он был образцом воздержания в пище. Нестяжательность его не знала границ. Он раздавал все свои вещи и деньги, отдавая даже самое необходимое.
Точный в соблюдении церковного устава он требовал этого и от других.
Настойчивость его характера и огромная сила воли были непреклонны. Большей частью он был сосредоточен, молчалив и никогда не забывал, что он монах.
Преосвященный Амвросий в высшей степени был требователен к тому, чтобы в храме стояли благоговейно, не терпел ни разговоров, ни перехода с места на место и, если замечал это, то тут же делал строгий выговор, невзирая на лица.
При непреклонной прямоте и правдивости его отношения с властями были крайне натянуты, тем более, что он горячо отстаивал интересы Церкви и духовенства.
Подведомственное ему духовенство он стремился исправлять весьма жесткими мерами, желая поднять его на должную высоту, за что и получил название «грозного».
Как ни строг был епископ Амвросий, однако он свои наказания растворял милосердием и провинившихся не оставлял без места.
Характерно, что нетребовательный в домашнем быту, он пышно и торжественно и с большим благоговением совершал богослужения. Его богослужения и проповеди были очень продолжительны. Иногда он служил почти в пустом храме.
После 6-ти летнего служения в Пензе он ушел на покой в Кирилло-Белозерский монастырь, бедным странником, покидая епархиальный город на крестьянских дровнях, одетый в простую монашескую одежду и нагольный тулуп.
На покое в обители преосвященный Амвросий пребывал в совершенном безмолвии, даже послушник служащий ему, иногда более трех недель не видел его лица. Только в ночное время выходил он в другую келью, где до утреннего благовеста предавался молитве, а затем вновь возвращался в свою малую келью.
Все нужды по келье исправлял сам, даже мыл полы.
Находясь на покое, преосвященный Амвросий не забывал о бедняках. Послушник записывал имена и просьбы всех приходящих к нему за помощью и вместе с продуктами оставлял на столе архипастыря, который делал заметки на обороте, кому сколько дать и оставлял деньги.
По его кончине в малой келье, куда при его жизни никто не входил, были найдены: стул, связанный веревками, заменявший ему постель и костыль, служивший опорой во время постоянного бдения.
«Каким-то обстоятельным, сосредоточенным в себе светом, какой-то могучей, непреклонной правдой влечет к себе память этого крепкого борца церковной истины».
Труды:
Литература:
- Савваитов, «Препод. Амвросий Орнатский», 1869.
- Бантыш-Каменский. «Словарь», т. I, стр. 38.
- «Сборник II отд. Имп. Акад. Наук», V, вып. I, стр. 22-23.
- Записки неизвест. «Жизнь пройти не поле перейти». («Русский Вестник», 1881, сентябрь).
- Поселянин. «Русские подвижн. XIX в.» СПБ-1900, изд. I, стр. 40-46.
- Поселянин. «Последн. обстоят. жизни Амвросия Орнатского во время пребыв. его в мон-ре». М-1847, стр. 1-9.
- Р.Пр.Нкр., т. I, стр. 25.
- Колосов Н. А. «История Российск. иерархии». («Церковный Вестник», 1985, N 31, стр. 985).
- Венгеров, «Крит-биогр. сл.», стр. 485-491.
- Строев П. стр. 954.
- Булгаков, стр. 1408.
- Толстой Ю. N 219.
- Денисов, стр. 393-399.
- «Списки архиереев», N 219.
- «Письма митрополита Киевского Евгения (Болховитянова) к В. Г. Анастасевичу». («Русский Архив», 1889, стр. 37, 42, 49, 198).
- «Записки графа М. Д. Бутурлина» («Русский Архив», 1897, стр. 595 п/с).
- «Переписка архиепископа Нила с епископом Иеремией о месте кончины Арсения Мацеевича». («Русский Архив», 1901, стр. 43).
- «Русская Старина», 1872, март, стр. 356-357, 480-481.
- -«- -«- 1879, август, стр. 729-730.
- -«- -«- 1883, июль, стр. 129-178, 145 п/стр., 169 п/стр., 178 п/стр.
- -«- -«- 1886, июнь, стр. 710.
- -«- -«- 1903, июнь, стр. 555, 562; декабрь, стр. 638.
- -«- -«- 1910, ноябрь, стр. 448-452.
- «Исторический Вестник», 1884, апрель, стр. 235.
- -«- -«- 1893, сентябрь, стр. 732, 734-736, 739, 742, 744, 745-748.
- БЭЛ, т. I, стр. 598.
- БЭЮ, т. I, стр. 485.
- БЭС, т. I, стр. 141-142; т. II, стр. 1790.
- ЭС, т. II, стр. 333.
- Н.Д., стр. 20, 70.
- Венгеров С. Источники словаря русских писателей. Т. 1. СПБ, 1900, с. 55.
- Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых. т. 1. Берлин, 1876, с. 22.
- Межов. Русская историческая библиография. т. 3, СПБ, 1893, с. 348.
Источники:
Православие.RU- http://www.pravoslavie.ru/archiv/archiereology11.htm
Амвросий, епископ Пензенский//Поселянин Е.Н. Русские подвижники 19-го века.
Амвросий Орнатский, епископ Пензенский. 1778-1827 гг. // «Русская старина», июль 1883 года, стр.129-178
Амвросий (Андрей Антипович Орнатский) // «Новгородские епархиальные ведомости», 1896 год, № 8, стр.541-544
Э.Риммер, М.Бородулин. Амвросий Орнатский.
Орнатские./»Белоликовы»//http://belolikovi.narod.ru/ornatskie.htm