Ко дню памяти священномученика Васса Никейского сотрудниками Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии сделан литературный перевод жития святого с первоисточника Analecta bollandiana, T.50. 1932 год (стр. 303-310).
Васс, почтенный муж, похвальный по характеру и благочестивым поступкам, выдающийся епископ, усердно служил Богу телом и душой, ежедневно совершал богослужения, принося бескровную жертву Богу и Создателю за себя и свою во Христе паству. Известен он был не только мудростью своей, но и восхитительными цветами святых добродетелей. Сей славный учитель благочестия был всегда внимателен к небесному, хранил целомудрие, являясь образцом гостеприимства и истинным примером воздержания и справедливости.
Некий богохульник, по имени Перенний, нечестивый идолопоклонник и лютый гонитель христиан, узнав о служителе Божием, возносящем всю свою жизнь к Богу и совершающем святые дела, велел привести его к себе. Перенний принялся уговаривать святого Васса: «Почему ты медлишь, делая себя недостойным предлагаемого тебе достоинства? Почему не исполняешь повеленное Сенатом? Почему не следуешь принципам Рима? Ты хочешь избежать сурового приговора правителя? Тогда почему не бежишь от орудий приготовленных против тебя?».
При этом допросе святой Васс, не боясь угроз, непоколебимо стоял своим умом пред очами Божиими, готовый на исповедание Господа нашего Иисуса Христа. Ревностный старец, утешаемый в Господе, всеми чувствами души и тела искал спасения нечестивца и приносил ему ответы, говоря: «Ты велишь мне принести идольские жертвы, о, жестокий тиран, но время муки острее. Ты не знаешь, но я страдаю, представляя твою погибель, ибо тебе грозят муки в преисподней. О несчастный, разве ты не знаешь, какой огонь зажжен для тебя и какой бессонный червь ожидает тебя? Ты думаешь, что я должен бояться твоих угроз или твоих орудий? Ты недолго будешь гневаться, через некоторое время умрешь и будешь мучиться без конца. Поэтому, пока ты исполняешь повеления неправедного владыки твоего, злейший, ты в нечестиях своих докажешь, что Господь наш Иисус Христос мстит за рабов Своих. Зачем царские обетования возвышают тебя? Зачем ты восстаешь против Праведного, несчастный? В смерть неразумно войдешь и в погибели навсегда останешься. Изобретатель злых дел, разве ты не знаешь, что тебя ожидает кара? Устыдись гнать Христа, Сына Божия, советник диавола, изобретатель злого умысла, заговорщик беззакония, друг разрушения, причина страданий, слуга нечестивого осквернителя и прерывателя добрых дел».
Злочестивый Перенний, услышав эти слова, приказал наказать святого. Он велел воинам принести различные орудия пыток и показать их блаженному Вассу, надеясь привести страдальца в ужас.
Но мужественный воин Христов остался непоколебим, не переставая умными очами взирать на величие вечного Царства. Разжигаемый любовью к Богу Васс исповедовал Божественную Троицу: воздев руки и сердце к небу, он прославил Единого Вечного Бога.
Нечестивый Перенний знал, что святого человека нельзя сломить ни угрозами, ни ужасами, которыми он старался склонить его к собственным заблуждениям, поэтому, исполненный гнева, правитель приказал приложить к нему раскаленные в огне железные пластины. Повеление было исполнено — горящее прижигание нанесли на его тело.
Несмотря на муки, святой Васс еще более воспламенился духовным огнем. Его обожженное тело стало распространять сладкое благоухание на всех, кто был вокруг.
Желая исполнить приказания нечестивого Перенния, слуги, мучая страдальца, устали и устыдились, потому что не могли одолеть блаженнейшего Васса.
Тем временем Перенний поспешил войти в храм Аполлона, так как желал увидеть зрелища состязаний, проходивших в нем. Он приказал привести туда и святого епископа Васса в связанном виде, чтобы тот увидел победы Аполлона. Итак, святой связанный цепями и сопровождаемый толпой был приведен на игры. Сердце блаженного радовалось, потому что он сподобился стать живой жертвой Христу. Боголюбец желал быстрее окончить свою жизнь, чтобы увидеть святой лик Господа.
Придя в город Аполлона, расположенный в его провинции, епископ не переставал проповедовать всем, находившимся там, Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Знатные мужи города Геладий, Трофим и Неоний, наученные в вере святым епископом, восклицали, благодаря блаженнейшего: «Добрый жребий открыт нам Богом и дарован через учение слуги Его епископа Васса».
Отсюда блаженный муж, укрепленный Божественной силой, пошел по Карсийской дороге, неся возложенные на шею железные цепи, за честь полагая такие страдания во имя Христово.
Видевшие узника, жалели его и плакали, говоря: «Как этот старец, обременённый такой тяжестью, может на своих плечах нести столь тяжёлые цепи?» Глядя на них, ревностный святой стал говорить им: «Плачьте о себе, своем безумии и своих заблуждениях. Стыдитесь потерянного ума вашего и нечистоты вашей. Зачем вам плакать обо мне, когда уже открыты для меня райские врата и радуются воинства горнего Царства, где Отец и Сын и Святой Дух, единый истинный Бог, царствуют во все века? Покайтесь в своих злых делах в этом скоротечном веке, чтобы иметь вечную жизнь в вечном Царстве».
В городе Аполлона он был приведен к прето́ру. Этот служитель готовил ладан, чтобы излить запах своего нечистого поклонения своим богам. Язычники устанавливали трубы, готовили барабаны и органы для озвучивания жертвоприношений и украшали храм и весь город.
Перенний сказал блаженному Вассу: «Доколе, Васс, будешь ты продолжать свою свирепость, отказываясь подчиняться нашим приказаниям?» Блаженный Васс ясно ответил: «Покуда Бог и Господь мой, Царь Небесный, повелит взять душу мою из этого бренного тела и поместить в небесные сферы руками святых ангелов». И добавил: «О, самый лживый, зачем ты хочешь убедить меня оставить покланение единому живому и истинному Богу и принять мирские суеверия? Я поклоняюсь самому непобедимому и вечному величию, которое есть непреодолимая Троица, Отец и Сын и Святой Дух, единый Бог, Всемогущий и Бессмертный, Которым сотворено все сущее, как на небе, так и на земле. А ты, глупый и жестокий, кланяешься идолам тщетным, глухим и немым, чрез это нечистое поклонение погружаясь в разорение и разрушение. Посему уготована мне награда вечная, и слава сохранится вовек, и спасение, благословение и утешение будет даровано в Царстве Небесном. Но для тебя продолжится адское наказание и огонь неослабевающий, где будет тебе много ужасов и тьмы, а также вечные скорби и страдания. Почему ты двигаешься в безумной ярости, надеясь, как враг Божий, своими кознями согнуть меня, раба Христова, или запятнать меня идолами? Да прекратится теперь тщеславная тревога твоя, которую ты проявляешь о христианах, поклоняющихся Христу, как истинному Богу».
Услышав это, Перенний отвратился умом и лицом и покраснел от смущения. Он, как и все вельможи, бывшие с ним, дивился постоянству епископа. Потом же нечестивый начал скрежетать зубами на праведника, как леопард во время охоты, и велел воинам избить его. Подвижник же Христов ликовал душой и телом, восхваляя и величая Господа Бога, своего Создателя. Воины были настолько свирепы в исполнении приказаний, что прохожие не могли выносить вида жестоких и частых ударов орудий. Но истязания не смогли хоть сколько-нибудь навредить стойкости святителя. Снова Перенний помрачился в рассудке и взволновался яростью, не находя плана, которым можно было бы привлечь на свою сторону святого человека. Наконец, он повернулся и сказал своим товарищам: «Освободите Васса, и, если он станет поклоняться великим богам нашим и смирится в наших глазах, он будет одним из моих друзей. Но если он будет упорствовать в дерзости, то увидит и почувствует мое негодование в последующих наказаниях, и душа его вместе с теми, кто помещен в темницу, погибнет на глазах у всех и будет принесена в жертву славнейшему богу Аполлону». Услышав это, Христов Васс, доблестнейший воин, улыбнулся и, показав светлое лицо свое, исполненное радости, сказал Переннию: «Что ты возбуждаешь свое злодейство? О, дракон и злобный змей, разве ты не понимаешь, что твоя гордая жестокость не сможет одолеть меня? Вот руки твоих солдат устали; их глаза потемнели, потому что они не нашли ничего, чем могли бы меня погубить. Доколе, нечестивый, будешь продолжать свое нечестие? Об остальном молчи и устыдись, когда увидишь, что твоя злоба бессильна».
Разгневанный Перенний сказал слугам: «Положите Васса ниц и накажите множеством ударов плетью». Тогда воины схватили его и с ревностью старались исполнить волю господина. Но ни одна из причинённых ран не оставила шрамов на теле святого. Когда нечестивейший Перенний обнаружил это, он снова приказал своим слугам освободить его от всех уз и отпустить на волю, повелев не охранять его. Ибо он сказал: «Теперь мы посмотрим, совершит ли он возлияние в честь наших богов». Если же он не согласится, то ему самому следует принести дрова для себя, костер ожидает его». Услышав это, святой сказал Переннию: «Невольно ты сказал правду; ибо поистине одна победа останется за мной надо всеми, когда я буду побежден по жестокости твоей и пойду к Господу моему Иисусу Христу». И, сказав это, приготовил себе вязанки дров и нагруженный ими стал перед преторией.
Перенний готовился отправиться в храм Аполлона, чтобы принести там жертвы в обычном порядке. Когда он шел, святой мученик Божий шел впереди него, неся на плече вязанку дров. Но Перенний спросил его, сказав: «Что ты решил, Васс?» И ответил святой: «Глупый, упрямый сердцем и телом, ты не сможешь понять моего решения. Эта вязанка дров знаменует причину, раскрывает мое намерение принести себя в жертву». Как только святой Васс прибыл в храм, он положил дрова и сел на них. Тем временем готовились нечестивые и пустые всесожжения, посвященные дьявольскому ритуалу. Для них возжигался огонь, от которого исходил темный дым, очень зловонный и очень едкий.
Затем нечестивейший Перенний повелел блаженному Вассу принести жертву, сказав, что если он не сделает этого, то его самого бросят в огонь вместе с дровами, которые он нес, тем самым принеся в жертву великому богу Аполлону. Вооружившись крестным знамением, святой вошел в самую середину пламени. Огонь был очень горяч, так что пламя и страшный дым от него поднимались в небо. И когда жрецы идолов и Перенний с ними увидели святого человека, пылающего среди пламени, имеющего неповрежденный вид, сохраняющего радость, они весьма дивились этому.
Но Перенний видя, что он потерпел поражение от мученика, повелел своим товарищам отвести связанного блаженного Васса к судье Никейской провинции для продолжения суда и пыток. Святой был направлен к судье Бинанцию, которому были посланы письма нечестивым Переннием с приказанием лишить жизни угодника Божия скорым приговором, вменяя ему в вину презрение указов Цезаря, отвержение культа богов и обращение многих в веру в Христа Распятого.
Бинанций получив приказы такого рода, не стал задавать узнику вопросов, а, сев перед трибуналом, приказал вынести смертный приговор. Судья велел приготовить острые и длинные железные гвозди, чтобы ими жестоко проколоть тело его от подошв ног до макушки головы.
Когда служители прокалывали нижнюю часть ног его, святой сказал им: «Обуйте ноги Мои в приготовление к благовествованию мира». И добавил: «В этих сандалиях можно идти отдыхать». И он пел: «Освети слово Твое, Господи», и остальное. Когда его ноги прокололи до колен, он сказал: «В такие сапоги должен быть одет воин Христов, стремящийся к Царству». Пока они протыкали среднюю часть тела, доходя до шеи, он сказал: «Одетый в эту одежду, я буду продолжать сражаться в стане Господнем, поскольку Господь одел меня в одежду веры». Как только палачи стали переходить к верхней части тела, он добавил: «Это шлем спасения, которым защитил меня Господь Иисус Христос». И сказав это, он предал Богу свою святейшую душу шестого декабря, во времена императоров Деция и Валериана.
Мучители тотчас же взяли его тело, выбросили за стены города в безлюдном месте, оставив непогребенным. Но христиане взяли его, завернули в чистое полотно и с честью погребли там же.